Медитация. Часть 1: Мотивация

Nefedov Efim
Granum Salis
Published in
11 min readOct 14, 2017

Часть 1, Часть 2, Часть 3

Изображение сделано на основе картинок с портала: Designed by Dooder / Freepik

Краткое содержание:

Рассказываю о том, какие есть доказанные эффекты от медитативной практики: развитие внимания, устойчивость к стрессу, боли — найдены небольшие, но значимые эффекты.

Затем рассказываю о моей мотивации к практике. Сначала это было любопытство — в историческом порядке перечисляю, что я находил удивительного в процессе рассматривания внутренних состояний. Теперь к любопытству добавился прагматизм — рассказываю, в чём я вижу практический результат регулярной практики и к чему стремлюсь.

В конце даю базовые рекомендации для начала практики — в предвкушении следующего более подробного поста.

Как же просто медитировать!

  1. сесть с закрытыми глазами
  2. начать следить за дыханием
  3. когда стало понятно, что не следишь — повторить пункт два

Не очень интересно?

Да, но из всех моих увлечений о медитации мне хочется рассказать в первую очередь. И рассказать так много, что в один пост всё не поместится. Поэтому для того, чтобы вы это всё прочитали (в идеале — с интересом), стоит начать с мотивации.

У меня почти аллергия на магическое мышление и догматизм, сильная привязанность к научно-естественной картине мира, и при этом я серьёзно отношусь к моей медитативной практике.

Уже долгое время мне не терпится поделиться со всеми причинами, по которым так получилось.

Скептически настроенный современный человек

в первую очередь пытается разобраться, что о теме говорит наука.

Поверхностный поиск в первых результатах google scholar выдаёт абстракты к следующим медицинским статьям:

  1. Восприятие боли:
    “После основанной на медитации 10-недельной программы по уменьшению хронической боли у половины испытуемых уровень воспринимаемой боли уменьшился на 50%, ещё у небольшой части на 33%”. Эффект нашли классный, качество исследования вроде бы так себе — всего 51 испытуемый, нет контрольной группы.
    (Исследование тут, а вот ещё одно)
  2. Иммунитет:
    “Проведена 8-недельная клиническая программа по обучению медитации + через 4 месяца вакцинация против гриппа. У испытуемых — больше антител и замечена специфичная для повышенного иммунитета реакция мозга”. Исследование тут, 25 испытуемых, 16 человек — контрольная группа.
  3. Тревожность и стресс:
    “22 пациента с тревожным расстройством показали клинически и статистически значимые улучшения после 8-ми недельной программы. Три года спустя о 18 из них снова собрали данные, для того чтобы определить устойчивость результата — улучшения по шкалам тревожности, депрессии, количеству панических атак и т.д. сохранились”. Исследование тут, и ещё здесь про то, как медитации эффективны в улучшении настроения и снижении стресса у пациентов с различными формами рака.
  4. И ещё исследования разные:
    Тут что-то про стресс, что я не понял; тут якобы рекомендации для создания клинических программ (любопытно, хоть покупай статью); здесь задокументировали, что медитация “loving kindness” (любящая доброжелательность) увеличивает позитивные эмоции и удовлетворение жизнью; тут о том, как китайские студенты медитацией тренировали внимание.

Ещё чуть более скептичный человек

пойдет и посмотрит мета-исследования.

Потому что там образованные и (в идеале) специально обученные люди просматривают большое количество исследований и умеют замечать некачественные.

Что видим?

В клинических условиях: Рассматривали 47 исследований с 3515 участниками (ссылка).

Нашли среднее свидетельство улучшения тревожности и боли, слабое свидетельство улучшения стресса и качества жизни, связанного с психическими расстройствами.
Нашли незначительное свидетельство того, что программы медитации более эффективны, чем физические упражнения, прогрессивная мышечная релаксация, когнитивно-поведенческая терапия, и слабое свидетельство тому, что никакого эффекта нет.

Наблюдаемый эффект на негативные состояния слабый и стойкий — сравнивают с результатами от антидепрессантов, но без токсичности.
И добавили замечание о том, что в медитативной практике всегда подчёркивают необходимость долгосрочной работы, что не совсем совпадает с тем, как её адаптируют для этих реабилитационных и исследовательских программ.

Вне клинических условий: Рассматривали 64 исследования, из них только 20 удовлетворяли критериям качества (ссылка).

Тоже говорят, что результаты указывают на то, что терапия, основанная на медитации осознанности, может помогать широкому кругу людей справляться с их клиническими и не клиническими проблемами.

Меня, конечно, это всё не мотивирует

Эти статьи сухие, неудовлетворительные и как будто вилами по воде писаны. Повсюду — “необходимы дальнейшие исследования”.

Я уважал и буду уважать эмпиризм: “для того чтобы получить знание, нужно смотреть на этот мир, исследовать его”. Эта позиция стоит в основе научного взгляда на жизнь и противостоит слепой вере.

“Луна сделана из сыра!” — если я посчитаю размер и массу луны в этом предположении, то какая у неё будет наблюдаемая траектория?
“Гороскопы предсказывают будущее!” — если я раздам людям гороскопы случайным образом, без учета знака зодиака, то будет ли это менее точным?

Именно из-за служения эмпиризму я расписал две страницы реверансов со ссылками на научные статьи, прежде чем позволить себе начать описывать мои личные причины медитировать. Частично для того, чтобы показать, что я — серьёзный человек! =)

Сейчас я занимаюсь медитациями, потому что считаю этот путь эффективным в достижении многих моих целей по развитию характера: понимания, стойкости, спокойствия, счастья. Но начинал я из-за любопытства.

Очень рекомендую попробовать начать — из-за любопытства.

“Сложно понять что-то вслепую. Если хочешь узнать о себе — загляни внутрь и изучай то, что там находится”

Много лет назад

в эдаком исследовательском и любознательном настроении я сидел ночью за компом. С экрана на меня смотрел текст упражнения.

(воспроизведено по памяти)
“Поставьте таймер на 10 минут, сядьте в удобной позе, закройте глаза, следите за ощущениями вдоха и выдоха, старайтесь ни о чём не думать и ничего не делать”.

В то время я был школьником и по ночам мне особо делать было нечего, поэтому: “ну, ок!”

Интересное #1: Я в какой-то момент перестал понимать, что бы могло значить “ничего не делать” — я всё время что-то делал! Думал или чувствовал, вспоминал или фантазировал, ругал себя или удивлялся. Даже как будто слишком много всего за 10 минут сделать успел…

Интересное #2: Я очень хотел всё сделать как в задании и ни о чём не думать. Это моё желание было полностью проигнорировано моими мыслями — они клубились, кружились, роились и чего только не делали. Что-то очень новое по сравнению с руками и ногами, которые меня до этого слушались беспрекословно.

Тот превосходный опыт я успешно забыл на несколько лет (до следующей интересной встречи с практикой), но это задание теперь занимает почётное место вступительного упражнения в нашей игре FriendZone. За него можно получить 0 баллов, а отзывы разнятся от совершенно не понимающих до подозрительно восторженных.

Лет пять назад

я был студентом и залпом смотрел научно популярные лекции и популярные лекции атеистов. Одна из них — лекция Сэма Харриса про смерть и настоящий момент.

Многое из того выступления было захватывающим и познавательным. А самое большое произошло примерно на 30 минуте, когда Сэм перед аудиторией, заполненной атеистами, сказал: “Давайте попробуем провести небольшой эксперимент”, — за чем последовала медитация, в которой он направлял присутствующих своими комментариями.

Если вы знаете английский и раньше не медитировали, рекомендую попробовать сейчас, чтобы составить своё мнение перед тем, как перейти к воспоминаниям о моих впечатлениях. Та медитация значительно более детальная, чем пункты 1–3 в начале этого поста.

Интересное #3: Слушая подсказки, я направил внимание на физические ощущения кистей рук. Отдельные покалывания, пульсации, мгновения тепла, прохлады и давления действительно составляли скорее расплывающееся облако ощущений, в котором еле угадывалась форма кисти. То же самое происходило и с остальными тактильными ощущениями всего тела — живое облако разнообразных сигналов очерчивало довольно расплывчатую фигуру. Это же мой первый внимательный взгляд на “карту тела” в соматосенсорной коре! (подумал я). Когда эта информация не подкрепляется визуально — становится понятнее, насколько она неточная и неоднородная. (Попросите вашего друга дотронуться вам до спины одним, двумя или тремя пальцами — и попробуйте почувствовать разницу)

Интересное #4: Следуя по подсказкам дальше, я впервые ощутил, какие ещё мыслительные объекты существуют в этом чёрном пространстве, в котором появляются все ощущения. Моё настроение — смесь сонливости и беспокойства (какие у него черты? какая форма? где находится и как воспринимается?) было отдельным от объектов, представлявших звуки или мысли; они находились в разных местах, приходили и пропадали с разной скоростью, мысль могла вытянуть за собой другую мысль или погаснуть.

Интересное #5:

“Вам может казаться, что ваше сознание находится внутри головы, за лицом, но с точки зрения того, что вы реально ощущаете — это просто набор различных ощущений, появляющихся в сознании”

“Открыв глаза, легко подумать, что что-то фундаментально изменилось. Мгновение назад вы были внутри своей головы, наблюдая, как внутренние мыслительные процессы появляются и исчезают в пространстве сознания, а сейчас вы находитесь в обычном мире. Но никаких фундаментальных изменений не произошло — всё, что вы ощущаете сейчас — это тоже восприятие внутренних мыслительных моделей, которые построены в мозге”

Я был заинтригован.

К тому моменту у меня была довольно устойчивая картина мира — реального физического пространства, которое мы воспринимаем через модели, построенные на основании данных из органов чувств.

Ошибки в этих моделях можно наблюдать в виде визуальных иллюзий, когнитивных искажений и волшебных трюков.

То, что, оказывается, такое количество внутренних процессов можно внимательно и детально рассматривать (стоит только закрыть глаза и следовать понятным инструкциям), было для меня революционным.

На этом энтузиазме я продержался чуть меньше двух месяцев — ежедневные медитации по 20–30 минут, увлечённый поиск статей в интернете и одна среднего качества книжка.

У меня значительно изменились некоторые интуиции о том, что происходит в моей голове:

  • насколько мои переживания и эмоции глубже и пластичнее, чем слова, которыми сопровождается их появление;
  • насколько состояние автопилота отличается от внимательного присутствия — и сколь значительно нахождение в том или другом состоянии может влиять на исходы похожих ситуаций;
  • как приятно и сильно на меня влияют моменты любознательного созерцания мира, насколько чаще я стал останавливаться полюбоваться закатами, падающими листьями и спешащими людьми.

В какой-то момент я перестал замечать прогресс — не было понятно, есть ли что-то интересное дальше, сами сессии требовали сил и концентрации, потеряли новизну и постепенно прекратились.

Я знал о смутных научных статьях и потенциальной пользе медитаций, но желание практиковать у меня пропало на несколько лет.

Примерно год назад

я попробовал начать практику ещё раз. Сначала — по уже знакомым техникам по таймеру, затем по программам в приложении Headspace и найденным в интернете бесплатным аудио-медитациям.

Радикально моё отношение к медитациям изменилось после того, как мне порекомендовали книгу “Mind Illuminated”.

Автор Джон Йейтс до 1996 года занимался преподаванием нейробиологии, здравоохранения и физической медицины, а затем переключился полностью на преподавание медитации. Сейчас у него уже сорокалетний опыт практики и преподавания.

В этой книге до меня свежим ветром донёсся практичный и техничный подход к медитации. Практика — это конкретные упражнения, выстроенные в чёткую последовательность, чтобы вырабатывать новые мыслительные навыки и привычки.

Именно в этой книге я увидел интересные идеи вместе с описанием того, чем и почему они могут быть полезны. Последовательные понятные подсказки, куда и как смотреть, с доброжелательной настойчивостью “не надо верить, проверьте на своём опыте” сработали для меня очень хорошо.

Я попробую использовать этот же приём.

Мыслительные привычки и навыки

— почти такие же, как и обычные.

Как мы учимся метать дротики?

Нужно поддерживать сильное желание научиться, повторять действия раз за разом, воспринимать обратную связь (слишком низко или криво) и позволять мозгу делать множество подсознательных поправок в сложных вычислениях, которые выводят из наблюдаемой дистанции до мишени правильные сокращения мышц всего тела, чтобы обеспечить правильную позу и движение руки.

Таким же образом тренируются мыслительные привычки.

Простым примером может служить подход когнитивно-поведенческой терапии к исправлению привычек, например, грызть ногти.

Целиком всю цепочку “что-то происходит — у меня появляется желание погрызть ногти — ноготь попадает в рот — какая-то неосознанная потребность удовлетворена” мы рассматриваем как набор сцепленных между собой мыслительных процессов.

Эта цепочка запускается каким-то триггером (возможно, тревогой), затем заученные процессы в мозгу, минуя осознанное восприятие, запускают моторные программы в мышцах руки, челюсти и шеи.

Исправление привычки

состоит из постоянного выполнения следующих шагов:

  1. Поддержание желания вовремя замечать привычку в момент её реализации;
  2. Позитивное подкрепление в момент когда заметил, что грызу ноготь*;
  3. Осознанное выполнение заранее выбранного заместительного действия (аккуратно положить руку на стол);
  4. Повторять, наблюдая, что замечаешь автоматическую реакцию, становится всё легче, а переключаться на заместительное действие — всё проще. В какой-то момент заместительное действие само становится автоматической реакцией на изначальный триггер.

Важность отмеченного звёздочкой пункта 2 — одна из многих вещей, которые книга доходчиво объясняет.

Процесс, кладущий ноготь в рот (назовём его “А”), происходит в обход сознательного понимания, ведь мы почти никогда не решаем осознанно: “Сейчас погрызу ноготь!” Скорее наоборот — в запущенных случаях мы заняты какими-то своими мыслями и переживаниями и только внезапный сигнал боли даёт нам знать, что мы откусили слишком много.

Если мы начинаем старательно поддерживать желание заметить кусание ногтей как можно ближе к началу этого процесса, то другой мыслительный процесс (назовём его “Б”) начнёт замечать, когда “А” происходит, и поднимать это понимание на осознанный уровень.

При этом “Б” (мыслительный процесс, который отлавливает неосознанные процессы и помещает их в сознание) — сам работает вне сознания!

Ведь он делает свою работу в тот момент, когда мы заняты мыслями о работе или о скучной лекции — в то время, когда мы не осознаём ни того, что мы делаем “А”, ни того, что мы делаем “Б”.

Если мы одобрим результат его стараний позитивным подкреплением и благодарностью: “Да! Это именно то, что я хочу! То, что позволит мне становиться лучше!”, процесс “Б” начнёт замечать то, что мы хотим, всё быстрее и надёжнее.

Если мы будем реагировать болью и негативностью: “Блин, стыдоба! Ну, кто на людях ногти грызёт!”, то мы начнём ассоциировать этот укол боли с успехом работы “Б” и для того, чтобы этих страданий избегать, станем её замечать реже и реже.

В такой же форме

долгое время в медитациях можно создавать и тренировать более глубокие мыслительные привычки, которые все вместе позволят на качественно другом уровне следить за нашими внутренними процессами.

На пути к умению держать непрерывную концентрацию на желаемом объекте потребуется отдельно работать над навыками, контролирующими блуждание мыслей, засыпание, контроль широты фокуса восприятия, поддержания высокой бодрости.

И всё это для того, чтобы иметь возможность долго и непрерывно ясным взглядом и без отвлечений наблюдать за происходящими внутри процессами.

Модель себя

Сейчас у каждого из нас есть в явном или неявном виде какое-то интуитивное понимание того, как работает наш мозг.

Даже если вы об этом никогда в своей жизни не задумывались — у вас в голове есть модель вашей головы.

Когда люди начинают думать о мозге исходя из предположения, что это сложный физический объект, они часто приходят к похожим описаниям: что мозг выполняет разного вида вычисления, сочетая входные данные с хранящимися в памяти моделями для воспроизведения действий или мыслей.

Из всего, что я читал, самым частым объяснением возможности предсказать будущее было следующее: мы проигрываем модель этого будущего с учётом той модели себя и окружающего мира, которая у вас есть.

Выучивание этих моделей может происходить и без нашего осознанного участия — всегда, когда мы наблюдаем окружающий мир.

Так происходит с моделью того, как ловко и быстро плавать, как мотивировать своих сотрудников, как вести себя с полицейским.

Модели нашего мира могут быть более или менее совпадающими с реальностью. Менее — когда они основаны на нерепрезентативной выборке или скорее на художественной литературе, чем на реальном опыте. Более — когда опытный специалист много раз решал ту или иную задачу.

Если раньше у вас не было привычки внимательно наблюдать за тем, что, как и почему происходит в вашей голове, регулярная практика позволит получить намного более точное понимание.

Чуть ли не пошаговые советы и рекомендации в книге “Mind Illuminated” помогают сделать практику намного более ясной, понятной и приятной.

Применяя в обычной жизни наработанные навыки, мы увеличиваем наши способности внимательно воспринимать поступающую информацию, действовать целенаправленно, чаще принимать взвешенные решения, легче переносить боль, ярче и чётче чувствовать наслаждение.

Некоторые из этих изменений я уже ощущаю на себе и буду стараться писать в первую очередь о том, что подтверждается моим опытом.
Джон Йейтс в книге предоставил наставления и советы, которые оказались мне очень полезны. Поэтому у меня больше доверия дальше пробовать то, что он рекомендует делать, и к тому, что подтверждается его опытом и опытом его учеников. В чуть меньшей мере я знаком с работой других учителей медитации. Их опыт и наставления во многом пересекаются с тем, о чём пишет Джон.

Самостоятельная практика

Несколько несложных советов тем, у кого появилось желание попробовать.

Старайтесь, чтобы практика была вам приятна:

  1. Делайте занятия достаточно короткими: 5 или 10 минут в первое время достаточно. Вы избежите скуки, растерянности или усталости, совершенно не нужных на этом этапе.
  2. Обращайте внимание на свои позитивные ощущения во время практики, это может разительно изменить качество опыта.
  3. Посмотрите другой мой пост с советами для более эффективной практики.

Приложите усилие, чтобы сделать практику регулярной:

  1. Выберите регулярное время и место, чтобы не было необходимости каждый раз перед началом занятия анализировать свой график и принимать решения.
  2. Попробуйте десятидневную программу десятиминутных медитаций “Take 10” из Headspace. В ней постепенно вводятся новые техники, за счёт этого сохраняется интерес.

Если вы знаете английский, то рекомендую:

  1. Почитать первую пару глав “Mind Illuminated” — книга написана человеком, у которого опыта на порядок больше, чем у меня.
  2. Попробовать медитацию из выступления Сэма Харриса.
  3. Вроде на реддите сложилось неплохое сообщество, но это не точно.

Если не знаете английского, то ждите и читайте следующие посты, в которых я опишу, что и как я сейчас тренирую.

Мне, в свою очередь, интересно было бы узнать о вашем опыте, а также интересных или полезных ресурсах про медитации.

A ещё буду благодарен за анонимные отзывы, которые мне можно оставлять здесь: http://www.admonymous.co/efim

--

--