“Офелия”. Женская версия

Mila
Киноходы
Published in
3 min readJul 16, 2019

Шекспировские страсти вот уже пятьсот лет не дают покоя литераторам, которые любят додумывать свои версии нетленных произведений знаменитого английского драматурга. Вот и писательница Лиза Кляйн не удержалась и написала книжку “Мое имя Офелия”: эдакий женский взгляд на события в печально известном Датском королевстве. Австралийский режиссер Клер Маккарти сняла по этой книге фильм “Офелия”, а в сценаристах значатся Лиза Кляйн, Семи Челлас и, слава тебе, господи, Уильям наш Шекспир.

Кино получилось красивое. С первых минут Офелия (Дейзи Ридли) объясняет зрителям, что ее доподлинную историю никто до этого не знал, а теперь пришло время узнать. Пруд, кувшинки, рыжеволосая девушка с закрытыми глазами, лежащая на воде — пока все узнаваемо и предсказуемо.

Но дальше начинается история, уводящая в сторону от, собственно, Гамлета, и рассказанная несчастной Офелией(Дейзи Ридли). В этой истории совсем нет места тому философскому подтексту, к которому привык, к примеру, наш зритель старшего поколения, вспоминающего при упоминании имени Гамлета одухотворенное лицо актера Иннокентия Смоктуновского.

Сам сюжет тоже перекроен, появился новый персонаж: колдунья, сестра королевы Гертруды (Наоми Уотс), которую некогда соблазнил Клавдий (Клайв Оуэн), а потом предал. В отместку она, спустя много лет, “сдает” датчан норвегам.

Офелия (Дейзи Ридли), как и положено героине, придуманной не Шекспиром, а современной писательницей Кляйн, сильная, умная и уверенная в себе девушка, которая точно знает, чего хочет. И она не сходит с ума в хитросплетении дворцовых интриг и убийств, а так же, как и Гамлет (Джордж МакКей), притворяется безумной. Но именно ее здравомыслие позволяет ей выжить среди жаждущих мести мужчин и вырастить впоследствии дочь Гамлета(!), которая должна стать королевой Дании и изгнать норвегов.

Гамлет (Джордж Маккей) в “Офелии” ни разу не харизматичен. Это вообще персонаж второстепенный. Он простоват, и, честно говоря, не интересен. Джордж МакКей играет влюбленного подростка и не общается с тенью своего убиенного отца.

Королева Гертруда (Наоми Уотс) сильно озабочена своим увяданием и постоянно поглощает омолаживающие капли, хотя выглядит превосходно. В отличие от первоисточника (пьесе “Гамлет”), ей в фильме отведено гораздо больше внимания. Именно Гертруда убивает в фильме Клавдия, а не Гамлет, пронзив его мечом. А умирает она не случайно, а осознанно, выпив яд, а не отравленное вино.

Клавдий (КЛАЙВ ОУЭН) в фильме — это такой “злодей-злодей”, но больше ничего за этим не стоит. У Шекспира новый король испытывал чувство вины за содеянное, у Клер Маккарти — только жажду власти.

Вообще, местами меня охватывало чувство неловкости за схематичность некоторых образов и наивность диалогов в стиле индийского кино, иногда было ощущение просмотра очередной серии какой-нибудь “Игры престолов”.

НО: очень красиво! Костюмы — роскошные, локации — великолепные, кадр выстроен безупречно. И это стоило того, чтобы досмотреть немного затянутый фильм до масштабной предфинальной сцены, в которой… Думаю, вам лучше увидеть это своими глазами этот одновременно яркий и трагический, масштабный эпизод. Музыка Стивена Прайса только усиливает впечатление трагедии. Своя эстетика в этом фильме безусловно есть.

Финал фильма как и судьба главной героини сильно отличается от её истории в трагедии Шекспира. Ну что ж, Офелия заслужила право на свою историю, пусть и спустя каких-то пятьсот лет..

Остается только добавить, что фильм “Офелия” Клер Маккарти завершал показ конкурсной программы ММКФ в прошлом году и получил приз как лучший фильм.

4/5

Премьера фильма в России — 23 июля. Билеты совсем скоро будут доступны на “Киноходе”.

--

--