«Токийские сумерки» Одзу Ясудзиро

«Токийские сумерки» относятся к позднему периоду творчества Одзу, когда уже сформировался тот почерк, за который мы так любим этого режиссера. Однако эта картина заметно отличается от остальных фильмов Одзу того времени.

В первую очередь, в глаза бросается общий тон повествования. Обратимся к другим фильмам Одзу — «Цветы Хиган», «Токийская повесть», «Ранняя весна», «Пора созревания пшеницы», «Вкус сайры», «Осень в семействе Кохаягава» — отличаются спокойным, неспешным темпом повествования, герои никуда не спешат, все жизненные проблемы решаются как будто сами по себе. В картинах много света: основное действие происходит в светлое время суток, да и сами персонажи как бы сияют изнутри. Даже в «Токийской повести», самом драматичном произведении из вышеупомянутых, персонажи все равно сохраняют хотя бы внешнее согласие друг с другом, несмотря на душераздирающую историю, фильм спокоен, герои последовательны и не совершают импульсивных поступков, на первом месте для них семья, а не личные интересы.

«Токийские сумерки» полностью погружены во мрак, персонажи не жизнерадостны, а истощены и морально подавлены. Центром фильма, как и во всех картинах Одзу, остается семья, однако, она разительно отличается от всех остальных семей, созданных режиссером. Отца по-прежнему играет Рю Тисю, а его старшую дочь — Хара Сэцуко. Вот только персонаж Сэцуко, как и сама актриса, вырос: Такако (именно так зовут героиню) уже замужем, но ей приходится покинуть мужа из-за разлада в семье. С отцом у Такако отношения тоже не ладятся, что очень примечательно: именно на гармоничных отношениях отца и дочери в остальных фильмах Одзу (например, в «Ранней весне») строится весь сюжет. Кроме того, в картине фигурирует еще один член семьи — Акико, младшая дочь, которая, в отличии от Такако, импульсивна и выражает свое недовольство положением в семье открыто.

Одзу впервые заостряет внимание зрителя на том, что семья неполна. В фильме «Пора созревания пшеницы» Норико тоже жила без матери, но ее единство с отцом компенсировало отсутствие материнской любви. В «Токийских сумерках» никакого единства нет, пустоту в семье заполнить нечем, она тяготит всех членов и способствует разрушению отношений. По-настоящему шокирует смерть Акико: в фильмах Одзу умирают редко и всегда естественным путем.

«Токийская повесть» определенно не первое, что мы вспоминаем, говоря об Одзу Ясудзиро, но этот фильм один из лучших и интереснейших в карьере режиссера.

Елизавета Гоголева

--

--