“Угоняя лошадей”, или Обнаженная память

Lust for sense
Киноходы
Published in
3 min readJun 25, 2019

Фильм “Угоняя лошадей” режиссера Ханса Петтера Муланда, пожалуй, самого известного в Норвегии (но почти не известного российскому зрителю), по его же сценарию — экранизация романа Пера Петтерсона (и это имя тоже наверняка мало что говорит российскому читателю) “Пора уводить коней”, удостоенного Дублинской премии. Российского зрителя может соблазнить на просмотр, пожалуй, только имя Стеллана Скарсгарда (сериал “Чернобыль”, “ Рассекая волны” Ларса фон Триера). И, возможно, прекрасное лицо Даницы Чурчич — датско-сербского аналога Пенелопы Крус по обаянию, внутренней силе и красоте. Но в первые же 5 минут медитативный ритм, красота кадра (операторы Томас Хардмейер и Расмус Видебак) затягивает и погружает в боль главного героя, как сверло, как нож, срезающий кору с дерева — и не отпускает до конца. И эта мучительная, свербящая боль одиночества, отвержения, предательства и семейной тайны, которой не с кем поделиться, не с кем разделить, которая вросла и стала частью личности — основной камертон фильма, как и красота норвежской природы.

О чем кино? Одинокий старик (Стеллана Скарсгард) приезжает в норвежскую деревню, чтобы вдали от суеты инвентаризировать воспоминания. Внезапно он встречает еще одного старика, в котором узнает мальчика из того памятного лета, когда произошли события, перевернувшие его жизнь. Эту историю, когда за одно лето он познал и первую влюбленность во взрослую женщину, и смерть рядом, и узнал семейные тайны, и потерял отца, стал взрослым и ощутил одиночество, ставшее постоянным спутником, — нам и предстоит узнать.

Это семейная психологическая драма, роман воспитания (возмужания главного героя), экзистенциальная драма о ценностях, о выборах, об ответственности и о потерях, о тех, кого мы убили вольно или невольно своими решениями, и о том, как это нас изменило. Это фильм о любви: и земной, и общечеловеческой (по-скандинавски сдержанной и суровой), и об отчаянии, о боли, которая бывает непреодолима настолько, что лучше ее не называть; и о своем месте, своей судьбе, в которой ты можешь быть главным героем, а можешь быть случайным персонажем, за которого решения принимают другие. Такие глубины открываются за лаконичными диалогами, скупыми эмоциями, крупными кадрами как будто вырубленных из дерева лиц.

Лес. Его рубят, чтобы продать и откупиться от семьи; с него снимают кору так, как будто кожу с человека; его сплавляют по реке, что становится инициацией юного главного героя; лесовоз убивает в аварии жену главного героя. Он могучий, устойчивый и хрупкий одновременно, как и люди — трагическая случайность может покалечить личность, а кто-то может просто не выдержать, когда наваливается слишком много.

Рекомендую смотреть этот фильм с субтитрами. Это эпическое кино, которое может показаться историей одной семьи и одного лета, историей одной человеческой судьбы. В нем сдержанно-лаконичная и выразительная игра актеров (даже юных), выдающаяся операторская работа, размах и глубина, глубокая драматургия слились воедино.

Смотреть это больно, очень больно — а ведь не ужасы, не триллер, не мистика, а человеческая жизнь с незаживающими ранами, это звенящая струна тоски и одиночества, но еще и силы человеческого духа, жизни, состоящей не из подвигов, но из принятия своей судьбы и осмысления ее уроков.

5/5

На “Киноходе” можно купить билеты со скидкой по карте Mastercard

--

--