Один совет будущему предпринимателю

Anton Trantin
12 min readNov 10, 2017

--

Прошло чуть больше года с того момента, когда я full-time погрузился в предпринимательство с проектом Yorso, имея две неудачные попытки сделать это же в 2008 и в 2012 году.

До сего знаменательного события я 10 лет проработал в IT-отрасли на разных позициях: начиная от системного администратора и стажера-программиста до архитектора и руководителя IT-отдела крупных и не очень частных корпораций.

О том, как изменилась моя жизнь — далее (осторожно, лонгрид).

Но если кратко — добро пожаловать в тот самый Рай: мир полной независимости от начальников и бесконечного финансового благополучия.

Новая профессия

“Поздравляю, Шарик, ты — балбес” (с) Кот Матроскин.

Самое сложное, с чем пришлось смириться, так это с тем, что ты больше — не технарь, ты — продавец. Еще раз. Ты — ПРОДАВЕЦ, представитель той самой профессии, над которой смеялся и ненавидел все 10 лет уютного кодописательства. Мало того, ты еще и ужасный продавец: оказывается, приносить в компанию деньги гораздо сложнее, чем их тратить. Кстати, и тратишь ты почему-то теперь не деньги компании, а свои собственные.

Твоей ключевой новой обязанностью и задачей становятся бесчисленные коммуникации, желательно эффективные. Мне повезло, т.к. я — экстраверт 80 уровня, поэтому новая роль постоянных встреч, знакомств, переговоров — в какой-то мере приносит удовольствие, я искренне люблю людей, со всеми их пороками и недостатками.

В дополнение ко всему прочему — постоянно снижающийся уровень мотивации и удовлетворения.

Как было? Ты садился, писал код, на экране появлялась кнопка, ты ее нажимал, код работал — все, царь, можно идти домой!

Как стало? Ты сделал, ты еще сделал, потом сделал еще, потом еще раз сделал. Стоп. Что сделал? Да, действительно, что сделал? Ой, уже неделя закончилась, а ты до сих пор не понял, что сделал. Теперь ты постоянно что-то делаешь, круглые сутки что-то делаешь, но это “что-то” — оно неуловимо-неощутимое, называется оно — ты принимаешь решения. А результат принятых решений ты увидишь спустя месяцев 6, не раньше. Привыкнуть не могу до сих пор.

Теперь ты продолжаешь писать код, но не для того, чтобы сделать продукт лучше или отработать зарплату, а чтобы как наркотик вколоть себе мини-дозу моментального получения результата и повышения уровня самомотивации: здесь и сейчас.

Вот еще неполный список профессий, которые пришлось освоить за последний год: операционный директор, юрист, бухгалтер, экономист, маркетолог, грузчик, водитель / курьер, директор по развитию и внешним связям, специалист по работе с GR, кадровик / рекрутер, уборщик, психолог, ментор, копирайтер (я сам эту статью пишу, да).

Сон

Воспользуюсь цитатой одного из знакомых, наиболее полно отражающей новый приобретенный навык:

“Быть предпринимателем — это как быть младенцем: то есть просыпаешься среди ночи и кричишь”.

Стало нормой после сумасшедшего дня пойти спать в час с мыслью “завтра все брошу и выйду на высокооплачиваемую работу”, а затем проснуться в три в состоянии “соберись, тряпка” и сесть работать (кстати, этот текст написан примерно в 3–4 часа утра). Спустя время навык превращается в привычку, и начинаешь относиться ко всему с улыбкой и спокойствием.

Все потому, что объем информации и мыслей не дает голове выключаться, начинаешь в прямом смысле чувствовать работу нейронов и химию процессов, происходящих внутри.

Время

Его. Всегда. Катастрофически. Не. Хватает. Точка.

Я всегда считал себя тайм-менеджером 80 уровня: еще с 2012 года я аккуратно и методично фиксировал время всех своих активностей, систематично планировал и вел календарь и задачник, впоследствии неплохо справлялся во время учебы на MSIT SE (мало кто поймет, но кто поймет, тот мало кто).

Все это был детский сад, добро пожаловать в высшую лигу (ха-ха, наивный, посмотрим через год, что такое высшая лига): прямо сейчас 84 персональных задач TODO, 1155 DONE (за год), десятки на контроле, бесконечные звонки и встречи, почта, мессенджеры, бытовые задачи, семья, родители, друзья, любовницы.

Однако, чтобы справляться с этим хаосом, удалось найти баланс и даже не факапить вещи с дедлайнами и не опаздывать на встречи. Поэтому если вы хотите перейти в новую лигу тоже — задумайтесь о вашем тайм менеджменте уже сейчас. Перечислю основные приемы:

  • Я научился наконец-то говорить нет и стараюсь переводить очень многие встречи в онлайн / на телефонный звонок вместо поездки в кафе.
  • Приоритизация. Я пришел к идеальной схеме категоризации собственных задач (не поделюсь не потому, что жадный, а потому, что каждый должен нащупать свой способ) без потери фокуса на ключевые вещи (шутка, бывают факапы, но скорее на уровне статистической погрешности, я же не робот)
  • Читаю почту не чаще, чем раз в день. В моем случае с 90% вероятностью каждое новое письмо — это новая задача, поэтому лучше выделить отдельный пул времени для ознакомления и занесения всего в задачник.

Сейчас я твердо убежден, что человек, не умеющий организовать свою работу, никогда не сможет организовать работу других.

Семья

Я много раз читал про модные колеса жизненного баланса. Х****. Не верю. Или пока не освоил. Хотя, Джек Уэлч тоже со мной согласен: нельзя успеть везде, поэтому выбирайте: или работа, или семья. Предприниматель как минимум на старте тупо не может выбрать второе (см. раздел “Время”).

Мне повезло, моя жена — золото (ну, как повезло, сам выбирал).

Это тыл, который не должен занимать вашу голову, иначе сойдете с ума. Это тот фундамент, который обеспечивает вам устойчивость. Это та опора, когда поднимает и поддерживает вас в самые сложные минуты и дни “падения”. А что может быть прекраснее, чем успеть прийти домой раньше того, как сын ушел спать, и с криками “Папа, папа!” бежит тебе навстречу — я даже и не знаю. Кто-то говорит, что семья — это обуза. Неправда. Семья — это поддержка и мотивация. Заводите семьи.

Друзья

Это не про тех, что на фэйсбуке. Это про тех, которые настоящие друзья. Те, с которыми вырос и через многое прошел. Но теперь они тебя не понимают (как и родители, кстати). Да, мы по-прежнему дружим, уже семьями, но все чаще ты слышишь от них вопрос типа “Антон, объясни, нахрена тебе все это, иди лучше работай ТОП-менеджером за 500 т.р. в месяц”. Вначале я пытался объяснять, но потом понял, что у каждого свой путь и это нормально. Хорошо, что понимают и они. Однако, все по тому же колесу и балансу времени на них, на друзей, времени остается еще меньше чем на семью, поэтому видеться раз в 6–12 месяцев стало нормой.

Партнеры

Речь идет не о компаниях-партнерах, а о тех, с кем ты работаешь и несешь одинаковые риски. Мне и здесь повезло. Впрочем, не буду повторяться — отдельная заметка по ссылке. Дима, спасибо тебе!

Сотрудники

Одна из новых ключевых компетенций — найм и увольнение людей.

Компания становится ровно такой, каких людей вы туда привлечете. Мне опять повезло: меня окружают действительно прекрасные люди и профессионалы, но если кто из сотрудника хочет и готов превратиться в партнера, пусть знает: надо и вкладывать, как партнер, вместе со всеми рисками и затратами, иначе чудес не бывает.

Я не умею увольнять, это моя слабость, считаю себя т.н. “people person”, поэтому рано или поздно найму отдельно “палача” (или Диму попрошу :)). Хотя, возможно, если человек меня разочаровал, он сам это поймет, и скоро уволится от неимения какой-то внятной перспективы расти вместе со мной и компанией (наивно, конечно, но имею право верить).

Кстати, многие боятся нанимать на работу предпринимателей. Предприниматель — это клеймо. Но давайте немного порассуждаем?

Например, если я приду на роль СТО в компанию — она (компания) может навсегда забыть (в положительном смысле этого слова) о технологическом развитии. Будьте уверены, отдел заработает максимально эффективно и продуктивно (финансы/результат), как если бы это была мини-организация со своим бюджетом и оргструктурой. Многие боятся, что предприниматель всегда будет смотреть на сторону, чтобы снова уйти в бизнес. А может наоборот, он сделает IT отдел прибыльным? Может, надо перестать относиться к предпринимателю-сотруднику как к наемнику, а начать относиться к нему как к партнеру?

Ответьте на вопрос: “А что, если бы там сидел топ-корпорат на бонусах и в зоне бесконечного комфорта — для компании это было бы лучше”? Я много раз видел, как KPI придумываются на ровном месте, а достижение этих самых KPI сводится к игре с бухгалтерией и управленкой: как бы так представить одни и те же цифры, чтобы выставить себя в лучшем свете.

Вернемся к сотрудникам. Нельзя забывать, что они — не вы. Нельзя требовать от них работать по вечерам и выходным. Нельзя требовать от них относиться к бизнесу так, как относитесь вы. Помните о ролях. У них свои проблемы, заботы и планы, которые вас не касаются, а если вдруг коснутся — срочно примите все меры, чтобы оказать посильную помощь. Любите сотрудников, но ни в коем случае не ожидайте, что и они будут любить вас, а скорее даже привыкните скоро, что дистанцируетесь от них, превращаясь в самурая-одиночку и изгоя.

Люди

Окружающий мир немного удивил. Ввиду смены деятельности (много встреч с людьми, принимающими решения, а не с другими айтишниками) все чаще я стал понимать, что для людей из мира “реального сектора” и/или “успешных” бизнесменов, прикоснувшихся к бюджетным потокам, при слове “IT-шник” ты моментально становишься чужим. Серьезно.

Я много раз начинал разговор с интересными людьми, но как только спустя 5 минут вдруг рассказываешь, что еще 2 года назад был программистом, сразу получаешь в ответ: “А, вы не от мира сего, интроверты, куда вам понять реальный бизнес” и человек закрывается. Почему-то считается, что гораздо правильнее быть юристом / экономистом / чиновником / инфобизнесменом, нежели хорошим техническим специалистом. Спустя время я даже стал стесняться своего прошлого и всячески скрывать его, но еще спустя время, активно общаясь с зарубежными коллегами (в основном США), они вновь вернули мне веру в то, что быть IT-шником и понимать IT-шников — это круто. Гордитесь тем, кто вы есть. Сегодня я просто заранее понимаю, с кем пройдет встреча и лучше к ней готовлюсь с точки зрения вектора разговора. Не обязательно врать, достаточно просто недоговаривать.

В остальном — я по-прежнему люблю людей, хотя для большинства из них — вы теперь тоже изгой, который не любит январские праздники и вообще “не от мира сего”.

Государство

Я полюбил государство даже больше, чем оно меня. Вру. Все-таки я всячески стараюсь с ним не контактировать, но регулярно то военкомат, то отдел статистики ставят мне задачи: с датой и дедлайном по времени. Кто там говорил про плохих начальников? Государству отказать нельзя, теперь он ваш новый начальник.

И это самое обидное, что даже не рынок. У государства свои правила и законы, причем стоит тебе чуть-чуть оступиться — ты банкрот. У нас таких случая было два, когда грозил штраф по 500 т.р., что в два раза превышает нашу годовую прибыль. То есть ты такой стараешься всеми силами не умереть на рынке, живешь на супер-низкие зарплаты, а потом раз — у тебя документика не хватает. Что интересно, по одинаковым правилам играем мы — 10 человек штата и оборот 100k$ в год, и Газпром, но в его случае штраф — это в компот ягод не доложат в понедельник на завтрак, в нашем — банкротство.

Думаю, если пройтись по нашим кадровым документам и положениям (которых и без того много: бесконечные книги учета и правила, положения, инструкции по ТБ, написанные для вредных предприятий во времена Берии), то можно без труда еще насобирать нарушений на несколько наших банкротств. Складывается впечатление, что у меня должен быть целый отдел, занимающийся отчетностями и правильным оформлением бумажек, абсолютно не нужных моему малому IT бизнесу, и уж тем более не нужный нашим клиентам.

Нет, я не ругаю Государство (т.к. не знаю, что у других), но зачем все это маленьким компаниям с оборотами до 1 млн. долларов в год и штатом персонала менее 50 сотрудников — ума не приложу. Разве что естественный отбор.

Корпораты и чиновники

Это две очень интересные группы лиц. Объединяет их как правило то, что они и ты — в диаметрально противоположных картинах мира. Во-первых, ты тратишь свои деньги, а они — деньги корпорации; во-вторых, ты измеряешь работы тысячами рублей, они — миллионами; в-третьих, ты быстрый и прогрессивный, а они — медленные и сопротивляющиеся любым изменениям и выходу из зоны комфорта.

Они рассуждают помощниками, отделами и секретарями, визитками с должностями и обращениями по Имени Отчеству, а пробраться к ним можно только через дебри официальных писем или бесконечных форм и бланков, на заполнение которых могут уйти дни.

Плюс ко всему, на каждой встрече кажется, что ты им что-то должен, хотя вроде бы это я плачу налоги туда, а не налоги возвращаются ко мне на счет.

Стоит, правда, признать, что я практически не видел там глупых людей на высоких позициях, но они не в состоянии повлиять на систему, а с течением времени и сами становятся заложниками системы, которую и продолжать поддерживать уже на местах. Хотя есть и еще малый % чиновников, которые удивили своей прогрессивностью и патриотизмом, пытаясь идти “против ветра” и явно выделяясь на фоне коллег.

Для себя я сделал простой вывод — максимально дистанцироваться от подобных вероятных отношений, хотя полностью общения с фондами (о культуре которых даже сделаю отдельный пост) и министерствами избежать не удается.

Деньги

Порой кажется, что я уже и забыл как выглядят деньги на моем счету. Получается странная ситуация, когда ты пашешь круглые сутки, но все ради того, чтобы обеспечить зарплатой сотрудников и чуть-чуть высвободить голову для развития. Когда же удается это сделать — “накрывает” мысль о том, что где-то там, “на воле”, я стОю больших денег и комфортных кабинетов, а здесь, у себя, я даже не могу обеспечить себя зарплатой, достаточной на пропитание: кормит лишь жировой запас прошлых лет.

Отдых и работа

Грань между отдыхом и работой теперь навсегда стерта. Если в найме ты мог “поднапрячься”, посидеть недельку 24х7 и разгрести все задачи, то теперь чем сильнее ты “поднапряжешься”, тем больше новых задач получишь: каждое новое действие порождает новую задачу. Чем активнее ты движешься, тем больше новых преград себе создаешь, чтобы потом с героизмом их преодолевать.

Хотя, стоит признать, не покидает ощущение, что ты свободен: в любой момент времени ты просто берешь и идешь / делаешь то, что тебе хочется и можется. Но поездка в отпуск обычно превращается во время, когда работаешь больше и эффективнее: вырвавшись из операционки наконец-то можно освободить голову для развития компании и проектов.

Принципы

Пожалуй, если раньше можно было относиться к этому “могу-не могу”, то теперь вы — тот бабуин, который постоянно находится в центре внимания, и одна ошибка может стоить очень дорого несмотря на все предыдущие заслуги (опять анекдот, теперь про овец, строго в личку). Итак, я придерживаюсь строго следующих принципов:

  • не врать (и не воровать, хах)
  • не давать и не брать взятки (многие регулярно удивляются мне, что при моем приобретенном уровне знакомств и связей, я почему-то до сих пор ни разу не пользовался ими в корыстных целях)
  • слово “сильнее” бумаги (хотя опять кто-то скажет, что я дурак)
  • верить и полагаться на человека один раз
  • работать в ущерб сейчас, если есть вероятность кратной выгоды потом (хотя этот пункт начинает уже надоедать и журавль так и остается летать в небе)

Книги

Скажи мне, что ты читаешь — и я скажу тебе, кто ты.

Раньше у меня в букридере были книжки по питону и базам данных, а теперь — бизнес литература. Однако, это больше похоже на развлечение: сколько бы ни читал, все равно наступаешь на те же грабли, что и авторы книг.

Нельзя быть предпринимателем в теории или на бумаге, тем более нельзя им быть, будучи частично на окладе в какой-нибудь компании: мосты должны быть сожжены, а иначе это какая-то виртуальная песочница, где ты ничем не рискуешь, имея регулярную поддержку работодателя.

Поэтому: берись и делай!

Общее мироощущение

Всегда напряжен и ждешь подвоха, всегда под психологическим давлением и нагрузкой. У заказчика сроки, а твой контрагент внезапно тебя подводит. Или внезапно проблемы у сотрудника. Или звонок из ФСС. Или трубу прорвало в офисе. Или интернет не работает. В любом случае — виноват во всем ты лично, вся ответственность — также на тебе, но ведь это круто, не так ли?. Со временем, перестаешь думать об этом и относиться философски типа “ну ладно, с кем не бывает, сча закатаю рукава и все решу”, но ощущение внезапности не покидает.

Начинаешь бесконечно ценить минуты, когда ты можешь побыть один и сменить род деятельности, переключающий голову: в моем случае это езда на автомобиле за рулем, обед в одиночестве (хотя предпринимателю и запрещено есть одному, даже в незнакомых местах надо выстраивать отношения с окружающими), прогулка в лесу, медитация, сидя на горшке.

В качестве заключения

Для самых терпеливых: есть ровно одна причина, по которой вы должны и сможете быть предпринимателем. Эта причина — наличие острого твердого предмета в районе вашей пятой точки.

Итак, совет: если нигде ничего “не зудит”, даже не начинайте.

Подарите лучше себе и окружающим следующий список приятных мелочей (если что-то совпало, это чистая случайность):

  • душевный покой и равновесие
  • 8-часовой рабочий день (шучу, 5-часовой, конечно, какой дурак работает 8?)
  • 4 недели отпуска и кучу праздников (идеально, если вы работаете в регионе: ко всем федеральным добавятся еще и региональные)
  • две гарантированные СМС в месяц о поступлении денег на зарплатную банковскую карту
  • кредитный автомобиль и ипотеку
  • непередаваемое восхищение жизнью в Европе, Америке и Сингапуре
  • уникальную возможность регулярно рассказывать окружающим о том, как душат малый бизнес в ЭТОЙ стране, и что если бы не эти проворовавшиеся чиновники, уж вы-то точно создали бы новый эппл

P.S. Пост написан, чтобы вернуться к нему через год и перечитать (ха-ха, опять принял решение, а результат и правильность узнаю через 12 месяцев)

P.P.S. Фраза про любовниц — самая цитируемая и обсуждаемая в личке. Ребят, я же писал в начале, что и профессию маркетолога освоил!

Тем не менее

Я — счастливый человек.

--

--

Anton Trantin

Principal at @Angelneers. Tech Entrepreneur & Executive. Yorso founder. https://trantin.com