Один на один с дзен-буддизмом [2 дня в Koyasan]

Darya Miskevich
Дневники из Японии
7 min readDec 28, 2018

поезд Shinkansen, Koyasan, Kodai-in, буддизм, традиционная Япония

Все слова — выдержки из дневника, написанного во время путешествия

День переездов по Японии. Опыт поездки в Shinkansen (самый скоростной поезд в мире), первая бэнто-бокс (очень вкусно!). Правда, в бэнто мне впервые попалась “слива” — невозможно отвратительная вещь!

Shinkansen
жд станция
из окна
из окна Shinkansen
подъезжая к Koyasan
из окна
из фуникулёра возле Koyasan
из фуникулёра
по дороге в Koyasan
поезда как экскурсоводы
в поезде

К вечеру добрались до Koyasan. Наш монастырь оказался просто потрясающим (это вообще уместное словосочетание?). Впервые ночевали в шукудо, первый раз попробовали буддистскую вегетарианскую еду, впервые испытали традиционную японскую баню (или правильнее будет сказать купальню?).

Поинтересовалась именем монаха, который принимает нас в гостях. Он застенчиво представился как Kaise. Кроме того, “познакомилась” с местной собачонкой. Правда, имя мне не удалось запомнить — слишком японское.

Удивило электрическое одеяло, которое используют для подогрева ног во время сидения за столом для чаепития.

Наши апартаменты “оборудованы” видом на традиционный японский сад :). Все как полагается: карпы размером с полруки, плавающие в мини-пруду, горочки, камни и тихо падающие на них листья клёнов…Невероятно, просто невероятно!

В первый вечер мы еще не ощутили в полной мере тот холод старинного здания, который накроет нас с головой (буквально) в следующий вечер.

Отдельно надо сказать про опыт ношения кимоно — фантастика!

По храму ходим в специальных тапочках. Оставляя их перед входом в комнату в одном положении, воходя, находим их перевёрнутыми — как по мановению волшебной палочки.

Kodai-in
Kodai-in
Kodai-in
наша комната и вид на традиционный японский сад
примеряя кимоно
окрестности Koyasan
рядом с Kodai-in

6.30 am второго дня в Koyasan.
Утренняя молитва в нашем храме. Сродни медитации. В конце наш монах показал статую, что хранится здесь же — в Kodai-in — и является реликвией всей Koyasan. По словам Kaise, это богиня, которая помогает душам после смерти попасть в “рай”, превращая их в цветы (есть ли в буддизме рай? Или он упростил терминалогию для несведущих туристов?).
После молитвы был вегетарианский завтрак, приготовленный монахами. Снова новые блюда, каждое из которых очень необычно на вкус.

вегетарианское кайсеки

Слышала, что буддисты большое значение уделяют не только вкусу еды, но и ее консистенции, внешнему виду, сочетаемости продуктов друг с другом и последовательности употребления блюд в пищу. Все правда.

Родилась поговорка про “мочалку” — так мы ласково обозвали одно из блюд :)

После завтрака, похоже, у меня случилось самое настоящее “момидзи”: утренний пар, подымающийся с охлаждённых за ночь крыш хрАмовых построек; пробивающиеся лучи ноябрьского солнца; медленный полет кленовых листьев, рассекающих своим падением тишину этого места… Я не могла бы чувствовать себя более счастливой, чем в момент осознания этой красоты. Думаю, у меня не получится это забыть даже если по какой-то причине забуду всю остальную Японию.

Kodai-in
Kodai-in
Kodai-in
Kodai-in
Kodai-in & momiji

Днём мы отправились в хайк по окрестностям — святым для всех японских буддистов местам.

Впечатлил осенний плотный лес, невероятно повезло с погодой.
Увидели священное кладбище, где расположена могила Kobo Daishi, — основателя эзетерического буддизма и первого храма в Koyasan.

Кедры, высаженные вокруг кладбища, — cловно охранники для умерших душ.

Думала о том, что эти виды обязательно должны быть запечатлены на гравюрах, рисунках, в кино и во всех возможных видах искусства. Человечество имеет право это знать, видеть, помнить.

окрестности Koyasan
окрестности Koyasan
окрестности Koyasan
лес вокруг Koyasan
лес вокруг Koyasan
окрестности Koyasan
кладбище Koyasan
кладбище Koyasan
кладбище Koyasan
кладбище Koyasan
кладбище Koyasan
Koyasan
кладбище Koyasan
кладбище Koyasan
кладбище Koyasan
кладбище Koyasan
кладбище Koyasan

Всё время пребывания в Koyasan было сопряжено с постоянно происходившей внутренней работой. Промежуточный вывод — это место меня сильно впечатлило. Настолько, что в утро нашего отъезда хотелось расплакаться в каждое из мгновений, хотелось обнять нашу хостесс, низко кланяющуюся в пол. Да что там хостесс! Хотелось обнять весь этот лес и весь мир.

Япония преподносит мне уроки, она разговаривает со мной, она намекает…
А еще меня очень поддерживает и вдохновляет в этом путешествии музыка. Порой я даже чувствую, что она — именно то, что мне нужно, чтобы дополнить реальность и тот опыт, который я здесь получаю.

окрестности Koyasan
окрестности Koyasan
окрестности Koyasan

Покидаем Коясан

утро отъезда

Поезд.

Грустно. С ночи идёт дождь, гром и молнии. Мне кажется, что эта земля особенно прекрасна в такую погоду. Кажется, что я взлетаю над этими местами. Снова. Cлова, связанные с темой полёта, крутятся в моей голове постоянно. В особенных отношениях с моей душой сейчас… Вроде, она свободна, но не улетает…

Почему-то в такую погоду мне особенно хорошо: чисто, светло. Моя музыка звучит внутри, я готова ее слушать и переслушивать. Мне радостно.

станция Koyasan
жд станция
жд станция
фуникулёр

По вагону идёт промокший насквозь японец со сложенным зонтом; из окна показалось проясняющееся небо и очертания гор; в наушниках снова звучит Сaruso; напротив сидят ребята, которые, похоже, любят друг друга нежно и постоянно нуждаются в прикосновениях; в вагоне много свободных мест, лювлю на себе заинтересованный взгляд японца, сидящего по-соседству.

Все так ясно и так понятно одновременно.

Испытываю благодарность к этому месту — за уроки, которые оно приподнесло, к жизни — за истории, которые она мне показывает. И в целом, за способность видеть, чувствовать, замечать, рассказывать, показывать и делиться.

Едем в Киото.
Ничего не жду от этого места. А ведь это обычно и приносит самые большие и неочевидные удивления?

--

--

Darya Miskevich
Дневники из Японии

MA in Literature; career in IT recruitment and IT consulting; homes in Belarus and the Netherlands.