“Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда”: Тварь ты дрожащая или право имеешь?

Victoria N
Киноходы
Published in
6 min readNov 14, 2018

Действия второй части кинофраншизы о приключениях магозоолога Ньюта Саламандера разворачиваются в 1927 году, спустя полгода после событий первой картины. Могущественный маг Геллерт Грин-де-Вальд (Джонни Депп) устраивает эффектный побег во время его перевозки из тюрьмы Нью-Йорка в Лондон и, словно Крампус на карете, запряженной фестралами, одержимый зловещими планами, летит во Францию в надежде переманить на свою сторону как можно больше сторонников и заручиться поддержкой чистокровных магов.

Альбус Дамблдор (Джуд Лоу) уговаривает своего бывшего ученика Ньюта Саламандера (Эдди Редмэйн) помочь в борьбе с антагонистом, ссылаясь на то, что сам он пойти против Грин-де-Вальда не может. Видимо это в духе Альбуса: отправлять на смерть своих учеников.

А пока магический мир раскалывается на части, обскур Криденс (Эзра Миллер), в попытках найти свои корни, отправляется в Париж, где работает в труппе цирка вместе с новым другом в пока еще человеческом теле Нагайной. И если Грин-де-Вальд выглядит как фюрер с волшебной палочкой, то Криденс — его страшное оружие.

Когда Роулинг предложила Джонни Деппу принять участие в съемках, он согласился, даже не прочитав сценарий, ухватившись за возможность наконец-то освободиться от надоевшего ему образа Джека Воробья. И, на мой взгляд, актеру удалось исполнить задумку автора как нельзя лучше. Грин-де-Вальд — невероятно обаятельный, талантливый маг, искусный оратор, в своём темном заговоре, кажется гораздо опаснее и страшнее, чем невротичный Волан-де-Морт, который предлагает только два пути: смерть сразу или попозже.

Убеждения Геллерта в его видении будущего, где волшебный мир стоит над обычным, имеют какую-то логику, в отличие от мотивов Темного Лорда. Так, создатели проводят параллель между Грин-де-Вальдом и диктаторами 20 века, орудовавшими кричащими лозунгами из памфлетов о сегрегации и геноциде. Собирая единомышленников, маг, будучи тонким психологом, находит нужные рычаги отверженных душ, задавая вопрос: “Тварь ты дрожащая или право имеешь”? Вы готовы вечно прятаться от не-магов/магглов или примкнете ко мне и создадите новый мир, где простые людишки будут прислуживать нам, представителям высшей волшебной расы.

И только Альбус Дамблдор может сравниться по силе с Грин-де-Вальдом. Джуд Лоу удачно передал характер молодого профессора, который пока что не так мудр, но уже пользуется большим уважением у окружения. Это сложный человек, склонный к скрытности и манипулированию людьми, зачастую действующий чужими руками и уже тогда просчитывающий ход на несколько шагов вперед. Причина, по которой Дамблдор не может собственноручно расквитаться с темным магом, признаться, несколько покоробила меня. По неизвестной причине, Роулинг проложила через весь сюжет метафору, поднимающую тему сексуальной ориентации, которая как ложка дегтя в сладком сердцу сюжете, оставляет недоумение и застывшие в воздухе вопросы: зачем, за что и для чего это нужно в сказке? Так, нестарательно прикрытый каминг-аут Дамблдора оставил неприятное послевкусие.

Уже не центровой, но еще весьма важной фигурой в картине выступает магозоолог Ньют Саламандер, с застывшей кривой ухмылкой он будто наблюдает за решениями героев со стороны, не занимая чью-либо сторону, но все же имеющий четкое представление о правильном мире, а его трогательная любовь к волшебным существам умиляет. Мы вновь увидим всеми полюбившихся нюхля с его озорным потомством, а так же застенчивую лечурку Пикетта. Роулинг добавила еще ряд волшебных существ, которые она позаимствовала из разных культур: китайский зу-ву, шотландский келпи и французский матагот. Описывать их здесь бессмысленно, лучше увидеть все своими глазами. Присутствие зверей в данной картине лишь украшают ее, не вмешиваясь в события.

Также хотелось бы отметить создателя философского камня 600-летнего Николаса Фламеля в исполнении довольно молодого для своего героя Бронтиса Ходоровски. Именно этот эпизодический персонаж особенно мне полюбился — добрый волшебник с озорным взглядом, так напоминающий старца Фуру из телеигры Форт Боярд.

Я хорошо помню, как в детстве мне открылся волшебный мир, созданный Дж.К. Роулинг о мальчике, который выжил. Как каждый год мы с нетерпением ждали выхода новой книги и фильма и как были огорчены, что детство закончилось вместе с последним фильмом саги. Поражаясь необыкновенной продуманностью персонажей, мы постоянно жаждали подробностей: о молодых годах Альбуса Дамблдора и Минервы Макгонагалл, о том, как и когда Темный Лорд встретил Нагайну и в какой момент начались эти темные времена в волшебном мире. И как же было круто спустя годы вновь почувствовать себя ребенком, окунуться во вселенную Гарри Поттера и получить какие-то ответы. А что уж говорить о мурашках, когда слышишь знаменитую мелодию в самом начале фильма. Но чтобы не показаться слишком импульсивным фанатом, я постараюсь строго и объективно разобрать все плюсы и минусы картины.

Режиссером вновь выступил Дэвид Йейтс, уже работавший над первой картиной, а также четырьмя последними частями фильмов о Гарри Поттере. Почему же он так задержался на этой должности? Да просто потому, что неукоснительно следует указаниям Роулинг, угождая ее капризам, но при этом теряя свой стиль. Наверное, именно поэтому последние фильмы поттерианы вышли какими-то смазанными и ничем особо не запоминающимися. А дело в том, что Роулинг — писательница, а не сценарист, и ей нужна твердая рука в лице режиссера, который без сожаления может отсечь лишние подробности, за которые всегда борются авторы и которые так перегружают сценарий. Из-за обилия персонажей повествование получилось рваным, а ключевые сюжетные линии искусственно затянутыми.

Кажется, что некоторые сцены были добавлены исключительно ради визуальных эффектов. Получив волю, Роулинг зачем-то напихала огромное количество одноразовых персонажей, не играющих особую роль и не имеющих какую-либо мотивацию. Поэтому складывается впечатление, что перед нами не полноценный роман с героем, вокруг которого складывается действие, как в случае с сагой о Гарри Поттере, а скорее справочник по волшебному миру с генеалогическими связями, отдающий индийским кино.

Кроме того сценарий просто изобилует пасхалками, что к слову не может не радовать поттероманов. От одного только вида Хогвартса в глазах появляется влажность. Но непосвященным все же следует перед походом в кинотеатр если не пересмотреть сагу, то хотя бы ознакомиться с первой частью спин-оффа.

Тем не менее, декорации и красочность спецэффектов позволяют в полной мере насладиться волшебным миром, а зрелищные экшен-сцены поражают своей масштабностью, доставляя зрителю истинное удовольствие. И не удивительно, ведь в съемочную группу вошли неоднократные лауреаты различных премий, включая “Оскар”. Всех перечислять не имеет смысла, но хочу отметить художника по костюмам Коллин Этвуд (“Мемуары гейши”, “Алиса в стране чудес”), которая смогла как нельзя лучше подчеркнуть яркие и разнообразные личности героев. А композитор Джеймс Ньютон Ховард (“Красотка”, “Голодные игры”) помог полностью окунуться в мир магии и волшебства.

Несмотря на все недостатки картины — нарушение канона в случае с появлением Макгонагалл в качестве преподавателя до ее рождения, неопределенность динамики сюжета, перегрузка персонажами, неуместный политический контекст и совершенно лишнюю пропаганду ЛГБТ — накануне новогодних праздников нам представилась отличная возможность вновь окунуться в детство, насладиться сказочным миром, который когда-то создала Дж.К. Роулинг на своей старенькой печатной машинке. Эффектный визуальный ряд, заворожив внимание, вмиг перенесет зрителя в знакомые коридоры школы Чародейства и Волшебства, дав возможность вдоволь насладиться теплыми чувствами ностальгии.

Моя оценка: 5 из 5

Билеты удобнее покупать он-лайн без очередей и комиссии на официальном сайте КИНОХОДа. Приятного просмотра!

--

--