Автобиография Бенджамина Франклина

Roman Zhikharev
Книжная полка
4 min readFeb 11, 2016

Биография Б. Франклина — поучительная и насыщенная деталями история. Помимо подробностей о быте великого общественного деятеля и ученого, произведение наполнено жизненными уроками и фактурным описанием Америки 18 века. Система саморазвития Франклина — это то, ради чего обычно читают эту книгу.

В первую очередь должен предупредить, что книга очень плотная по содержанию, поэтому любые попытки понять её по одному только резюме, не читая, обречены на провал. (Это справедливо по отношению к любой хорошей книге). Мой текст ставит целью лишь сподвигнуть вас к прочтению этой замечательной биографии, а не изложить её суть.

Ниже я изложил некоторые темы, которые привлекли мое внимание. Но, безусловно, мой список не полон и в тексте есть еще много всего.

Работа над собой

Где-то в середине книги автор описывает свою систему самосовершенствования. Она сводится к последовательному развитию в себе 13-ти добродетелей, которые, по его мнению, помогают человеку преуспеть в жизни.

Список устроен так, что каждая добродетель поддерживает развитие следующей за ней. Например, на первом месте у Франклина стоит воздержание («есть не до пресыщения, пить не до опьянения»). Сегодня мы бы назвали это качеством самоконтроля. На втором месте автор поместил молчание («говорить только то, что может принести пользу мне или другому»), обретению которого самоконтроль способствует очевидным образом.

Для развития добродетелей Франклин составил таблицу в 13 (по числу добродетелей)строк и 7 колонок (по числу дней недели). В ячейках таблицы он отмечал те дни, когда принцип соответствующей добродетели был им нарушен.

Целью первой недели было сохранить чистоту первой строки и отмечать «грехи» в остальных строках. Если это удавалось, то Франклин считал, что эта добродетель достаточно развита и на следующей неделе в фокусе внимания были уже обе первые добродетели. И так далее, пока список не заканчивался.

На прохождения всего курса он тратил 13 недель (неужели ни разу не оступался? :-), а за год успевал повторить его 4 раза.

Франклин отмечает, что учёт «успеваемости» очень помогает работе над собой.

Религиозные взгляды

Я был приятно удивлен, что религиозные взгляды автора полностью совпадают с моими:

Например, я никогда не сомневался в существовании Бога, в том, что Он создал мир и управляет им своим провидением, что Бог более всего любит делать добро людям, что наши души бессмертны и что все преступления будут наказаны, а добродетель вознаграждена здесь или в будущей жизни.

Эти принципы я считал сущностью всякой религии. Находя их во всех имевшихся в нашей стране вероисповеданиях, я уважал все эти вероисповедания, хотя в разной степени, так как находил, что в них примешиваются другие положения, которые отнюдь не имеют целью внушать, поддерживать и утверждать нравственность и служат главным образом тому, чтобы разделять нас и сеять между нами вражду.

Лидерство

Хотя автор не говорит на прямую о лидерстве, практически вся его общественная деятельность является примером того, как организовывать людей, добиваться их доверия и вести их за собой (что и составляет суть этого навыка). В книге очень много практических примеров такого поведения и его результатов.

Интересные факты

  • Учился всего 3 года. Но продолжал самообразование всю свою жизнь, читая книги. В биографии упоминаются труды Сократа и Плутарха.
  • Много писал как для себя, так и для распространения своих идей в массах. В книге есть примеры, как умение излагать мысли на бумаге помогло ему в жизни.
  • Отец воспитал в нем безразличие к еде. Бенджамин никогда не стремился к кулинарным изыскам и отмечал ясность сознания, которую дает самоограничение в еде.
  • Побыл вегетарианцем некоторое время. Такое питание обходилось дешевле и Бенджамин покупал книги на оставшиеся деньги.
  • В биографии упоминаются факты, бросающие тень на автора: использование служебного положения в интересах своего бизнеса и попытка наладить близкие отношения с девушкой своего товарища.
  • Однажды, еще до того как Франклин приобрел влияние, губернатор пригласил его в гости только потому, что у Бенджамина было много книг.
  • Типография Франклина печатала бумажные деньги по заказу властей.
  • Отрицал патенты. Бенджамин считал, что хорошие изобретения должны приносить пользу людям. А патенты этому мешают.

Издание

До того как я столкнулся с этой книгой, я никогда особо не обращал внимание на издание. Если о вариации качества перевода у меня еще возникали какие-то подозрения в прошлом, то в полноте текста и материалов я никогда не сомневался.

К моему удивлению, оба электронных издания, которые я смотрел, оказались неполноценными (см. ниже). Поэтому при чтении я частенько заглядывал в английский оригинал.

На выбор у вас есть минимум три варианта:

  1. Оригинал, предоставленный в рамках проекта «Гутенберг».
    Хорошо: Бесплатно, это оригинал.
    Плохо: Бенджамин злоупотребляет сложноподчиненными предложениями + богатая лексика = даже с хорошим английским придется залезать в словарь, многие нюансы останутся непонятными. Книга не разбита на главы, текст идет сплошняком и без особого трепета к оформлению.
  2. Электронная версия на русском.
    Хорошо: Бесплатно, на русском.
    Плохо: В моем пиратском варианте куски текста в середине книги были переставлены местами. Таблица (она там одна, но важная) оформлена в виде фарша из слов и символов разметки. Поскольку версия на сайте Литреса имела точно такую же обложку («Время — деньги!»), я не решился её покупать.
  3. Богатое бумажное издание.
    Хорошо: Эту книгу я даже не держал в руках, но мой знакомый её очень нахваливал за иллюстрации и общее качество. Думаю при таком подходе шансы нарваться на искалеченный текст крайне малы.
    Плохо: Дорого.

--

--