7 грехов программиста: Алчность

Illya Klymov
6 min readAug 6, 2016

Буду с вами откровенен — алчность всегда была не про меня. У меня во главе были другие ценности — интерес, развитие, свобода. Сейчас, на позиции владельца компании я (врать не буду) зарабатываю меньше, чем мог бы, работая каким-нибудь Architect’ом в крупной аутсорсинговой компании. Поэтому эта статья не будут содержать каких-то прямых рекомендаций, как бороться с этим грехом. Я уже затрагивал эту тему в своём цикле “Хороший, плохой, злой”, и здесь попробую лишь детальнее раскрыть классические проявления алчности у Programmator Vulgaris.

Алчность в православной этике — одна из 8 греховных страстей (в католичестве — один из 7 смертных грехов) поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и зависистников (с) Википедия

Я далек от православия, и уж тем более от его этики, но описание чертовски верное. В моей картине мира, лекарства от алчности нет (Мне таблеток от жадности и побольше!). А вот прививка есть — понимание хотя бы на базовом уровне тех процессов, где крутятся “большие” деньги и к которым вы причастны. Давайте посмотрим на некоторые из них.

Увести заказчика или цена слова

90% моих коллег работают в аутсорсинге или даже аутстаффе. Другими словами? компания здесь находит клиента — и дальше, в том или ином виде программист работает с ним напрямую. Заказчик платит компании, компания платит долю от этого программисту. Иногда в этом процессе финансовый фактор выходит на первый план и тогда либо заказчик предлагает программисту работать с ним “напрямую”, либо, что на моей памяти случалось реже, сам программист выходит с таким предложением на заказчика. Соблазн велик — формально, для программиста ничего не меняется (ок, прийдется переехать в другой офис), а разница в получаемых деньгах может быть более чем существенной (мне известны случаи, когда человек, получавший $2000 после того как начал работать напрямую стал получать $6000). Оправдания, которые я слышу от тех, кто пошел таким путём не отличаются особым разнообразием:

  • я все делаю сам, компания не делает ничего, ладно, если бы она брала за это “ничего” 10%, а так же берет 100 и более;
  • раз заказчик готов за меня столько платить, значит меня сильно недооценивают, а поднимать зарплату отказались;
  • я считаю это подлым и неправильным столько зарабатывать на мне, когда я пашу как проклятый, а руководство ездит на “Бентли”;
  • я смогу вести проект без этого тупорылого менеджмента и сделаю все правильно;

Врать не буду, иногда мне самому была близка эта философия. Сейчас же, посмотрев на ситуацию с позиции “компании” я знаю, какие вопросы следует задать этим людям:

  • компания платит зарплату, даже когда проекта нет и вы простаиваете. Откуда берутся эти деньги?
  • для того, чтобы привлечь клиента, работал Sales (а зачастую и не один). Ему надо тоже платить зарплату. Откуда брать эти деньги?
  • клиент выбрал компанию, в которой вы работает не просто так. Причиной могут быть личные связи кого-то в руководстве, предыдущий опыт и достойное портфолио, или, в конце-концов, рекомендация друзей. Сколько денег было вложено компанией, чтобы этот конкретный клиент выбрал ее?

Чаще всего на эти вопросы нет и не может быть ответа. Некоторые вещи сложно оценить в финансовом плане с позиции программиста, а некоторые даже с позиции владельца компании.

Все чаще компании включают пункт о неконкуренции в свои договора. За мои 10 лет пребывания в аутсорсинге мне неизвестен ни один факт преследования программиста за нарушение условий договора (такой же договор заключается и с заказчиком, и там я пару примеров знаю). Поэтому соблюдение этого пункта — исключительно вопрос цены вашего слова. Сколько оно стоит? $5000? €10000? Перед тем как принять окончательное решение помните, что “любовь живет три года” — вероятность того, что вы будете сосуществовать с этим заказчиком долго и успешно — 50%. И когда от вас заказчик уйдет — вам снова прийдется возвращаться на рынок труда.

А как вы объясните свой уход с прошлой работы?

IT — это большая деревня, где все всех знают, и пусть ваша алчность задумается о том — сколько денег и какие условия предложат человеку, про которого абсолютно точно известно, что он увел заказчика и будут ли ему доверять. Потерять доверие легко, восстановить — очень сложно.

Salary-jumping

Профессиональный вид спорта среди некоторых IT-шников здесь в Харькове. Как работает: устраиваешься на работу в компании, работаешь. При получении первого же предложения от внешнего HR — идешь на собеседование и просишь +$200 к текущей зарплате. Почему это срабатывает? Чаще всего программист компании нужен “здесь и сейчас” — заказчик есть, проект простаивает, деньги теряются. Поэтому они готовы переплатить эту сравнительно небольшую сумму, только чтобы заполучить программиста. Устраиваешься в новую компанию (или если в старой нравится больше — приходишь к руководству, и говоришь что тебе сделали предложение там-то на +$200). Повторяешь итерацию. Знаю людей, которые умудрились получить +$1500 к зарплате, не увеличив свои профессиональные навыки ни на йоту.

Прелесть подобного метода в том, что он дает иммунитет к вопросу “а почему вы меняете место работы так часто” — фактически, вы нагло используете потребность компании в программисте для удовлетворения своих низменных финансовых запросов :)

Злорадство — это очень плохо, но именно его я испытал, когда компания войдя в мелкий кризис уволила этого человека. Все логично — в любой минимально критичной ситуации от переоцененных и “незаменимых” людей избавляются первыми.

Фриланс

В самом фрилансе нет ничего такого. Более того, он может стать отличным способом заработка денег, повышения профессиональных навыков и оттачивания “soft skills” — навыков менеджера, точной оценки сложности и длительности задач и (если вы работаете не один) — руководства людьми. Проблемы начинаются, когда у вас кроме фриланса есть еще и основная работа. Специфика программирования такова, что рано или поздно случаются авралы. Так же будет и на фрилансе — заказчику срочно понадобится что-то доделать вот совсем-совсем срочно. И тут у вас есть два варианта:

  • рискнуть всем и делать это что-то прямо на работе. Вариант тупиковый, потому что рано или поздно это всплывет. И вы поступаете подло по отношению к своему работодателю;
  • взяться за это после работы. Выглядит хорошо, но вы все еще поступаете подло по отношению к своему работодателю. Работая “после работы” (да, меня точно возьмут в клуб любителей тавтологий) вы жертвуете либо отдыхом либо сном. И когда вы приходите в офис в состоянии “разрешите мне умереть” — вы фактически обманываете своего работодателя — вас же брали в расчете на эффективную, продуктивную работу.

Как видите, оба варианта одинаково плохи. Я не знаю людей, у которых бы это работало в долгосрочной перспективе. Хотя стоп, знаю.

Есть у меня пара коллег, которые мотивируют свое пребывание в компании формулировкой “мне здесь платят, за то что я ничего не делаю” и “я уволился оттуда, потому что работать приходилось”. Мне с ними не по пути. Надеюсь, вам тоже.

Мрачные предсказания будущего

SkyNet. Он уже здесь.

Алчность — самый эффективный путь загубить свою карьеру как профессионала. Если я вас не убедил — подумайте о двух вещах. Первое: зарплата 5% специалистов в любой отрасли превышает зарплату остальных в среднем в 3 раза. Вы правда готовы распыляться на “стричь бабло” сейчас или вы просто неспособны взять штурмом этом вершину? Вторая вещь: AI переживает взрывообразный рост. И если до SkyNet’а еще ох как далеко, я лично верю в то, что в ближайшее время развитие искуственного интеллекта вымоет программистов “среднего звена” как класс. Фактически останутся рядовые “кодеры” которые будут помогать в обучении AI и выполнять прочую черновую работу и профессионалы, которые собственно будут это AI писать. Подчеркну — это лишь моё мироощущение, которое не подкреплено реальными фактами и может быть фундаментально неверным. Тем не менее сейчас я живу с мыслями, что у меня осталосьмаксимум 3–4 года, чтобы выбраться на “вершину” — я не молодею и мне на пятки наступают молодые, дерзкие и умные — такие же, каким я был лет 10 назад. Я хочу быть на вершине, присоединяйтесь.

P.S. Мне в личные сообщения задают много вопросов про мои курсы и будут ли еще наборы. Да, будут, когда — осенью. Детали пока непонятны, мне нужно переосмыслить мои педагогические победы и провалы за последний год. Про это тоже обещаю написать статью.

Следующая статья:

Поставьте лайк — это поможет мне собраться с мыслями и дописать оставшиеся две статьи :). Никогда не думал, что выпускать по статье в день будет так тяжело, поэтому каждое ваше сердечко — бальзам на душу усталого автора.

--

--