“Высшее общество”: Как голос Тарковского в XXI веке?

Анна Зайченко
Киноходы
Published in
2 min readApr 21, 2019

Для начала рекомендую не смотреть трейлер к фильму “Высшее общество”. По нему можно сделать вывод, что на экраны выходит очередной космический блокбастер, где протагонисту уже уготовлена героическая судьба и по меньшей мере спасение человечества. Фильме все же о другом.

Действие разворачивается на борту корабля, с виду более напоминающего большой контейнер. На корабле двое — молодой мужчина и маленький ребенок. С этого момента в голове возникают вопросы: кто эти люди, почему они в космосе, точно ли они одни и кем являются друг другу? Обстоятельства, приведшие к такому положению, раскрываются медленно и неторопливо, будто завлекая и приглашая зрителя проникнуться отсутствием потребности спешить — ведь в космосе нет времени, есть только ничем не ограниченная мерцающая пустота. И с ней один на один остается герой, которого играет Роберт Паттисон, — бывший заключенный, а ныне мужчина, нежно и долготерпиво любящий ребенка (своего ли?). Наблюдая быт и условия жизни — безлюдные коридоры, камера с замороженными покойниками, переработанная из мочи вода, детский плач без идущей к нему матери — зритель перекладывает на себя вопросы и мысли, возникающие в душе Монти. Зачем режиссер Клер Дени, как когда-то Андрей Тарковский в “Солярисе”, вновь помещает героя в “безвоздушную” для человеческой природы среду? Наверное, чтобы убрать наносное, мишуру, окружающую земную жизнь человека. Как и с героями “Соляриса”, мы вновь проходим путь узнавания истории людей, оказавшихся на борту. Это молодые парни и девушки, бывшие заключенные, выбравшие космическую “свободу” взамен земному тюремному заключению. Их миссия — зачать, воспроизвести на свет и вырастить в нестандартных условиях человека. Надзирает за бывшим хламом земной цивилизации героиня Жюльетт Бинош — доктор Дибс. Немолодая женщина с длинными черными волосами, эдакий безграничный и полновластный “белый халат”, который всегда знает, что делать и зачем. Ее называют демоницей, ведь она собирает сперму у мужчин, раз за разом оплодотворяет девушек и не гнушается предаваться экстазу в специально обустроенном для этого помещении.

Клер Дени (которой, кстати, уже 70 лет!) удается снять неприкрытые аспекты жизнедеятельности человеческого тела — будь то естественное желание сексуального удовлетворения, или молоко, обильно источаемое из груди девушки, или сперму, стекающую по внутренней стороне женского бедра — так, словно это есть сама духовность, квинтэссенция жизни в ее высшем понимании, проявленная в видимом воплощении белыми красками: халат доктор Дибс, молоко, сперма.

Космос голый и неприкрытый, с помещенной в его сердцевину темой воспроизводства новой жизни, минимально наполненная предметами при одновременной насыщенности цветовых решений картинная композиция кадров, звуки воды в духе Тарковского, прекрасные Паттисон и Бинош, засасывающая колыбель музыкального сопровождения и встреча с самим собой — это минимум, который сможет получить пришедший смотреть проникнутый одиночеством и оттого безмерно наполненный фильм “Высшее общество”.

5 из 5

--

--