Книги со шрифтом Брайля как помощь людям с проблемами зрения

Система рельефно-точечного чтения и письма по Луи Брайлю — одно из великих изобретений человечества. Слабовидящие люди могут читать с помощью шести точек. Они являются целой системой реабилитации людей с инвалидностью по зрению, способствуют их культурному развитию, образованию и устройству их в жизни.

Через книгу на шрифте Брайля люди с инвалидностью по зрению могут познавать мир, получать новую информацию. В век компьютеризации тифлотехнологии (общее название комплекса средств, обеспечивающих незрячим и слабовидящим людям возможность самостоятельного использования обычного компьютера) тоже развиваются, и брайлевская книга уходит на второй план. Но есть сферы, в которых заменить её очень трудно. Нотная грамота, математика, иностранные языки. Во всех этих отраслях необходимы книги со шрифтом Брайля, так как люди с инвалидностью по зрению хотят быть причастны и к науке, и к искусству.

Я провела интервью с одной из студенток Университета Лобачевского — Овсянниковой Ольгой Сергеевной, обучающейся в Институте филологии и журналистики.

Когда вы впервые познакомились с такой книгой?

- Впервые с книгами Брайля я познакомилась, когда мне было лет 7 и нужно было идти учиться. Тогда я и начала изучить систему Брайля. Сложно ли было? Нет. Для нас это, как для обычных людей научиться писать и читать, а вот, наблюдая за более старшим поколением, вижу, что им научиться шрифту Брайля гораздо труднее.

Какими методами для получения информация вы чаще пользуетесь? Озвученные книги или печатные? Что удобнее для Вас?

- Сейчас я пользуюсь компьютером, занимаясь на парах, так как нужно уметь быстро записать лекции, но раньше я вела записи вручную на шрифте Брайля. Озвученными книгами я пользуюсь, но это не всегда удобно, так как в некоторых моментах могут возникнуть вопросы и приходится слушать повторно и отматывать запись на то место, на котором возник вопрос. А если информация записана на шрифте Брайля вручную, то прочитать её легче и не надо возвращаться назад.

В каких сферах книги Брайля нельзя ничем заменить?

- Когда я готовилась к экзаменам на первом, втором курсе, я распечатывала материал в тифлоцентре ННГУ и использовала брайлевские книги.

Есть ли у Вас дома такие книги, ведь они очень объёмные?

- Да, у меня дома есть такие книги. Они очень объёмные и занимают много места. К примеру, обычная книга в 600 страниц может быть воспроизведена на шрифте Брайля на 3000–4000 страницах.

Где вы получаете такие книги? Где вы берете книги для учебы?

  • Я заказываю книги в издательстве «Чтение», которое находится в Санкт-Петербурге, и мне их доставляют. Летом, например, я читала очень много художественной литературы.

Всего в России 3 организации, выпускающие литературу на шрифте Брайля: тифлоинформационный комплекс «Логосвос», издательско-полиграфическое объединение «Репро», издательство «Чтение» Всероссийского общества для слепых. Два из них находится в Москве, одно в Санкт-Петербурге. Каждое из них вносит большой вклад в развитие книгопечатания книг рельефно-точечным шрифтом для незрячих людей.

В Нижнем Новгороде получить книги на шрифте Брайля можно двумя способами: заказать из издательства или посетить Нижегородскую центральную специальную библиотеку для слепых. В библиотеке зарегистрировано около 2.200 пользователей. 3500 книг содержится в арсенале библиотеки на языке Брайля.

В организации для брайелистов проводятся специальные мероприятия, экскурсии, как для взрослых читателей, так и для детей. Помимо этого, проводятся мероприятия, на которых незрячие дети могут рассматривать различные книги, играть со сверстниками, лепить и даже слушать музыку.

Библиотеки для слепых способствуют развитию системы чтения и письма по Брайлю в России, в том числе в Нижнем Новгороде. Чтение, в свою очередь, является неотъемлемой частью жизни незрячего человека, и помогает в этом книга. А библиотеки для лиц с проблемами зрения вносят большой вклад в развитие, образование и социально-культурную жизнь незрячего человека.

Дарья Чугунова

--

--