“Редкая бабочка”: И еще раз об эдиповом комплексе…

Lust for sense
Киноходы
Published in
3 min readMay 10, 2018

Изысканно-красивый, нежный и деликатный фильм “Редкая бабочка” неизвестного австралийского режиссера и известного австралийского сценариста Присциллы Камерон (это ее дебют в большом кино) о темах вечных и неизменно-притягательных: любви, смерти и эдиповом комплексе.

Здесь все: череда совпадений и узнаваний, случайных попаданий и возможность пройти еще раз тот путь, с которого свернули (по своей или чужой воле). Любовь к новой соседке, владелице цветочного магазина в маленьком городе, красивой, как редкая бабочка, как экзотический цветок; чарующей, как зарождающееся лето; искрящейся радостью, как солнечный луч, — приходит к отцу и сыну одновременно. Оба видят возле ее дома пустую витрину, в которой можно разместить коллекцию бабочек. Подросток собирает бабочек, украшая ими алтарь умершей матери, а отец, преподаватель колледжа, — юных девушек, чтобы заполнить пустоту после смерти жены.

Новая соседка (Мелисса Джордж, известная по сериалу “In Treatment”) еще и внешне похожа на маму Фина. Не осознавая причин такого притяжения, он очарован, страстно влюблен, неудержимо увлечен и яростно ненавидит отца как соперника.

От этой искушенной женщины ждешь кровавой драмы, дьявольских выходок и цинизма. И первая часть фильма провоцирует дурные предчувствия: она потакает влечению романтичного подростка, раздает авансы отцу и, кажется, ведет свою игру.

Но при этом в ней, как и в ее доме с облупленными дверями и потрескавшимся витражом (дом Эвелин — еще один важный персонаж фильма), как в крыльях бабочки, есть надломленность, глубокая печаль и одиночество, зрелость лета и предчувствие скорой осени.

Поначалу кажется, что тема со смертельной болезнью Эвелин — это избитый романтический прием: найти любовь и потерять ее; способ вызвать сочувствие к главной героине и опутать ее возвышенно-трагическим ореолом окончательно.

Для меня облегчением стало понимание, что сценарный ход тут более зрелый, менее мелодраматичный, более глубокий. История, случившаяся с этими тремя людьми, позволила им повзрослеть, принять другого, его права и потребности, его болезни и слабости, простить и полюбить, прожить вместе историю любви, которая оборвалась со смертью матери Фина, еще раз.

Бабочка — метафора любви (“бабочки в животе”), хрупкости, уникальности, кратковременности жизни, чуда, шанса. Этот образ обыгран и через театральный костюм Эвелин, и через коллекцию мертвых бабочек Фина, и через витражи дома, и через платья и нежное колье девушки, и через лепестки лилии, и даже через интерьер ее дома.

Операторская работа и художественное решение фильма достойны восхищения. Театральная винтажность, легкая дымка тайны в доме Эвелин, буйные краски лета как переполняющая Фина радость, тоска и затхлость их с отцом сиротского дома, холод больничной палаты — то, что невозможно высказать словами, но что создает настроение, соучастие, и даже как будто передает запахи. Это очень осязательное и чувственное кино, от его кадров замираешь, как от прикосновения крыльев бабочки.

Моя оценка: 5/5

Не пропустите этот очаровательный и нежный фильм.

--

--