“Ван Гоги”: Что важнее — служить искусству или быть человеком?

Lust for sense
Киноходы
Published in
4 min readMar 10, 2019

Сергей Ливнев, сценарист “Ассы”, продюсер росийских лидеров проката “Любовь в большом городе”,”Статус: свободен” спустя 24 года снял пронзительно-искренний, бьющий наотмашь и глубоко эмоциональный фильм о взаимоотношениях отца и сына. Сам Сергей Ливнев не скрывает, что это глубоко личная история. Сценарий писался под Алексея Серебрякова: актера настолько однозначно мужественного, харизматичного и яркого в проявлениях своей эмоциональности, что его уязвимость, оголенный нерв — как обратная сторона бесстрашной личности, и цельная, и рассыпающаяся на кучу мелких сущностей, которые может собрать он один — одновременно.

В роли отца главного героя — всегда интересный, притягательный даже в некрасивой и беззащитной старости своего персонажа — Даниэль Ольбрыхский. И этого тандема, от которого невозможно отвести глаз, достаточно для того, чтобы настаивать: на фильм нужно было идти. Хотя история — камерная, семейная, с ограниченным количеством персонажей

Но там еще Елена Корненева, Наталья Негода (когда еще вы ее увидите на экране!), Полина Агуреева, Ольга Остроумова, Светлана Немоляева, молодая звезда кино Евгений Ткачук. Интересно, что подбором актеров занималась жена Алексея Серебрякова. Возможно, поэтому девушку, которую любит персонаж Алексея Серебрякова, зовут Маша.

Сюжет вкратце таков: знаменитый композитор (Даниэль Ольбрыхский) стар и болен, хотя не хочет этого признавать. Он живет в Латвии в живописном доме с садом вместе с домработницей, которая когда-то была его студенткой с “романтическими бонусами”, потом ассистенткой, а теперь “стирает ему трусы” (Елена Коренева). Из Израиля приезжает навестить отца его сын (Алексей Серебряков). Сын — художник. Он сплетает веревки в затейливые узлы и расплетает их, на них же пытается повеситься. У него хроническая, идущая корнями из детства, депрессия и сильные мигрени. Он не особенно успешен, считает себя неудачником (и об этом ему часто напоминает его мегауспешный отец), положение не способна поправить даже прекрасная девушка Маша, которую он любит, но жениться не хочет. Ведь семья — это созидание, а он бесконечно саморазрушается.

Прогрессирующая болезнь отца, а затем его смерть расплетают все узлы и тайны в жизни главного героя. Его отец, гордящийся своим успехом, своим талантом и тем, что на плаху искусства были положены и бедные, беззаветно любящие его женщины, и сын, — всю жизнь ему лгал, почему-то для него было важно в глазах сына оставаться еще и заботливым отцом. Эта ложь и отсутствие подлинной любви, имитация любви создавали тревожное ощущение бессилия, неспособности справиться с “иголокой в голове” у сына.

Чтобы понять эту драму, которая будет близка многим (и это история не только детей нарцисстичных знаменитых родителей), нужно смотреть не трейлер (в нем экспансивность эмоций кажется неадекватной), а фильм. Это про выбор, который мы делаем каждый день: между работой и нашими детьми, которые потом не могут и не умеют строить отношения с близкими, им страшно любить и терять, они не ощущают почву под ногами (ведь ее никогда не было в детстве), и до конца жизни они живут с этой незаживающей раной и болью в сердце. А что такое слава, и даже искусство?

“Гинзбург? Такого не помню”, — так ответила главному герою женщина возраста его отца. Но она будет помнить человека, который ее и таких же других стариков учил вырезать по дереву “Папашу Танги” Ван Гога. Герой Алексея Серебрякова, как и Сергей Галицкий, — художник, бросивший искусство ради того, чтобы учить ему стариков, и в этом нашедший свое призвание. Искусство — это любовь. Искусство — это когда ты можешь держать за руку близкого человека, если ему плохо. Искусство — когда ты сам создаешь что-то прекрасное не ради славы, а ради радости. Своей и близких людей.

И мы все — Ван Гоги, творцы. В нас всех есть этот дар.

Помимо мощной, заслуженно удостоенной за лучшую мужскую роль “Ники”, игры Алексея Серебрякова хочется отметить потрясающего оператора Юрия Клименко (он работал и с Алексеем Германом, и с Алексеем Учителем, и со Станиславом Говорухиным, и с Сергеем Соловьевым, и с Рустамом Хамдамовым). Это и роскошная буржуазность дома, и сырость литовского серого лета, и залитый солнцем Израиль, и породистость любого актера, появляющегося в кадре.

И музыка. Эта атмосфера античной драмы создана Леонидом Десятниковым.

Хочется сказать: идите и смотрите.

Но вам решать — готовы ли вы впустить в себя эти сильные эмоции, эту глубокую драму, эту незаживающую боль? Готовы ли с этим соприкоснуться и, как главный герой, сделать свой выбор?

5/5

В “Киноходе” билеты по карте “Мастеркард” дешевле на 10%

--

--