Как AC⚡DC чуть не сорвались в пропасть по Дороге в Ад

Rock Stories
8 min readSep 5, 2018

«Сделай или умри» — именно в такой ситуации оказались австралийцы перед началом работы над своим сверхскоростным альбомом Highway To Hell, ставшим для группы площадкой для космического старта. Но процесс создания альбома проверил группу на прочность, оттолкнув к пределам возможного.

Холодный январь 1979. Нью Йорк, Рокфеллер Плаза. Штаб квартира компании Atlantic. Совет директоров в составе президента компании Джерри Гринберга, главы лейбла A&R Майкла Клеффнера и менеджера австралийской рок-группы AC⚡DC Майкла Браунинга. Тема для обсуждения непростая, если не сказать: тяжелая. Суть проблемы — полный провал группы на американском рынке и что с этим делать?

Несмотря на триумф на Родине и достаточно уверенный взлёт в Европе, в Америке Группа никак не может добиться успеха. Ни один из их альбомов не принёс ожидаемого. Например Dirty Deeds Done Dirt Cheap в Штатах совсем решили не выпускать. Мало того, их последний «живой» альбом If You Want Blood You’ve Got It, задуманный на фирме Atlantic, как «способный сделать KISS с их триумфальным Alive», катастрофически провалился в продажах ибо выступления группы во первых не были столь зрелищными, как это делал Симмонс и Ко, а во вторых не пришёлся по вкусу Ди Джеям FM-программ, ведущие радиостанции просто проигнорировали его. И как итог — катастрофически низкие продажи.

Именно по этой причине Браунинг был приглашен в штаб квартиру компании. Президент Гринберг видел проблему в вокалисте, чей голос, по его мнению не нравился американским слушателям: «Почему бы им не попробовать какого нибудь другого?». Вопрос стоял именно так.

Так как менеджер группы стоял на своём и отказывался решать вопрос с Боном Скоттом радикально, настало время Клеффнера выйти с предложением: «Возможно им стоит сменить продюсера?». Скорее всего Гарри Ванда и Джордж Янг сделали все что могли сделать на этом месте, и может стоит попробовать кого либо еще? Но дело было в том, что они имели дело с Семейным Бизнесом, ибо продюсером AC⚡DC был никто иной как старший брат Ангуса и Малькольма Янгов — Джордж Янг.

«Это казалось невозможным, ибо Джордж был для них непререкаемым авторитетом» — вспоминает Майкл Браунинг. Но аргумент относительно предпочтений FM станций был весьма весомым и значимым.

Совещание завершилось общим согласованным решением, AC⚡DC нужен новый продюсер, чтобы наконец-то «взломать» дверь на рынок США.

Через неделю Майкл Клеффнер вылетал в Сидней (Австралия) и ему предстояло донести горькую правду до Джорджа: ему придется сделать шаг в сторону, ради пользы дела любимых братьев.

Нельзя сказать, что Джордж принял эту новость на позитиве, но Майкл имел существенный аргумент: Atlantic продолжит инвестировать в проект, и Джордж ответил согласием. Он уступит, ради братьев.

Итак, в начале 1979 года проект под названием Highway To Hell, который коренным образом изменит судьбу группы стартовал и начал потихоньку набирать обороты.

В процессе диалога с Джорджем Янгом Майкл держал в голове кандидатуру нового продюсера группы Эдди Краммера. Через неделю тот уже летел в Сидней в новом качестве.

36 летний Краммер имел большой опыт работы с Джимми Хендриксом, Led Zeppelin и KISS, но его работа в Австралии забуксовала с первого дня.

Чужого парня из Нью Йорка австралийцы встретили «по одежке» и все три брата Янга были готовы к войне. Ситуацию усугубляло пьянство Бона Скотта, что совсем не вписывалось в стандарты нового продюсера группы.

«Я приехал и мы зависли с первого дня»-вспоминает Эдди: «Вокалист, имевший совершенно неповторимый голос пил беспрестанно и так, что бороться с этим стало для меня серьезным вызовом. А братья были столь непреклонны, что общение с ними напоминало забивание гвоздей в ствол большого векового дуба».

В итоге Краммер принял решение перебазировать группу подальше от Джорджа и дома, в регулярную студию в Майами, штат Флорида. Однако саботаж не прекращался, копии демо записей за его спиной отправлялись в Сидней, брату Джорджу в обмен на его разгромные отзывы.

После серии нервных звонков от Малькольма Янга, требовавшего крови, Краммер был уволен, а перед Браунингом встала нелегкая задача быстрой и эффективной замены. Только одна кандидатура всплывала в его голове: 31 летний Матт Ланж, недавно достигший успеха с Бобом Гелдофом. Его группа Boomtown Rats возглавила чарты с песней I Don’t Like Mondays. Майкл попросил одного из своих менеджеров Клайва Калдера поговорить с Маттом — готов ли он поработать с австралийскими братьями и их группой. На что Клайв выразил свое сомнение относительно успеха этой идеи в силу отсутствия чего бы то ни было общего между ними. При этом сам Браунинг позвонил Янгам и объявил им, что ради них он «договорился с самим Ланжем». Ответ был прост как репа: «А кто это?»

Но мяч был на стороне Браунига и решение было им принято. Выходец из семьи среднего класса Роберт Джон «Матт» Ланж родился в ноябре 1948 в Северной Родезии (ныне Замбии) на юге Африки. Прежде чем сесть за микшерский пульт, он начал свою карьеру на крохотной южноафриканской музыкальной сцене. Как продюсер он слыл перфекционистом. Он мог до бесконечности заставлять музыкантов играть тот или иной фрагмент в попытке достичь желаемого результата. Данный подход, надо сказать, был полярен к методам и подходам к работе ребят из AC⚡DC. Тем не менее эти «противоположности» впервые увидели друг друга в марте 1979, и обе стороны вряд ли представляли себе к чему это все приведет. А некоторых из участников это вряд ли напрягало.

«Матт был занят уборкой в тот момент и на нем были зеленые резиновые сапоги а в руках швабра, ребята глянули на меня с молчаливым вопросом: что это за хер такой? А я не знал что и сказать им» — вспоминает Ян Джеффери, на тот момент тур менеджер группы.

Матт скорее всего был в курсе ситуации с Джорджем, но виду не подавал. Браунинг представил его парням как «своего рода гения», и те тоже держали языки под контролем. Однако, как потом шутил Малькольм: «если бы мы знали, что он так тащится от своего успеха с „Крысами», мы бы его и на порог не пустили»…

Взаимные подозрения ни коим образом не помешали команде и ее продюсеру погрузиться в работу, которая началась непосредственно 24 марта в студии

Раундхауз в районе Чалк-Фарм на севере Лондона, а 14 апреля работа, занявшая всего три недели, была полностью завершена.

Первая вещь над которой они собственно начали трудиться была заглавная — «Дорога в Ад». Ангус придумал цепляющий риф который был представлен всем заинтересованным лицам и записан в виде демо-версии при поддержке Малькольма, севшего за ударную установку. Все усилия чуть было не пошли прахом, ибо звукоинженер взявший пленку домой упустил из виду момент, когда его малолетний сын дорвался до кассеты, и заигравшись с ней, размотал и запутал ленту. Всех спас Бон Скотт, имевший привычку все дублировать на свою собственную кассету, которая и была в итоге взята за основу для дальнейшей записи.

Если вы вслушаетесь во вступительные аккорды «интро», то вы обнаружите чудесное сходство с нетленным творением группы Free — Alright Now, и это не плагиат. Так было задумано Маттом, который пригласил на работу ветерана отрасли и бывшего звукоинженера группы Free Томми Платта. Матт вспоминает, что ему нужна была именно такая, чистой воды, кристаллизованная рок вещь, для демонстрации преемственности стиля. Этакая магия пространства и времени.

По замыслу Матта должно было быть что то общее в звучании всех композиций альбома и драйвойвой легковоспламеняемой Touch To Much, пульсирующей Get It Hot, ну и уж если Вы услышали if You Want Blood… вам больше не было места в кресле.

Главное, что Матт привнес в AC⚡DC это «грув» — они теперь были не просто самой отвязанной рок бандой, под их песни было классно двигаться и танцевать.

В работе Джорджа Янга с группой были свои несомненные прелести, но Матт, казалось слышал все и всех, приводя в абсолютное совершенство мелодию, гармонию и ритм. Теперь каждая вещь несла в себе призыв к действию и накрепко приковывала внимание слушателя.

Но не на всех треках педаль газа была вжата в пол до отказа. Местами они давали себе возможность замедлить ритм и выдать некое подобие (если это только может подходить такой банде как AC⚡DC) с позволения сказать…баллады.

Так в случае с песней Love Hungry Man мы видим принципиально иной ритм, нежели в заглавной песне, задающей ритм всей работе. Хотя эта затея не всем была по духу, так например братья Янги всегда смотрели на эту песню как на дальнюю и пройденную переправу, напрочь отказываясь играть ее на концертах. Да и в финальном треке Night Prowler Матт погружает нас и группу в некое подобие грустной электризованной меланхолии, и это же можно услышать на „тотемной» вещи Бона Ride On.

В финальном треке Night Prowler есть нечто большее, и это стихи Бона, который пытается поведать нам историю чудовища, что только и ждет когда вы, слушатель, выключите свет, но ещё не успеете вознести слова молитвы. Это перекликается с ужасами шок-рока от Элиса Купера, но продюсинг Матта Ланжа напрочь отметает даже намеки на какое либо подобие театральности, и вещь звучит грязно и круто.

Лирика других произведений группы, таких как например Girls Got Rhythm или Beating Around The Bush есть не что иное как некое подобие продолжения «откровений с заднего сиденья машины» времён альбома «Грязные Делишки», и хотя музыкально они значительно стали ближе к таким песням как, скажем Oh Well легендарных Fleetwood Mac, суть их и сермяжная правда проистекает от самого дна грязных интимных фантазий Скотта. Но в музыкальном смысле это была уже практически иная Вселенная. Так например Walk All Over You звучит полной антитезой стилю продюсинга от Джорджа Янга. Она имеет блюзовый корни и полна истинного величия. Простенькая Shot Down In Flames это чистой воды поп-рок в своем полноценном зените.

«Матт принес множество изменений в их стиль работы и поведения» — вспоминает Йан Джеффри, принимавший участие в большинстве сессий.

Он вспоминает тот день, когда Бон принес текст If You Want Blood… Он принялся работать над ней как будто вступил в сражение, но в этом было больше сбивчивого дыхания, чем собственно вокала и голоса. И когда Матт потребовал от него обратного, Бон обрушил на него матерную ругань и предложил самому попробовать добиться этого. Матт невозмутимо продемонстрировал требуемое, не вставая с места и как бы говоря: «а ты, собственно говоря, какого черта тут делаешь?»…

Матт также дал ряд уроков Ангусу Янгу, он садил его напротив себя и требовал сыграть соло. И Ангус, словно школьник, садился напротив и играл именно то, что от него требовал продюсер. А Матт приговаривал: «так придержи здесь, пауза, играй»… В итоге мы имеем то самое фантастическое соло из Highway To Hell. Нужно отдать ему должное, Матт никогда не требовал от ребят того, что не мог бы сделать сам. Именно это и сделало альбом столь успешным.

Всегда приходивший первым в студию и последний ее покидавший Матт иногда оставался спать на рабочем месте. А ребята, будто художник обретший музу несли ему все свои идеи и предложения.

Майкл Браунинг в первый раз услышал «Дорогу» целиком у себя дома в Нью Йорке. Заглавный трек был абсолютным прорывом. Это было то, в чем нуждалась Америка на тот момент. И руководство Atlantic это признало. Альбом Highway To Hell сделал имена и группе AC⚡DC да и самому Матт Ланжу как успешному продюсеру в Соединенных Штатах.

Хотя руководство фирмы Atlantic испытывало некоторые опасения насчёт названия альбома, ребята настояли на своём, и название было сохранено.

Были также некоторые разночтения относительно оформления альбома.

Предложение ряда менеджеров лейбла состояло в том, чтобы на обложке оставался один Ангус Янг с маленькими дьявольскими рожками и слегка завитым хвостом. На что группа в грубой форме возмутилась и мы получили то оформление, которое теперь знают и узнают все.

В итоге AC⚡DC получили по-настоящему прорывный альбом, взломавший для них TOP 20 в США и проданный тиражом в более чем семь миллионов копий.

В Британии он вывел их в ТОР 10, став золотым. А на Родине, в Австралии он стал первым впервые после трехлетнего перерыва. Сам Highway To Hell, как заглавный трек так и весь альбом стал абсолютной классикой жанра Классического Рока (простите за тавтологию). Он ознаменовал собой абсолютно Новую Эру, став закатом эры Бона Скотта и его лебединой песней…

P.S. К Сожалению для Майкла Браунинга его время с группой AC⚡DC подходило к концу и после презентации альбома и успешного турне с группой он был уволен. Ребята не смогли простить ему Джорджа Янга… по крайней мере он сам сейчас считает что именно в этом и была суть «непреодолимых разногласий между ним и группой»…

Читай и слушай альбом целиком на сайте RockStories!

Follow RockStories: Facebook | Vkontakte | Twitter

--

--

Rock Stories

Журнал о качественной музыке! Новости и переводы зарубежных статей и обзоров 🤘🔥🎸