“Реинкарнация”: Один раз и на всю жизнь

Andrey Podkolzin
Киноходы
Published in
3 min readJun 3, 2018

--

Энни Грэхэм (Тони Коллетт) только что потеряла мать, но так как они давно не общались, то особенной грусти по этому поводу она не ощущает. Когда происходит событие ещё более пугающее, становится ясно, что на этом беды семьи Грэхэм не закончатся.

Когда каждую неделю российский прокат штурмуют супергерои, друзья джедаев или большие динозавры, то невольно от всех этих пикселей начинает немного мутить. Вполне нормально, что порой хочется чего-то принципиально иного. Именно таким ключиком к миру разнообразия и является хоррор “Реинкарнация” дебютанта в режиссуре Ари Астера. Видимо, слово “дебют” в лексиконе постановщика отсутствует, потому что на первую самостоятельную работу это не похоже вовсе — настолько уверено автор расставляет свои “киностулья” и с абсолютно равным успехом успевает посидеть в каждом из них.

Оставляя в поле зрения окультизм, медиумов и одержимость, Астер, в той части произведения, которую принято называть вторым дном, прячет от нас тяжелейшую драму о потере близкого человека, которая не всегда сплачивает семьи. Иногда бывает и наоборот.

Ближайший родственник “Реинкарнации” — наверное, “Бабадук”. Такой же двусмысленный и жуткий, но, в отличие от своего австрало-канадского родственника, в той плоскости, что отведена хоррору, абсолютно не использует самый дешевый из имеющихся приемов напугать зрителя — лента абсолютна лишена скримеров. Руки режиссера в данном случае доводит до максимального значения триггеры драмы, что, как известно, может напугать не хуже любого фильма ужасов. В конечном счёте, каждый зритель сам для себя решит, фильм какого жанра он только что посмотрел. Благо, что никакой из них в данном случае нисколько не разочаровывает.

К тому, что может насторожить, можно отнести не самый высокий темп повествования. Но создатели как будто бы сами это прекрасно чувствуют, поэтому практически за каждое подобное промедление стараются вознаградить зрителя чем-то существенным. К существенному можно отнести техническую составляющую. Например, блестящую операторскую работу.

Или монтаж. Профессия героини Тони Коллет (она работает кукольным дизайнером) периодически обыгрывается в картине: то в её кукольных интерьерах при приближении камеры можно увидеть разыгрывающих очередную мизансцену исполнителей (один из таких моментов - в самом начале трейлера), то приметить изменение времени суток с помощью звука, характерного для обычного бытового выключателя.

А раз уже была упомянута Тони Коллет, то обойти её стороной просто невозможно. Она, бывает, и заглядывает на “хоррор-огонёк” (“Ночь страха” или “Крампус”), но роль первой скрипки в подобного рода кино она играет впервые.

Уникальный сплав из хоррора и драмы, для которого штамп “не оставит равнодушым” вовсе не пустой звук. Какого слова нет в лексиконе Астера известно, поэтому, будем надеяться, что про “синдром второго фильма” он тоже не слышал.

Если бы у слов были души, то для слова “удобство” реинкарнацией было бы слово “Киноход”.

В кино — с 7 июня.

Оценка:4/5.

--

--