Этикет приветствия в чате

Ilya Bezdelev
Живой журнал
3 min readAug 27, 2018

--

На работе мне часто в чате пишут коллеги, которых я не знаю. Как правило, контакт связан с интеграцией с моим продуктом или вакансией в моей команде. Примерно четверть пишут “hey” и ждут моего ответа, прежде чем написать, что им нужно.

Диалог часто выглядит так:

Коллега: hey
Я: hey, what’s up?
К: я увидел вакансию
К: номер 12345
К: мне интересно
К: все еще ищешь людей?
Я: <ответ>

В этом, казалось бы безобидном, подходе есть ряд проблем.

Когда я получаю “hey”, все, что я вижу в чате, — это имя человека. Я не знаю, кто он и зачем пишет. Я трачу несколько секунд, чтобы отвлечься от того, что я делаю, и написать ответное “hey” и, если у меня есть время, посмотреть в директории сотрудников, в какой команде и кем человек работает.

Это только несколько секунд, что за снобизм с моей стороны? Но все не так просто…

Когда я отвлекаюсь от текущей задачи, я переключаю контекст на чат. После ответного “hey”, мне нужно восстановить предыдущее ментальное состояние, чтобы продолжить то, что я делал. Однако, мне интересно, что человеку нужно и мысленно я частично в чате и уже не могу полностью переключиться на предыдущую задачу. Если, как в примере, вопрос вдобавок еще и разбит на несколько сообщений, это дополнительно усугубляет проблему ожидания.

Мозг не умеет делать несколько дел одновременно — как однопроцессорный компьютер, он быстро и часто переключается с одной задачи на другую, создавая иллюзию многозадачности. В итоге, учитывая смену контекста, я теряю несколько минут впустую из-за того, что мой собеседник не соблюдает простого правила первого контакта в чате — уважать чужое время и сразу писать суть вопроса. Этим, кстати, мне нравится емейл — формат электронного письма заставляет выражать мысли развернуто.

Теперь разберем контакт, соблюдающий этикет.

Пример 1

К: hey, я увидел вакансию инженера на сайте, все еще ищешь людей? Я инженер в такой-то команде, твоя вакансия меня заинтересовала потому-то и потому-то.
Я: hey, да ищу, давай попьем кофе, я тебе расскажу что к чему. я свободен в 3.

Пример 2

К: hey, я из такой-то команды, с кем можно обсудить интеграцию с твоим сервисом?
Я: hey, рад помочь. какую задачу пытаетесь решить?

Как видно из этих примеров, в первом же сообщении уже есть необходимая информация, чтобы я мог ответить сразу. Я все равно переключаю внимание с того, что я делаю, но мы переходим к делу без лишней траты времени и мне не нужно переключаться между задачами.

Когда я вижу “hey” на телефоне, а не на компьютере, отправить обратное “hey” требует слишком много усилий, и я попросту забываю и игнорирую этот чат до тех пор, пока не получу полный вопрос. Также я поступаю и с контактами извне компании — если кто-то пишет “hey” в LinkedIn или Facebook Messenger, я классифицирую это как спам и не принимаю чат, пока в нем не будет полной информации. В этом случае несоблюдение этикета вредит в первую очередь самому нарушителю.

Все, что я описал, по большей части применимо к контактам незнакомых людей. Когда пишут друзья или коллеги, которых я знаю, это вполне нормально сначала написать “привет”, чтобы проверить, есть ли я на связи в данный момент. Однако, даже это не всегда уместно. Если ситуация действительно срочная, эффективнее написать “привет! есть срочный вопрос, ты на месте?” или позвонить. В противном случае, лучше просто изложить суть в первом же сообщении 💬

P.S. Буду благодарен тому, кто научит меня правильно использовать “также” и “так же”…

--

--

Ilya Bezdelev
Живой журнал

I code things up, write music and try to make sense of the world. Product Manager @ AWS. Wharton MBA. Ex-DHL. All opinions are my own.