“Караваджо. Душа и кровь”: Мятежный дух и современность

Lust for sense
Киноходы
Published in
3 min readMay 20, 2018

Фильм Хесуса Гарсуса Ламберта “Караваджо. Душа и кровь” снят в стилистике экспозиций “оживших картин” и призван популяризировать, осовременить и открыть для широкой общественности еще одного художника — Микеланджело Меризи да Караваджо. Как художник Караваджо известен даже тем, кто не помнит его имени. Его контрастные, драматичные, пронизанные светом и тьмой картины с кровавыми сюжетами врезаются в память надолго. Его яркая, бунтарская, противоречивая и, не побоюсь этого слова, диссидентская натура будоражит, волнует и влечет современного человека, чуждого необузданным страстям.

В фильме много картин Караваджо, и плюс в том, что их можно рассмотреть в мельчайших деталях, со всеми трещинками; много рассказов об истории написания и истории жизни картины (ну, как аудиогид в музее, только время просмотра ограничено), комментариев искусствоведов (самого известного эксперта по Караваджо, Клаудио Стринати, профессора Мины Грегори, президента Фонда истории искусств Роберта Лонга, доктора Росселы Водре, куратора “Inside Caravaggio” в Palazzo Reale в Милане). Это из научной части, а чтобы сделать Караваджо ближе к современности, был использован прием перформанса и, судя по всему, выдуманных дневников художника.

Фильм интересен тем, что в нем впервые озвучено открытие, сделанное итальянскими учеными в архивах. Столетиями считалось, что Караваджо взял фамилию небольшого города, откуда он родом. Оказалось, что родился он в Милане и детство провел именно там, а в Караваджо приехали его родители, когда ему уже было лет 6, спасаясь от чумы (но не спаслись).

Кроме того, только в фильме мы имеем возможность увидеть, как бы выглядела картина “Мадонна конюхов” в Соборе святого Петра в Риме, где она провисела всего два дня. И хотя картина писалась на заказ, ее убрали, по одной из версий, потому, что позировала художнику его возлюбленная, жившая в квартале проституток и бандитов.

Безупречна операторская работа, и фильм нужно смотреть на большом экране. Если уж мы идем в кино для изучения живописи, имеет смысл пользоваться возможностью быть поглощенным, окутанным искусством, стать его частью. Представляю, сколько эмоций нам подарит VR-путешествие по картинам и музеям мира. И это наше ближайшее будущее.

Именно потому, что популяризация науки и искусства, безусловно, процесс прогрессивный, просветительский, я не буду бурчать по поводу того, что уж слишком много в фильме нарочитого, ничем не оправданного перформанса. Скажу только, что Караваджо при жизни был новатором и реалистом, его картины при всей яркости, драматизме и красоте были лишены красивостей, надуманного барокко. Наоборот, боги у него с грязными пятками и ногтями, фрукты чуть подгнивают, мертвая Мария писалась с распухшей утопленницы, а на лицах — глубокое, не имитируемое страдание и боль. Постановочные же кадры в фильме всегда длиннее и подробнее, чем хочется, утомительнее, чем надеешься, а главное — плохо, на мой взгляд, перекликаются с теми эмоциями, которые будят картины художника. Они его глушат, рассеивают внимание, переключают на надуманные страсти под аккомпанемент выдуманного дневника.

Моя оценка: 4/5.

Билеты уже на “Киноходе”

--

--