Olga Solomatina
3 min readOct 2, 2016

--

РАДИ ЛЮБИМОГО МУЖЧИНЫ СОМЕРСЕТ МОЭМ БРОСИЛ ВЕЛИКОБРИТАНИЮ И СТАЛ КОЧЕВНИКОМ

Главную любовь своей жизни Моэм встретил в сорок лет. К тому времени у него за плечами несколько странных романов с женщинами, дурацкий брак и множество вполне удачных интрижек с мужчинами. Осенью 1914 года, в разгар Первой мировой войны, писатель устраивается водителем и санитаром в Красный крест и вывозит раненных с поля боя во Фландрии. Там он и знакомится с Фредериком Джеральдом Хэкстоном, 22-летним балагуром из Сан-Франциско, чьи запросы к жизни незатейливы: «веселиться, играть… и чтоб кто-то обо мне заботился, и покупал одежду, и устраивал вечеринки». Роман завязывается практически сразу, и Хэкстон поступает к Моэму секретарем.

Они неразлучны, они путешествуют и развлекаются – насколько им позволяют обстоятельства. Идет война, Хэкстона призывают, и он почти сразу попадает в немецкий плен. Эти полтора года Моэм проводит в разъездах – шпионит для Великобритании в России.

В феврале 1919 года, когда Хэкстон возвращается из германского плена, его депортируют из Великобритании как нежелательного иностранца. Причины до сих пор неизвестны – документы засекречены на сто лет. Однако Моэм перестает бывать в Великобритании. Вместо этого он путешествует по миру вместе с Хэкстоном.

Таити, Испания, Северная и Центральная Америки. Италия, Австрия, Португалия. Китай, Гонконг, Цейлон. Греция, Египет, Турция. Они попеременно живут в Мюнхене, в Париже, в Нью-Йорке. У них весь мир на двоих. Моэм болезненно застенчив, и беззаботный Хэкстон – настоящая для него находка: «Сам я стесняюсь завязывать новые знакомства, но мне страшно повезло, что рядом со мной во всех путешествиях был человек на редкость общительный и приветливый. Ему ничего не стоило подружиться с первым встречным на корабле, в клубе, в баре или в гостинице, а через него и я знакомился с несчетным количеством людей, которых иначе наблюдал бы только издали».

В 1926 году парочка оседает на французской Ривьере – Моэм купил на мысе Ферра виллу La Mauresque (Мавританка). Мавританка превращается в один из лучших литературных салонов 20х-30х годов и заодно изысканный приют для гомосексуальной богемы. Нравы весьма свободные – к примеру, одним из общих развлечений Моэма и Хэкстона был некто Лулу, Луи Легранд, 16-летний мальчик для приятного времяпровождения, услугами которого пользовались все желающие гости Мавританки.

На время Второй мировой войны Моэм уезжает в Голливуд, где вполне успешно работает сценаристом – Хэкстон, конечно же, все это время с ним.

Моэм откровенно циничен – так, узнав, что бывшая его жена Сири умерла, он распевает: «Тра-ля-ля, никаких больше алиментов, ля-ля-ля». Но с Хэкстоном все иначе, Моэм прощает ему все: пьянство, полное отсутствие совести, распутство, карточные долги, истерики, глупости.

Затем случается несчастье – Хэкстон попадает в больницу, где ему ставят диагноз: запущенный туберкулез, осложненный болезнью Аддисона. Боли такие, что морфий не помогает. Джеральд умирает тяжело: плачет, ругается, кричит. Все это время Моэм рядом, исполняя все прихоти любимого. Так, когда Джеральд от скуки увлекся вышивкой, Моэм выклянчил у Монро Уилера, куратора Музея современного искусства, альбом аппликаций Матисса, чтобы Джеральд использовал их в качестве образцов. Альбом он, конечно, не вернул.

В ноябре 1944 года Хэкстон умер. Посреди заупокойной службы Моэм разрыдался. Уже в декабре он уехал в Англию, а год спустя перебрался на Мавританку, где и жил до самой смерти. «Его смерть – большое мое горе. Мы вместе через многое прошли», – написал Моэм несколько лет спустя.

Татьяна Кремень

фото: кадр из фильма «Светское общество»

#эмиграция #местоподсолнцем #людинедеревья

#жизньоднастранмного

--

--

Olga Solomatina

Я писатель и литературный коуч. Пишу сейчас книгу о том, как написать, издать книгу и помочь ей взлететь. Помогаю другим авторам. Читаю книги за деньги))