“My Generation”: Откуда дул ветер свободы
“My Generation” — дебютный студийный альбом британской группы The Who и заглавный сингл, занимавший в 1965 году 2-е место в чартах и 11-е место в списке “500 величайших песен всех времен” по мнению журнала “Rolling Stones”. Роджер Долтри, вокалист и основатель The Who, тоже есть в фильме закадровым голосом, и жаль, что закадровым — в свои 74 он прекрасно выглядит, поет и даже иногда ездит с концертами.
Фильм Дэвида Батти “ My Generation” — о поколении молодых и дерзких в 60-х в Англии, совершивших культурную революцию, волны от которой разошлись по всему миру. Время твистующего Лондона, невиданного подъема поп-культуры, опрокидывания устоев, наркотиков, мини-юбок, поп-арта, рок-н-ролла и огромного разрыва с брюзжащим, унылым, держащимся за отжившие культурные и социальные нормы, поколением отцов.
Пол Маккартни, Джон Леннон, Мик Джаггер, Марианна Файтфулл, Твигги, Видал Сассун (прародитель модных коротких геометричных стрижек), фотограф Барри Латеган, Джоан Коллинз, Дадли Эдвардс и некоторые другие знаменитые музыканты, фотографы и модели 60-х, из которых кто-то жив, а кто-то давно нет — герои фильма, состоящего из документальных хроник того времени, перемежающего черно-белые кадры Лондона с поп-артом, молодежные демонстрации (разгоняемые 60 лет назад в Англии довольно жестко) с телевизионным бубнежом того времени. Всю эту драйвовую мозаику комментирует и продюсирует легенда кино Майкл Кейн. Когда он сказал: “Представители моего класса в то время не могли стать актерами”, — я предположила, что он из аристократов: его безупречные манеры, осанка, неторопливая речь и мягкий юмор тому свидетельство.
Но все ровно наоборот. Для тех, кто не знал, или не знал и забыл, объяснили, как удалось поколению 60-десятников расчистить себе пространство свободы и изменить мир, который уже больше никогда не станет прежним.
Сумасшедший прорыв в культуре стал возможен именно благодаря тому, что в 1945 году Черчилль проиграл выборы лейбористам. А те провозгласили программу общества всеобщего благоденствия: бесплатное медицинское обслуживание для всех, бесплатное качественное образование для всех, пособия для неимущих и стирание классовых границ. И вот выросло поколение кокни (рабочего класса), которое больше не желало смотреть на правящий класс снизу вверх, а жаждало заявить о себе. Они были умны, образованны, полны энергии и не обременены вековыми предрассудками. Их было много. Это они стали голосом, камерой, кистью нового поколения. Это их революционная энергия и бесстрашие сметали все стереотипы о правильном и полезном, они нарушали вековой порядок, и они победили. Представьте себе, что родись они лет на 20 раньше, Майкл Кейн был бы торговцем рыбой, как отец, Твигги — портнихой, как мать, Джоан Коллинз танцевала бы в ночном клубе, а Пол Маккартни стал бы заводским рабочим, а не кавалером ордена Британской империи, как и Майкл Кейн.
Полтора часа фейервека драйва, юной энергии и дорогих лиц пролетают быстро, хочется еще и еще, чтобы рок-н-ролл не кончался. Потому что потом наступает похмелье и ассоциации: а где плоды нашей свободы, доставшейся намного дороже в 90-х? Где герои 90-х и почему наша, в том числе культурная, революция так и осталась историей андеграунда, которая интересна нынче только постаревшим фанатам? Почему мы, гордящиеся победой в войне, не смогли удержать свободу, прорыв, дух независимости, а пятимся в архаику, отрываясь от цивилизованного мира все дальше и дальше? Англия не только пережила этот культурный прорыв, она его ассимилировала как новое британское чудо, стала флагманом культурного прогресса в мире. Имперские амбиции послевоенного поколения были удовлетворены неожиданным образом — вирусом рок-н-ролла британцы заразили всех, кто это видел и слышал. И для покорения других стран не понадобились “вежливые люди” в хаки.
Строгим британским критикам кажется — Майкл Кейн не сказал ничего нового (хотя в фильме есть кадры кинохроники и фрагменты интервью икон 60-х, которых ранее нигде не показывали), а для русского зрителя — это не просто британский вариант “Стиляг” и ностальгия по уходящим героям, а прививка свободы и права голоса (хотя нет там ни одного политического лозунга). Опасное кино.
5/5