“Материнский инстинкт”, или Белый триллер

Rina Slagaeva
Киноходы
Published in
2 min readJul 29, 2019

Уже первые кадры фильма “Материнский инстинкт” как будто пытаются погрузить нас в триллер — обманывая и не обманывая одновременно. Под звуки предвещающей нечто нехорошее музыки мы наблюдаем, как миловидная блондинка Элис шпионит за Селин, своей подругой, дожидается, пока та уедет, проникает в её дом и для чего-то переставляет вещи. Выходка дальше объясняется и оказывается как бы безобидной, однако осадочек остаётся.

На контрасте с лжесаспенсом в прологе дальше нам «продают» милые картинки дружбы двух благополучных семей: подружки-жёны щебечут, мужья — в полном взаимопонимании друг с другом, а маленькие сыновья растут закадычными друзьями. Идиллия рушится, когда сын Селин Максим погибает, выпав из окна. Элис, ставшая свидетелем трагедии, не успевает его спасти… Но не было ли опоздание намеренным? Об этом, не сразу и не до конца осознавая свои мысли, думают и Селин, и Элис, догадавшаяся о подозрениях подруги.

Явно вдохновляясь Хичкоком, Оливье Массе-Депасс создаёт, тем не менее, своё художественное пространство. Режиссёр разворачивает сюжет триллера в современном контексте пристального внимания к женщинам, женской силе, почти безграничным возможностям, которые она даёт, и даже идёт дальше — показывает некий “женский мир”, где преданность, ревность, насилие, которые Хичкок представляет основной отношений мужчины и женщины, оказываются главными составляющими женской дружбы.

Фокус на отношениях женщин настолько важен для авторов, что мужские персонажи поданы здесь почти условно и существуют как бы для фона, чтобы мы не забывали, что героини реальны и вокруг них — не только дома, деревья, машины, но ещё и мужчины. Мужчины в фильме — для антуража, но не для того, чтобы быть частью чего-то серьёзного. Зато героини оказываются вовлечены в странные, мрачные, даже порочные (но без эротизма — тут не об этом!) отношения.

И Верле Батенс, исполнившая роль Элис, и Анн Коснес, сыгравшая Селин, будто созданы для триллера. Играют ярко, но “не помогают” угадать, какая из героинь на самом деле искренна. Работает на идею и контрастирующие физические данные героинь. Уверенная в себе и с виду более решительная, хоть и с повадками кошечки, блондинка Элис в итоге оказывается более нестабильной психологически и легко поддаётся паранойе. Селин же, под поверхностной стеснительностью прячет характер, железную волю и, может быть, даже коварство. Но почти до самого конца характеры героинь и их действия остаются неоднозначными, как и должно быть в хорошем триллере. Эта женская дружба-вражда затягивает не только героинь, но и зрителя, заставляя задумываться: “Что здесь реально, а что — плод воображения героини?”

4,5/5

Картина “Материнский инстинкт” в прокате — с 25 июля. Билеты — на “Киноходе”.

--

--