Как стать UX/UI дизайнером?

Что бы я делала, если бы начинала путь в дизайне с нуля.

Diana Burmistrova
Быть UX/UI дизайнером
13 min readOct 24, 2023

--

Раньше я часто слышала совет, что нужно учиться на чужих ошибках, но никогда не понимала эту мысль. Кто сказал, что опыт других людей более правильный и что он вам подходит? Так было до тех пор, пока я не услышала версию, где ударение стояло на другом слове “…учиться на чужих ОШИБКАХ”. Идея была в том, что если человек ошибся, он точно знает, что сделал не так. В то время как в истории успеха всегда есть место для везения. Я вспомнила про это, когда думала о своем пути в мире дизайна, обо всех ошибках, которые совершила, и мне захотелось поделиться своей историей. Многие вещи сейчас я бы точно сделала по-другому. Возможно, кому-то эта статья поможет сэкономить кучу времени.

Дисклеймер: Все советы в статье являются моим субъективным мнением, основанным на персональном опыте. Пожалуйста, учитывайте это и выбирайте только то, что подходит именно вам.

Немного обо мне

Я всегда думала, что самое важное — чтобы профессия приносила стабильный доход, и это долгое время было моим основным критерием для принятия решений. В старших классах мне это никак не помогло выбрать, чем хочу заниматься. В итоге пошла учиться на социолога, решив, что получу базовое образование, а потом определюсь с дальнейшими планами. Очень быстро я поняла, что это не мое, но все равно закончила обучение и получила диплом. А после пошла работать менеджером в транспортную компанию.

После нескольких лет работы и жизненного кризиса решила, что пора поменять профессию, но на этот раз хотела выбрать что-то интересное. На тот момент мне было 28 лет. Мучительно перебирая в голове все, что когда-либо мне нравилось, вспомнила идею стать дизайнером. Хотя раньше считала, что дизайнеры мало зарабатывают, теперь решила выбрать профессию по душе, не акцентируя внимание на доходе. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что дизайнеры могут зарабатывать даже больше менеджеров. Ниже вы сможете узнать, как я стала UX/UI-дизайнером, что мне помогало и мешало на моем пути и как я строю свой путь сейчас.

Этап 1. Пойти получать корочки, их же спросят

Я стала думать, что же самое главное для дизайнера. И решила, что это корочки о высшем образовании. Ну к гадалке не ходи, придешь трудоустраиваться, а тебя с порога спросят про диплом. Поэтому записалась на 9-месячные курсы переквалификации при университете в моем провинциальном городе. Сколько же раз за время работы меня спросили о них, поинтересуетесь вы? Да, да, ровно 0 раз.

Занятия проходили в выходной, что позволяло совмещать обучение с работой. По обещаниям курса я могла бы потом работать любым дизайнером, связанным с компьютерной графикой. Программа была разнообразной: от базового Фотошопа до основ рекламы. Мы проходили по верхам разные практические скиллы. Большинство преподавателей не были практиками в дизайна, поэтому у меня не сложилось понимания какой профессией в дизайне я все-таки смогу заниматься, как я должна буду строить свою работу. После курсов я у меня было портфолио с несколькими простыми учебными работами совсем из разных направлений дизайна. Я прошла несколько собеседований, но меня, естественно, никуда не взяли.

Этап 2. Дизайн-выходные

Когда мои курсы уже подходили к концу, я узнала, что в моем городе проходят дизайн-выходные. Случайно услышала о них, так как работала рядом с местом, где они проходили, и решила посетить. Было много интересных лекций, но, самое главное, я увидела настоящих дизайнеров, с увлечением рассказывающих о своей профессии. На этих лекциях я отчетливо почувствовала, что хочу заниматься именно веб-дизайном. На следующем уроке на курсах сообщила, что буду создавать дизайн сайта в качестве выпускного проекта. Хоть сайт был далек от идеала, я поняла, что это направление мне интересно. Основная ошибка здесь заключалась в том, что я не получала знания от практикующих опытных дизайнеров во время обучения. Мне кажется, это сильно мотивирует, когда видишь настоящих профессионалов. И очень помогает, когда они объясняют многие важные в дизайне вещи простым языком. Интуитивно понимаешь, что они знают о чем говорят.

Этап 3. Работа в веб-студии… менеджером

После неудачных собеседований как дизайнер я устроилась менеджером в веб-студию, надеясь приблизиться к работе мечты. Мне хотелось получить опыт работы над реальным проектом, с реальным ТЗ, чтобы понять, что на практике будет представлять моя работа. Несмотря на загруженность, я нашла конкурс по дизайну на fl.ru. Там было предложение поучаствовать в проекте компании из Казахстана. Из-за неопытности и прокрастинации не смогла завершить работу вовремя и отправила, что успела сделать. В конкурсе победил другой дизайнер. Однако месяц спустя менеджер компании связался со мной и предложил мне задание по доработке дизайна, так как они перестали работать с прошлым дизайнером. Я была на седьмом небе от счастья. Это стало моим первым платным кейсом в дизайне, где я заработала 4000 руб.

Фриланс-задачи я пыталась решать интуитивно. Начинала гуглить информацию, искать референсы, доходила почти до полного отчаяния, а потом откапывала какой-то совет или туториал, который мне помогал. Очень не хватало какого-то плюс-минус линейного и логичного процесса. Работая на старом компьютере над фриланс-заказами и совмещая это с работой, мне приходилось засиживаться до поздней ночи. Конечно, если бы я изначально на курсах смогла сделать портфолио и понять как устроены процессы в веб-студии, мне бы не пришлось делать этот лишний крюк на своем пути.

Этап 4. Пора что-то менять или первая работа дизайнером

За несколько месяцев я сделала пару заказов для этой компании, параллельно с работой менеджером в веб-студии. Спала максимум 5 часов в сутки. В итоге так вымоталась, что когда поехала на очередные дизайн-выходные, то уснула на одной из самых интересных лекций. Опять возникло чувство, что пора что-то менять. У меня уже появились первые коммерческие работы в портфолио. А также я прошла бесплатный курс по базовой верстке сайтов от HTML-Academy, чтобы лучше погрузится в то, как сайты технически устроены. На этом этапе я незаметно для себя начала закреплять вредную привычку работать на износ и не думать о ресурсном состоянии, о балансе в жизни. Позже мне это еще аукнется.

Несмотря на растущую менеджерскую нагрузку и нехватку времени, я узнала о вакансии UX-дизайнера (официально позиция называлась “проектировщик интерфейсов”) от знакомой и решила попробовать пройти собеседование. К своему удивлению, меня приняли. Это все случилось за 2 дня до нового года — просто отличный подарок самой себе. Мне казалось не лучшей затеей ходить на собеседования за пару дней до нового года, но в итоге все сложилось наилучшим образом. Тут конечно, как и в истории с фрилансом я поняла, что иногда просто случается то, что казалось в начале маловероятным. Никогда не знаешь, где ты встретишь очередные возможности для себя. Но это было бы невозможно, если бы я не пробовала и не получала множество отказов. А когда все-таки попытка увенчается успехом, ты моментально забываешь обо всех прошлых отказах.

Этап 5. Мастер-классы по дизайну

Я проработала 2 года проектировщиком интерфейсов. Это дало базовое понимание процессов в продуктовой компании. Проблема была в том, процессы в моей компании были весьма специфичные для дизайн-рынка. И нашим основным инструментом был Axure, что тоже не самое распространенное решение. Плюс я работала только над одним продуктом, а значит портфолио практически не пополнила. Поэтому я относилась к этой работе как к этапу, на котором я получу важный для себя опыт, но в долгую перспективу эту должность не рассматривала, так как хотела разностороннего развития в профессии.

Планируя смену работы, решила углубиться в общепринятые процессы по UX-дизайну и приобрела интенсив от практикующего дизайнера. Это было онлайн-обучение, которое добавило в мое портфолио первую работу по проектированию взаимодействия.

Этап 6. Переезд в Москву

Для карьерного роста в UX/UI мне требовался опыт в различных компаниях и знание таких программ, как Sketch. Я промониторила рынок вакансий и отметила для себя наибольшую концентрацию классных компаний, конечно же, в Москве. Так как к этому моменту я уже уволилась, то решила рискнуть и отправилась в Москву. Денег нашла на 3 месяца.

Взяла в Москве в аренду старенький MacBook и поселилась в хостеле. Было непонятно, смогу ли я найти работу, поэтому решила экономить и просто пробовать. Выше я уже говорила, что мое портфолио было не особо разнообразным, так что я сама предлагала всем работодателям сделать тестовое задание. Кто-то сразу отказывал, а кто-то шел на встречу. Я помнила, что мне нужно было найти всего одну вакансию, которая идеально подойдет мне, а я идеально подойду этой компании.

После трех месяцев поисков и более 500 отправленных резюме, у меня появилось два прекрасных оффера. Я была действительно рада, но такой экстремальный опыт сильно повысил мою тревожность и обострил приступы синдрома самозванца. Мой будущий работодатель сказал, что не верит в тестовые, что ему хочется посмотреть на меня в работе. Поэтому предложил поработать с оплатой 2 недели, а дальше решить, будем ли мы сотрудничать. В итоге все сложилось!

Этап 7. Работа UX/UI-дизайнером

Начав работать после сложного периода поиска, я часто ловила себя на мысли, что мне просто повезло и коллеги ошибочно считают меня профессионалом. Поэтому я усиленно стала смотреть всевозможные туториалы, прокачивать себя и стала много перерабатывать, чтобы показать, что я отличный и ответственный сотрудник. Год спустя это привело к выгоранию. Посмотрела видео на эту тему и поняла, что у меня уже третья стадия выгорания, а с четвертой у человека на всю жизнь пропадает желание заниматься тем делом, которое привело к этому.

Так я стала много читать про осознанность, жизнь в балансе и рефлексировать. В общем дальше начинается немного другая история про перестройку жизни, которая продолжается до сих пор. В процессе работы я перешла на удаленку и настроила свои процессы под такой режим. В той компании я проработала в общей сложности 4,5 года. Много думала, как бы я сейчас построила свою карьеру и как бы можно было избежать самых очевидных ошибок. Именно поэтому я решила написать эту статью.

Советы или мой идеальный путь

  1. Начала бы изучать основы граф. дизайна. Основы графического дизайна можно начать изучать сразу, еще до выбора специализации в дизайне. Например, как работать с цветом, шрифтами, композицией и т. п. Эти знания пригодятся для любого направления в дизайне и, на мой взгляд, это поможет быстрее определиться с вашей будущей специализацией. Эти знания можно получить из видео на YouTube, книг, курсов, например, на Coursera или на курсе по основам графического дизайна от Полы Шер, одного из самых крутых графических дизайнеров современности и т.п.
  2. Изучила бы основы Photoshop и Illustrator. Базовое знание этих программ пригодится также в любом направлении по дизайну.
  3. Выбрала бы подходящее мне направление в дизайне. Чтобы эффективнее двигаться в освоении новой карьеры, нужно определиться хотя бы с направлением в дизайне. Их достаточно много: графический дизайн, веб-дизайн, ux-дизайн, motion дизайн, дизайн шрифтов, ландшафтный дизайн, дизайн интерьера и многие другие.
    Основной критерий для выбора направления — оно должно вам нравится, так как нужно будет посвящать этому делу много сил и времени. Можно посмотреть видео блогеров, выступления дизайнеров, кто работает в разных сферах дизайна. Послушайте, как они рассказывают о своей работе, отметьте, что вам откликается. Окружите себя дизайном и анализируйте, что вы чаще всего с удовольствием смотрите, чаще всего лайкаете и т.п.
  4. Попробовала бы и посмотрела, что у меня получается. Далее вы пробуете те направления, которые вам больше всего нравятся, и смотрите, что у вас хорошо получается. У вас должно возникнуть ощущение, что вы для новичка справляетесь неплохо, а с каждой попыткой получается все лучше и лучше. Этого достаточно. Далее важна просто практика в сочетании с насмотренностью хорошими работами.
  5. Изучила бы инструменты для будущей работы. Выбрав свое направление в дизайне, вы сможете достаточно просто понять, какие инструменты потребуются для работы. Например, для UX/UI-дизайнера это чаще всего Figma, реже Sketch, Adobe XD. Обратите внимание на программы, знание которых требуется в описании вакансий вашего города или страны, того места, где вы планируете работать.
  6. Нашла бы информацию, из чего состоит дизайн-процесс. Суть дизайна заключается не в освоении программы для работы, а в том, что и как вы делаете, в самой системе работы. Вам нужно понять, как строится процесс работы, из каких этапов он состоит, зачем нужен каждый этап. Эту информацию вы можете почерпнуть, например, из блогов, книг, курсов. Некоторые дизайнеры выкладывают разборы своих юзеркейсов с объяснением, как тот или иной проект сделан, почему выбраны именно такие решения.
  7. Начала бы тренировать насмотренность. Для дизайнера важно находить качественные работы лучших дизайнеров и регулярно их изучать, копировать. В этом, например, помогут сайты Awwwards, Behance, Mobbin. Важно не просто смотреть сайты, а анализировать их: из каких элементов состоит интерфейс, почему все расположено так, а не иначе и т. д. Можно начать собирать на будущее референсы с удачными решениями, например, с помощью приложения Eagle. Они вам пригодятся при создании своих проектов.
  8. Стала бы на время человеком-копиром. Также очень полезно повторять работы лучших дизайнеров. То есть просто брать пример и рисовать такой же в графических программах в учебных целях. Это самый быстрый способ научиться мышлению профи и прокачать свою насмотренность.
  9. Начала бы делать портфолио как можно раньше. С портфолио вы сэкономите деньги, время и нервы. Это первое, что у вас спросят при трудоустройстве. И это сильно упрощает все процессы в развитии карьеры. Прям берете какую-то тематику сайтов, находите лучшие референсы у классных дизайнеров и парочку этих референсов копируете. Это поможет понять их стиль и научится использовать его уже в своих работах. Затем делаете какой-то свой миксовый вариант сайта по этой же тематике. Если нет контента для сайта, то можно просто сделать редизайн существующего проекта. С этого можно начать. Сразу и учитесь, и делаете портфолио.
  10. Получала бы обратную связь. Обратная связь важна при обучении дизайну. Вы можете изучать важные аспекты в дизайне, а затем самостоятельно анализировать свои работы, улучшать их итерациями. Вы можете найти что почитать и посмотреть по дизайну, например, подписавшись на блоги профессиональных дизайнеров, где они делятся советами. Вы также можете завести персональный блог о вашем пути в дизайне. Это поможет систематизировать знания и отслеживать прогресс. Если возможно, найдите курсы или ментора для качественной обратной связи. Это сильно ускорит процесс работы и даст вам ощущение поддержки. Также общайтесь с другими начинающими дизайнерами, делитесь находками. Если нет ресурсов для обучения на курсах, будьте готовы просто тратить больше времени на самостоятельный поиск информации.
  11. Постоянно изучать что-то новое. Нужно понимать, что вы сможете устроиться junior дизайнером, когда вы освоите базовые вещи в дизайне. Но чтобы ваша карьера развивалась, нужно постоянно учиться чему-то новому. Это часть профессии.

Чем я занимаюсь сейчас

Благодаря своему опыту я поняла, что неважно сколько ошибок вы сделаете. Если вы делаете хоть что-то, пусть даже неидеально, то вы рано или поздно придете к цели. Профессия дизайнера удивительна в том плане, что какой бы опыт у вас не был, всегда есть компании, с которыми вы идеально подойдете друг другу. Вам необязательно сразу быть универсальным дизайнером, чтобы устроиться в хорошую компанию, но нужно освоить основные навыки и быть проактивным.

Из-за всех моих ошибок мой путь был ооочень долгим. Сейчас я решила систематизировать свои знания и построить наконец нормальный эффективный процесс работы. Поэтому записалась на курсы по UX/UI-дизайну от Uprock. Почему я их выбрала:

  • Курс создан опытным практикующим дизайнером.
  • Объясняют, как построить четкий эффективный процесс работы над дизайном.
  • Дают осознанное объяснение необходимых основ граф. дизайна.
  • На обучении идет упор на практику, и вам дают огромное количество обратной связи, что по сути самое ценное в любом хорошем курсе.
  • По итогу вы получаете готовые работы для портфолио с разными типами сайтов.
  • Примеры работ самого создателя курсов близки мне по стилю. Я бы хотела делать работы такого же качества.
  • Работы студентов школы выложены в открытом доступе на Behance, и они просто шикарные. Мои первые работы, с которыми я устроилась на первую работу дизайнером, были на порядок слабее.
  • Помимо курсов много полезных ссылок на сайте школы и видео на Youtube. Там можно найти много ценной информации.

Что же касается моей текущей позиции, то в настоящий момент я работаю UX/UI-дизайнером на полной удаленке на себя. У меня один крупный постоянный клиент из сферы криптовалюты. Пригодился опыт удаленной работы в московской студии, поэтому такой формат меня не пугал. Работу искала просто через публикацию резюме на площадках HH, Linkedin, активную рассылку резюме и дальнейшее общение с компаниями. Мне написал HR специалист, который нашел мое резюме, и предложил выполнить тестовое задание для компании. По итогу тестового и собеседования мы продолжили с ними работать. Команда в основном русскоговорящая, но сам интерфейс на английском. Поэтому сейчас активно учу английский. Думаю английский язык откроет множество возможностей для меня, как для дизайнера.

P.S.

Хочу еще дать немного поддержки тем, кто в самом начале пути. Ваши первые кейсы будут скорее всего далеки от вашего идеала. Это нормально, так и должно быть. На этом шаге главное просто делать как можно больше работ. Работайте с итерациями, поэтапно улучшая свои работы. А если вы будете ставить идеальную цель, то скорее всего так и не начнете ее реализовывать, а начнете прокрастинировать и выгорите. На эту тему советую почитать про утренние страницы и про правополушарное рисование и мышление. Это может вам помочь избавиться от тревоги и внутреннего критика — главных причин творческого ступора. Постарайтесь чтобы процесс был вам в удовольствие. Не сравнивайте себя со специалистами, которые уже больше 10–15–20 лет занимаются этим делом. Или даже с теми, кто года 3 этим занимается. Лучше вообще не сравнивайте себя с другими. Развивайтесь в своем темпе и сравнивайте себя только с самим собой вчерашним.

Важна как практика, так и новая полезная информация, советы, например, от ментора или из качественного курса, книг, блога и т.д. Чередуйте практику с получением новых знаний от профессионалов, но упор все же делайте на практику. Просто будьте терпеливы, не паникуйте и не тревожьтесь. Если вы получаете информацию, как оно должно работать и набираетесь опыта, то все сложится так, как нужно. Просто доверьтесь процессу и поверьте, у вас все получится. Можно практиковаться и самому без изучения различной информации, как бы “вслепую”, просто прогресс будет намного медленнее. Регулярная практика приводит к мастерству, а эффективная осознанная практика приводит к этому результату в разы быстрее.

Всегда верьте в себя, даже когда кажется, что цель далека и труднодостижима. Жизнь всегда предоставит вам шанс. Делайте то, что любите, и вы будете счастливы до конца своей жизни. Чтобы добиться успеха в любом деле, нужно прикладывать усилия, стараться. Но когда вы любите то, чем занимаетесь — это гораздо легче и приятнее делать. Упорный труд порождает удачу. И легче не сдаваться на пути к успеху, если вы получаете удовольствие от процесса.

Люди, которые занимаются тем, что искренне любят, добиваются гораздо большего успеха. Если вам искренне нравится профессия дизайнера и вы регулярно посильно развиваете свои навыки, то все сложится как нужно. Пока вам нравится то, что вы делаете, продолжайте это делать. По мере освоения профессии вы начнете делать то, что полезно другим людям, и деньги со временем приложатся. Деньги — важный аргумент в пользу выбора профессии, но он должен идти после того, что вам нравится, что у вас получается и чем вы искренне готовы заниматься долгое время.

Очень мотивирует просмотр историй людей, которые преуспели в том деле, которым ты занимаешься. Но важно смотреть не на их текущие проекты, а на то, с чего они начинали. Это гораздо больше вдохновляет и помогает, чем просто поддержка от людей со стороны, которые ничего не знают про это занятие. Вы сразу видите, что это возможно.

Надеюсь, кому-то пригодятся эти советы. Если у вас есть интересные истории, как вы шли или идете к своей мечте, какие советы вы вынесли из этого опыта, с удовольствием почитала бы о них в комментариях. Просто дерзайте и верьте, что у вас все получится!

--

--