Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

Hollo
Кинокабина
7 min readNov 12, 2017

«Величайший гладиаторский поединок в истории: Бог против человека, день против ночи, сын Криптона против летучей мыши Готэма!»

Мир кино изменился, когда в 2008 свет увидел «Железный человек». Быстрорастущая и приносящая миллиардные сборы киновселенная Marvel давала понять: это коммерческое будущее всей индустрии. DC давно в игре, но успешными были только фильмы о Темном Рыцаре, да и то не все. «Зеленый фонарь» 2011 должен был открыть cинюю киновселенную, планы на которую жили в студии десятки лет, а также соединить трилогию Нолана с перезапуском Супермена. Однако «Фонарь» провалился в прокате, в Кристиан Бэйл отказался дальше играть Бэтмена.

«Человек из стали» принес хорошую прибыль, но что куда важнее—смог показать нам нового Супермена, в котором как никогда много Кларка Кента. О работе над прямым продолжение было объявлено на Comic Con в 2013 году. «Бэтмен против Супермена» моментально стал одним из самых ожидаемых комиксов.

И самым противоречивым: все сразу пошло не так. Почти все фанаты возненавидели нового исполнителя роли Бэтмена—Бена Аффлека. Картина должна была выйти в 2015 и составить конкуренцию «Эре Альтрона», хотя и не являлась тим-ап фильмом, но обещала привнести много новых персонажей. Релиз состоялся лишь весной 2016 и ударил по сборам, ведь на пятки наступал «Капитан Америка: Противостояние». А сюжетный спойлер в виде Думсдея из второго трейлера окончательно убил эффект ожидания.

Это что, плохой фильм? Нет. Он просто не попал в аудиторию, которая обычно ходит на комиксы и фантастику. Вместо того, чтобы устроить знатный «махыч» под попкорн и шуточки, Зак решил заставить зрителя думать и читать первоисточники. И получил отторжение. Снайдер не мог снять второй шедевр кинокомиксов, отличный от «Хранителей». По-другому просто невозможно. Но возможно создать один из самых противоречивых фильмов в истории, подпалив задницы фанатов во всем мире. По вине сценаристов. Найс пранк!

Но даже учитывая огромное количество логических, диалоговых и системных ошибок сценария, которые я разберу подробно — это одна из лучших экранизаций комиксов.

Сюжет

После событий «Человека из стали» и тех глобальных разрушений, что принёс и приносит Супермен людям, тильтующий в Бэт-пещере на пару с Альфредом Брюс Уэйн решает уничтожить последнего Криптонца, боясь его всесильности. Супермен же считает, что Бэтмен—преступник. Как и те, кого мышь упекла в Аркхем. Однако за двумя супергероями давно наблюдает Александр Лютор. Ему известно, что есть и другие существа с выдающимися способностями—металюди. И его цель—очистить землю от несправедливо одаренных Богов. Поэтому он манипулирует Кларком и Брюсом, сводя их в неизбежном и смертельном гладиаторском бою.

«You know you can’t win this. It’s suicide.» © Alfred

Понятный на первый взгляд сценарий—самая главная брешь картины. У нее очень высокий «входной порог». Из-за того, что времени для пояснения и выстраивания понятной всем истории почти не отводится, неподготовленному зрителю очень сложно. С первых секунд на нас обрушиваются события и флэшбеки, смысл которых не понятен.

Начну с последних. Это проблема должна носить название «Сказка о потерянном времени». Что я имею в виду: «Бэтмен против Супермена»—на 100% гиковская лента. Ведь только фанат сможет разобраться в рваном монтаже, зачастую сложных отсылках и нагромождении персонажей и интерьера, появляющихся в фильме на пару минут, а порой и секунд. Лента ориентирована не просто на тех, кто смотрел «Человека из стали» и знает, кто такой Брюс Уэйн, но и на читателей других комиксовых арок DC.

Для знающих же эти флэшбеки не несут ценности, они лишь увеличивают хронометраж картины. Для незнающих—тупик. Есть два стула...

Событийный мир даунами полнится: в картине явно творится вседозволенность, и все, что смогло сделать США с последствиями вторжения—отстроить город на деньги Лютора и Уэйна. Всем плевать:

  1. На инопланетный корабль, который так хорошо изучен, что зал зарождения даже не обнаружен, а отпечатки Зода даже не пробовали использовать.
  2. На двигатель модификации мира, он остался валяться в Индийском океане.
  3. На незаконность действий Лекса Лютора, получившего доступ к криптонскому кораблю по воле какого-то сенатора.

Странно, что изучение этих инопланетных дивидендов менее важно, чем желание контролировать Супермена, по средствам законов. Хитрый план Лекса столь сложен и ненадежен, что закрадываются сомнения в его гениальности. При этом самому конфликту супергероев отводится слишком мало времени, а развязка неубедительна. Зато бабушкин персиковый чай пьем.

Финальный выстрел: в фильме, где где и так много персонажей—Бэтмен, Супермен, Альфред, Чудо-Женщин, Лекс Лютор и Думсдей—создатели делают зрителю внутривенную инъекцию лора DC, добавляя Флэша, Киборга, Аквамена, Степпенвулфа и Дарксайда. Черт, да тут материала фильмов на пять!

Актерская игра

Актерский уровень у DC выше, тут куда ни посмотри—везде оскароносные звезды. В совокупности с темным тоном ленты это дает потрясающий результат. Парадоксально, но худшая по ожиданиям часть фильма—Брюс Уэйн Бена Аффлека—стал лучшей его частью. Считаю, что это тот Бэтмен, которого мы все заслужили. Жесткий, часто бескомпромиссный и выжженный годами. Настоящий мужик.

Отличным вышел и Лекс Лютор, исполненный Джесси Айзенбергом. Многие его критиковали, сравнивая с версией из «Возвращения Супермена» Кевина Спейси (ПИДОР!). Да, он неуравновешен и совсем не похож на жесткого и расчетливого мужика, коим Лютор был в комиксах и сериалах, но вот что осталось неизменным—его гениальность.

Вместе с собой Зак Снайдер привел почти весь актерский состав «Хранителей». Джеффри Дин Морган (Комедиант) сыграл Томаса Уэйна, и вернется к этой роли в грядущем «Флешпоинте». Карла Гуджино (Шелковый призрак) озвучила бортовой компьютер криптонского корабля, а Каллэн Мулвей из «300 спартанцев» сыграл Анатолия Князева.

Второй план радует даже больше первого. Если Генри Кавилл порой недостаточно эмоционален, то уж Гал Гадот и Джереми Айронсу это не грозит.

Картинка

В фильме классический «снайдеровский» визуал: обильный шум пленки, мрачные и неестественные тона. Честно сказать, однотипность таких решений утомила даже меня. Но что еще хуже: и так проблемный сюжет строится в угоду визуальным образам. Вся нить повествования вьется как будто для того, чтобы в какой-то момент времени показать, как Кларк похож на Христа.

Но если вы не смотрели все фильмы Зака по несколько раз, то скорее всего не заметите закономерностей. Экшена в ленте, к сожалению или счатью, мало. Избиение Кларка Брюсом не слишком захватывает, ведь игра ведется в одни ворота: криптонит делает свою работу.

Чего не скажешь про финальную битву с Думсдеем: как только начинает играть тема Чудо-женщины, вас вжимает в кресло от сумасшедшего драйва и абсолютно гениальной композиции сражения. Монстр показывает свою мощь, отбивая атаки Чудо-женщины и кидая Супермена в здания, словно плюшевые игрушки.

Кульминацией становится самопожертвование супермена, закрывающееся сценой похорон последнего сына Криптона.

Да, экшена мало и внешность одерживает победу над содержанием, но аллюзии и отсылки искупают все. Достаточно одного простого примера: в «Человек из стали» Супермен тонет в черепах под слова генерала Зода о том, что существование Кларка—причина будущих смертей вокруг.

«I don’t hate the sinner. I hate the sin. And yours, my friend, is existing.» © Lex Luthor

В «Бэтмен против Супермена» эта тема вновь слышится из уст Лекса Лютора, а Кларк снова утопает, но теперь в живых скелетах на Дне мертвых, отмечаемом в Мексике. Смерти неизбежны.

А эти слова Лютор говорит Кларку, отождествляя его с Богом, и что последний не защитил его от агрессии отца.

«No man in the sky intervened when I was a boy to deliver me from Daddy’s fist and abominations. I figured out way back if God is all-powerful, He cannot be all good. And if He is all good, then He cannot be all-powerful.» © Lex Luthor

Но уже через час человек с небес спасет Лекса от удара Думсдея. Чувствуете, да? За это я отпускаю все грехи.

Музыка

Зак Снайдер вместе с Хансом Циммером и Junkie XL не просто создали и грамотно интегрировали композиции в фильм, но и наделили их столь яркими сигнатурами, что они переродились в самостоятельные произведения. Включая саундтреки из «Бэтмен против Супермена», можно с легкость вспомнить сцены, соответсвующие каждой мелодии, их настроение и динамику.

Включаю «The Red Capes Are Coming» и ощущаю надвигающуюся угрозу, нервозность Лекса Лютора. Перед глазами его медленная поступь по коридору. «Beautiful Lie» наполняет тоской Брюса по ушедшему, по лучшему времени, которое не вернуть.

«This Is My World»—это самоотверженность Супермена и его великая жертва миру, заканчивающаяся всеобщим трауром. Ну о «Is She with You» и говорить нечего—пробирающий до мурашек.

Итог

Задач перед фильмом стояло слишком много: перезапуск Бетмена, сиквел фильма про Супермена с его классическими врагами—Думсдейем и Лютором, а также введение во вселенную Чудо-женщины и база для «Лиги Справедливости». С таким не справиться даже тремя часами хронометража, а все ждали шедевра. Поэтому завышенные и неоправданные ожидания, сдобренные катастрофическими сюжетными проблемами опускают этот гладиаторский поединок до 6/10.

Если же абстрагироваться от какой-либо конструктивной критики—я в восторге. Это гениальная гиковская экранизация, которую я ни на что не променяю.

--

--