Вьетнамское безумие: «Апокалипсис сегодня»

1979 год. 16 месяцев изнурительных съемок вместо запланированных двух, капризы Марлона Брандо и уйма потраченных сил. И вот, долгожданная премьера «Апокалипсиса сегодня». Как результат, 11 различных наград и 22 номинации, в числе которых 6 — на «Оскар». Решившись снимать фильм, получивший звание культового еще до выхода на экраны, Фрэнсис Форд Коппола на меньшее и не рассчитывал. «Я уверен, что создал произведение искусства, и не мог сделать лучше».

Будучи на вершине успеха в то время, получив всевозможные престижные кинопремии, включая несколько «Оскаров» за «Крестного отца» и «Золотую пальмовую ветвь» за «Разговор», Коппола больше не мог снимать простое кино. Широкая публика уже была знакома с темой вьетнамской войны по множеству картин, среди которых «Охота на оленей», вышедшая годом ранее, «Взвод» Оливера Стоуна и не менее известная «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика. Однако большинство фильмов о Вьетнаме носили скорее развлекательный характер, Копполе за счёт блестящей операторской работы, великолепно подобранного актерского состава и собственной претенциозности, удалось создать нечто действительно захватывающее — настоящее метафизическое роуд-муви.

В центре сюжета молодой капитан Уиллард, которого отправляют на секретное задание: найти и ликвидировать некоего полковника Куртца за то, что тот убил четырех вьетнамских военнопленных. Расстреливать из пулемета по приказу командования мирных жителей можно, поливать тропические леса напалмом, сжигать деревни и оставаться при этом безнаказанным — нормально, а убить преступников во время войны — незаконно. «Апокалипсис» целиком построен на такого рода абсурдных противоречиях. «Судить на войне за убийство — это все равно что штрафовать за превышение скорости на автогонках». Весь фильм режиссер словно задается вопросом: как общество, называющее себя цивилизованным, может продолжать отправлять миллионы солдат на верную гибель, устраивать войны и геноцид? Так, может быть, и нет никакой цивилизации, а человечество — это всего лишь кучка животных, натянувших на себя маски людей?

Чем дальше главный герой продвигается к своей цели, тем острее ощущается атмосфера безумия, царящая на поле боя. «Мы учим молодых парней стрелять в людей, но их командиры никогда не позволят им написать нецензурное слово на самолете, потому что это неприлично», — суть этой мысли красной нитью проходит через весь фильм. Капитан каждый раз спрашивает у солдат, кто их командир, но не получает ответа. Вместо этого раз за разом он наблюдает одну и ту же картину: опьяненные правом убивать, еще «зеленые» парни безжалостно истребляют противника, а затем, как ни в чем не бывало, беседуют на банальные темы, вроде серфинга, выпивки и девчонок. И среди всего этого безумия алкоголик и убийца Уиллард кажется мне единственным адекватным персонажем, понимающим всю суть войны, который в конечном итоге проходит путь полковника Куртца, но не становится на его место, а избирает иную судьбу — не воина, потакающего своим животным инстинктам, но прежде всего человека, сохранившего разум и надежду.

Великолепная аудиовизуальная составляющая и масштабность кадров лишь усиливают эффект. Чего только стоит сцена воздушной атаки деревни под вагнеровский «Полет валькирий». Фильм наполнен впечатляющими для того времени эффектами, так что боевые действия выглядят крайне правдоподобными, они погружают зрителя все глубже в атмосферу вьетнамского безумия, от которого я после просмотра, вероятно, отойду еще не скоро.

Коппола намеревался создать лучший фильм 20 века. И, на мой взгляд, блестяще справился с этой задачей как в эстетическом, так и в духовном плане. «Апокалипсис сегодня» — безумный шедевр гениального режиссера.

Ксения Колесниченко

--

--