Судьба человека

Что такое Великая Отечественная война, известно каждому, ведь этот страшный период оставил неизгладимый след в мировой истории. Я бы хотела рассказать о судьбах 46-го гвардейского Таманского полка. «Ночные ведьмы» — так называли их немецкие солдаты.

Отважные боевые девушки от 15 до 29 лет в составе 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка принимали участие в освобождении Новороссийска, боях на Кубани, в Крыму, Белоруссии, Польше, добрались до Берлина.

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельсе. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Только женщины занимали здесь все должности: от механиков и техников до штурманов и пилотов.

«Ночные ведьмы» летали на самолетах У-2 (По-2), которые изначально создавались как тренировочные воздушные судна для обучения летчиков. Они были практически непригодными для боевых действий, но девушкам понравилась их легкость, маневренность и бесшумность. Поэтому в срочном порядке самолет оснастили всем необходимым оборудованием. В дальнейшем он так же модернизировался. Самолёт По-2 был лёгкий, летал на низкой высоте и практически не был заметен немецким радарам. А тактика была очень простой: перед целью лётчицы глушили моторы, самолёт беззвучно планировал, они бросали бомбы, вновь включали моторы и улетали домой. Шум планирующего самолёта ассоциировался с «шуршанием ведьминой метлы в ночи». Поэтому немцы называли их Nachthexen (ночные ведьмы).

«Ночные ведьмы» за годы войны совершили более 23,5 тысяч боевых вылетов, сбросив на врага около 3 млн килограммов бомб. Они принимали участие в битвах за Кавказ, за освобождение Крыма, Польши и Белоруссии. Кроме того, «Ночные ведьмы» под покровом ночи снабжали боеприпасами и продовольствием советских солдат, находившихся в окружении немецких войск.

Сейчас сложно даже представить, что такие молодые девушки героически сражались с немецкими солдатами, обрушивая на них тысячи бомб… В ходе боевых действий полк лишился 32-х летчиц из 115.

Евдокия Бочарова (Бершанская)

Капитану Евдокии Бершанской в 1942 году, когда полк отправился на фронт, было 29 лет. Она была красавицей: статная, кудрявая, с открытым волевым подбородком. В небе с девятнадцати лет, с момента, как поступила в Батайскую школу пилотов.

Перед войной она несколько лет проработала инструктором, готовя будущих летчиков. Тогда же она вышла замуж в первый раз, за Петра Бершанского, но брак оказался недолгим. От него у Евдокии остался маленький сын.

После войны Евдокия работала в комитете советских женщин и в комитете ветеранов войны.

Летчица Наталья Кравцова

Она попала на фронт тоже по своей воле. Девушка росла на Украине, в Киеве и Харькове. Там окончила школу и аэроклуб, а в 1941-м переехала в Москву и поступила в Московский авиационный институт.

Началась война, и девушка вместе с другими студентами отправилась на строительство оборонительных укреплений под Брянском. Вернувшись в столицу, записалась, как и другие будущие «ночные ведьмы», в женскую авиационную часть Марины Расковой, окончила Энгельсскую военную школу пилотов, а в мае 42-го попала на фронт. Была штурманом, а позднее переучилась на пилота. Первые вылеты в качестве летчика совершила в небе над Таманью. Ситуация на фронте была непростой, немецкие силы отчаянно сопротивлялись советскому наступлению, а противовоздушная оборона на занятых рубежах была насыщена до предела. В таких условиях Наталья стала настоящим асом: научилась уводить самолет от вражеских прожекторов и зениток, уходить невредимой от ночных истребителей немцев.Вместе с полком командир звена гвардии лейтенант Наталья Меклин прошла путь длиной в три года, от Терека до Берлина, совершив 980 боевых вылетов. В феврале 45-го она стала Героем Советского Союза.

После войны Наталья Кравцова писала повести и рассказы о Великой Отечественной войне. Наиболее известная книга — «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков» — была написана совместно с ее фронтовой подругой Ириной Ракобольской.

Евдокия Носаль

Судьба Евдокии Носаль была трагической с самого начала войны. Она была профессиональной летчицей, работала инструктором-пилотом в аэроклубе Николаева. За несколько дней до войны она родила маленького сына. Она еще лежала в роддоме, когда началась бомбежка.

«Дуся ещё лежала в роддоме, когда рано утром началась бомбежка. Рухнули стены, развалилось здание. Дуся чудом осталась жива. Но она не могла уйти с того места, где еще недавно стоял большой, светлый дом. Там, под обломками, лежал ее сын… Её оттаскивали силой, а она скребла ногтями землю, цеплялась за камни…

Дуся старалась забыть все это. Она летала, летала и каждую ночь успевала сделать больше боевых вылетов, чем другие. Никто не мог угнаться за ней. Она всегда была первой», — написала в книге «От заката до рассвета» другая «ночная ведьма», ставшая писательницей, Наталья Меклин-Кравцова.

Евдокия пошла воевать. А муж ее, Грицко, остался в тылу — на фронт его не пускали. Он был инструктором, готовил летчиков-истребителей. Всего на счету Евдокии значится 354 боевых вылета. В 1943 году, возвращаясь с боевого задания, она погибла. Осколок снаряда попал ей в висок. Штурман Глафира Каширина самостоятельно посадила самолет.

Первой из «ночных ведьм» Евдокия была представлена к званию Героя Советского Союза и получила его посмертно.

Евгения Жигуленко

Летчице Евгении Жигуленко был всего 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт. Первые боевые вылеты в небе над Донбассом совершила в качестве штурмана, работая с Полиной Макогон. Уже в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду — орден Красного Знамени. В представлении говорилось: «Тов. Жигуленко — лучший стрелок-бомбардир полка».

Вскоре, набравшись опыта, Жигуленко сама пересела в кабину пилота и стала одной из самых результативных летчиц в полку. В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевой характеристике летчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов. Всего за три фронтовых года летчица совершила 968 вылетов, сбросив на нацистов около 200 тонн бомб!

После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них — «В небе «ночные ведьмы» — посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

К сожалению, в полном составе полк с войны не вернулся. Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что летчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где падали самолеты, и разыскала могилы всех погибших.

Андрушко Яна

--

--