“Чудеса”: Мечты о неизведанном

Rina Slagaeva
Киноходы
Published in
4 min readMay 16, 2018

В южно-итальянской глубинке, в плохо благоустроенном доме живёт семья: молодые ещё отец с матерью и четверо дочерей. Живут не праздно — впахивают на пасеке и в огороде, выращивают овец. Трудятся и отец, и мать, и две старшие девочки-подростки (примерно 13–14 и 11–12 лет). Только младшим, к счастью, пока ещё можно просто беззаботно бегать и играть. Помогает им приехавшая то ли на время, то ли навсегда молодая родственница отца. Работают много и хорошо, делают прекрасный мёд. Но всё равно живут практически в нищете, большей частью потому, что отец, хоть и хороший пасечник, но совершенно нулевой хозяйственник. Постоянно мечтающая о лучшей жизни, но рассудительная старшая дочь Джельсомина, узнав о том, что в их регионе будет проводиться телешоу-конкурс фермерских хозяйств, за победу в котором можно получить путешествие или приличную сумму денег, пытается убедить консервативного и недоверчивого отца принять участие…

Не знаю, что заставило автора аннотации к фильму “Чудеса” написать, что девочки живут “в собственном сказочном королевстве” и что “отец хочет любой ценой оградить дочерей от опасностей современного мира”. Самые первые кадры фильма уже погружают в атмосферу нищеты и вечной усталости героев. Нет, они не кажутся несчастными — они привыкли жить так, как живут. Особенно девочки, которые и не знали другой жизни. Отец действительно упрямо уберегает дочерей от цивилизации, но ощущения того, что он это делает ради них, нет. Он совершенный нарцисс, который хочет жить так, как считает нужным, и вынуждает детей не просто подчиняться этому, но ещё и ежедневно трудиться с утра до вечера (напомню, дети — подростки). Одна из сцен в середине фильма напоминает нам ещё и о том, что это просто противозаконно.

“Сказочное королевство” девочек — это просто совершенно стандартные фантазии подростков. Все эти ритуалы и “волшебства” они могли бы придумать, живя в маленьком городке или в центре Милана, в любой семье или даже в приюте. “Волшебные” ритуалы, игры “в звёзд”, романтические мечты — это явно никак не связано с тем миром, которые создал для них отец-самодур, а скорее, существует вопреки ему. Да и какая сказка может быть создана отцом, который не слушает и не слышит никого, кроме себя, не думает о финансовом благополучии семьи, делает бессмысленные подарки, ради того, чтобы потешить своё самолюбие (получив за труды всей семьи хоть какие-то деньги, он все их спускает на покупку верблюда, который кажется ему удачным подарком, потому что чуть ли не в младенчестве Джельсомина о таком мечтала; и покупает он его, несмотря даже на то, что дочь открыто сказала ему, что сейчас такая покупка кажется ей совершенно нелепой и ненужной).

Джельсомина ещё может верить в сказку, только в силу своего возраста, даже несмотря на то, что во всей этой семейке именно она — самый взрослый и осознанный персонаж. Но сказку она ищет в реальной жизни и находит её в возможности принять участие в конкурсе, который представляет сказочно красивая теледива (Моника Белуччи) в чрезмерно-карнавальном костюме и с искусственной манерой речи. Джельсомина, с одной стороны, хочет вытащить семью из нищеты, спасти хозяйство, а с другой — робко мечтает о Милане и о другой жизни. Героиня Белуччи — символ той самой другой жизни, о которой девочка имеет очень слабое представление. Однако, как это бывает, именно благодаря мечтам, даже не совсем внятным и не до конца осознанным, вернее, благодаря попытке сделать хоть что-то для их осуществления, девочка взрослеет, отказывается от сказок и ритуалов. Она всё лучше осознаёт реальность, но становится сильнее и, хочется надеяться, не отказывается от своих мечтаний и стремлений, а просто лучше их осмысляет.

Никаких реальных чудес, никакого волшебства от фильма ждать не стоит. Однако название не обманывает. Просто оно говорит о чудесах, которых так не хватает, которые должны быть в детстве, о чудесах, которые приходится придумывать самостоятельно, в которые очень хочется верить. А ещё — о чуде взросления, о превращении в лебедя (не в экстерьерном, а в моральном и духовном смысле), обретении силы и веры в то, что будущее есть, и оно может быть другим.

Несмотря на то, что картина была создана ещё в 2014 году и в этом же году получила Гран-при Каннского фестиваля, до наших экранов она добралась только сейчас. Следите за расписанием на “Киноходе”, там же вы можете купить билеты на удобный вам сеанс в любимом кинотеатре.

Моя оценка: 4/5.

--

--