Часть I. Первые дни

Eugene Suhanov
Майский поход 2015
9 min readMay 11, 2015

--

В этой части вас ждёт рассказ о планировании и подготовке к путешествию, а так же описание первых трёх дней похода от посёлка Гуамка до приюта Фишт.

Вместо предисловия

Майские праздники — отдушина для российских путешественников. И правда, когда ещё удастся, взяв всего четыре дня отпуска, отдохнуть целых одиннадцать дней подряд!

Вот и я не стал терять выходные попусту и запланировал на это время достаточно масштабный поход. К сожалению (а может и к счастью) большинство красот Краснодарского края удобнее рассматривать пешком, а не на велосипеде, поэтому было решено если не переквалифицироваться из двухколёсного существа в двуногое, то хотя бы попробовать совместить их.

Кавказские горы издревле манят путешественников своими красотами и захватывающими видами, не остался в стороне и я, выбрав их в качестве приоритетного района путешествия. Изначально мне хотелось пройти по знаменитой «Тридцатке» — маршруту, известному ещё со времён начала СССР, пути «через горы к морю».

К несчастью данный маршрут закрыт для прохода уже два года без достаточно объективных причин. Узнал я об этом всего лишь за неделю до выхода, поэтому нитку маршрута пришлось срочно менять на кольцевую.

Также, чтобы добавить километража и походных дней, старт маршрута был запланирован из посёлка Гуамка, а добираться до КПП Лагонаки было решено через ещё одну достопримечательность — Университетский водопад.

Реальный трек маршрута вы всегда можете посмотреть и скачать на сайте Gpsies.com

Так как все предыдущие пешеходные походы я могу квалифицировать не более, как «прогулки» (шутка ли — максимум одна ночёвка), было решено к текущему готовиться с большим вниманием и серьёзностью.

Было докуплено необходимое снаряжение, максимально достоверно распланирован маршрут передвижения с местами ночёвок, а список продуктов составлен в соответствии со всеми рекомендациями к походным горным раскладкам.

Первое мая

или день сплошных ошибок и неверных решений

Так получилось, что фотографий Гуамского ущелья у меня не осталось, хотя я был там уже два раза (не спрашивайте даже :) Поэтому я расскажу об этом дне кратко, а фотографии будут потом, когда ещё раз посещу эти места.

Чтобы добраться до Гуамки из Краснодара необходимо сначала доехать до Апшеронска (около двух с половиной часов на междугороднем автобусе), а уж после пересесть на местную маршрутку.

Кто же знал, что о расписании можно узнать заранее, позвонив водителю?

Несмотря на то, что на календаре была пятница, маршрутка решила ходить по расписанию выходного дня — всего два раза в сутки, и ждать мне на остановке предстояло около четырёх часов. В итоге, не вытерпев, было принято решение вскладчину с другими желающими добраться до Гуамки на такси .

Доехав до ущелья, я дождался, когда его откроют для прохода, и полубегом, стараясь успеть встать на ночлег за Мезмаем до темноты, добрался до ручья Красивого, где и заночевал.

Второе мая

Университетский водопад и путешествие по грязи

Подъём был лёгок. Быстренько собравшись и щёлкнув водопады, у которых ночевал, я начал своё путешествие. Планы на день были предельно простыми: добраться до Университетского водопада, а после марш-броском приблизиться к КПП Лагонаки.

Водопады на ручье Красивом

Неделька в этих местах выдалась дождливая, поэтому практически весь день я шлёпал по колено в свежей, жирной и ужасно приставучей глине.

Несмотря на это неудобство, прогулка вышла на редкость приятной: щебетанье непуганых птах, игра солнца на молодой листве, да распустившиеся цветы вкупе с долгожданной свободой поддерживали на лице неослабевающую улыбку.

До водопада мне хотелось добраться как можно раньше, ведь в майские праздники потоки людей, желающих полюбоваться местными достопримечательностями, возрастают многократно (в этом я уже вчера убедился).

Но, благодаря раннему подъёму и быстрому шагу я был на месте уже к девяти утра; успел закончить фотосессию, перекусить, и, лишь возвращаясь, повстречал первых туристов-экскурсантов.

Для тех, кто несколько наблюдательней прочих, несложно будет углядеть мой рюкзак

Шум водопада слышен метров за сто, низвергающийся ручей Горелая Балка оглашает мерным гулом ещё спящие окрестности.

Название водопаду дали студенты КубГУ, проходившие практику в этих местах. Состоящий из двух каскадов, поток воды падает с высоты примерно двадцати трёх метров, а у его подножия находится импровизированная ванна. Правда вот температура воды в горном ручье меня ничуть не привлекала.

Из-за происходящего в это время снеготаяния в горах я ожидал увидеть более полноводный ручей, но и без этого водопад меня не разочаровал, на мой взгляд он достаточно красив.

Фото со мной для оценки масштаба

Оставшийся день не был разнообразным: километры лесных тропинок и грязи, робкий дождь и пригревающее солнце привели меня в итоге к базе МЧС, где я зарегистрировал свой маршрут, и долгожданному КПП.

К сожалению, егеря отказались выписать пропуск в заповедник на следующий день, поэтому планы по раннему выходу (пока наст и фирн ещё не подтаяли в лучах восходящего солнца) пришлось менять и вставать на ночёвку в ближайшем лесу.

Третье мая

забудь про сухие ботинки или добро пожаловать в Заповедник!

Проснувшись ещё до рассвета, закончил начальный этап утренних сборов, поставил на медленный огонь вариться кашу, а сам, подхватив штатив, побежал на дорогу, чтобы сфотографировать плато в лучах восходящего солнца.

Лаго-Наки — плато на Западном Кавказе, на высоте до 2200 метров, известное альпийскими лугами. Площадь плато около восьмиста квадратных километров, высота над уровнем моря около двух тысяч метров. Здесь берут свое начало реки Цице, Пшеха, Курджипс и их притоки. Многочисленные каньоны и каменные моря затрудняют передвижение.

Территория плато, за исключением участков, расположенных в Апшеронском районе, входит в состав Кавказского заповедника.

К сожалению для цветения альпийских лугов время ещё не пришло, и плато разукрашено в белоснежно-травяной камуфляж островками ещё не растаявшего снега.

Возвращаясь к месту стоянки уловил запах дыма. Испугавшись, рванул со всех сил наверх, размышляя, как же так могло получиться, ведь я предпринял все меры предосторожности…Тревога была излишней, моя палатка и вещи были в полном порядке, лишь каша в котелке начала пригорать (слишком уж я подзадержался). А дым и запах гари шёл от костра моих соседей, которые к этому времени тоже проснулись.

Лишь к половине девятого я получил долгожданный пропуск. Разумеется, мой кольцевой маршрут егеря согласовывать отказались — мол, открыты ещё не все официальные маршруты, так что «до приюта Фишт и назад». Согласно кивнул им в ответ, прекрасно понимая, что буду идти на нарушение.

Погодка с самого утра, несмотря на обещания синоптиков, была великолепной. Горы только просыпались, купаясь в утренней дымке, но чистое небо и яркое солнце вселяли радость и уверенность. Печалило лишь одно: к этому времени наст подтаял, и ноги на снегу уже не держались, утопая по щиколотку.

Оглядываясь назад…

И если в начале пути травяных островков было предостаточно, то продвигаясь дальше, снег отвоёвывал всё больше пространства, пока не поглотил всё окончательно.

Абадзешский перевал

Поначалу я даже удивлялся количеству людей, которые выбрались на майские праздники тропить снежную целину, но после осознал, что большинство из них не планировали идти далеко, и уже в середине дня я одиноко брёл среди снежных просторов.

гора Оштен

Дойдя до Инструкторской щели, я впервые увидел последствия сошедшей лавины, о которой меня предупреждали на посту МЧС. Не берусь утверждать однозначно, но ходили разговоры, что за несколько дней до этого под лавиной здесь погиб один из туристов.

Инструкторская щель

К моему огромному сожалению фотографии не способны передать размах и масштабы этих пространств, грандиозную мощь скал, придётся помогать вам текстовыми комментариями.

Ну, для примера, самый нижний снежный ком сошедшей лавины размером с двухэтажный дом. А если внимательно присмотреться к скальному отрогу, можно будет увидеть множественное скопление многоместных палаток.

Лавина в Инструкторской щели

После инструкторской щели меня ждал один из первых относительно серьёзных перевалов на маршруте — Гузерипльский. Чтобы дойти до него, следовало пересечь покрытое снегом пространство:

Перевал Гузерипль на горизонте

На следующем фото уже можно видеть, что небо потихоньку начинает заволакивать, появились первые циррусы, а, значит, завтра хорошей погоды можно не ждать :(

Впрочем, это было известно заранее: ещё на местном форуме мне советовали выходить как можно раньше, хорошая погода стоит обычно до обеда.

К моменту, как я добрался до Гузерипльского перевала, мои страдания от жажды достигли критической точки. Дело в том, что все ручьи и реки, где я хотел пополнить запасы воды оказались под многометровой толщей снега. А останавливаться, чтобы растопить его, мне страшно не хотелось.

«На перевале придётся делать передышку», — решил я. Так и получилось, но проблема с водой была решена совершенно иначе. Когда я взобрался на седловину перевала там отдыхала группа из нескольких ребят, разговорились с ними, они же меня и напоили.

Оказалось, что они находятся в заповеднике нелегально, проникнув в него со стороны Яворовой поляны. А забрались они сюда для того, чтобы поднять памятные флаги на всех близлежащих перевалах, за которые сражались воины Советской армии.

Перевал Гузерипль

Проболтав с ними, задержался там где-то на полчаса.

Панорама с перевала

Спустившись с перевала я наконец-то увидел Фишт.

Фишт

Фишт (адыг. Фыщт — «белая голова») — горная вершина в западной части Главного Кавказского хребта, высота — 2867,7 метров.

Представляет самую западную вершину Кавказа, имеющую ледники на своих склонах и значительные скальные сбросы. В безоблачную погоду видна из города Краснодара, Армавира и Сочи.

Лишь несколько минут солнце позволит мне любоваться им и фотографировать.

Фишт в последних лучах вечернего солнца

Вечерело, небо затягивало всё сильнее. Заметно стемнело и похолодало. Впереди меня ждал последний на сегодня перевал — Армянский.

Армянский перевал — рукой дотянуться

Если оглянуться во время приближения к Фишту, можно увидеть уходящий вдаль Главный Кавказский хребет

Паучок

Как бы удивительно это ни было, но среди сплошного снега живут какие-то букашки. Ребята потом рассказывали, что даже на леднике, среди не тающего фирна, кто-то живёт и ползает.

Армянский перевал оказался совершенно не сложным, даже напротив— огромной и крутой горкой снега, и спуск с него представлял собой скатывание на пятках с одновременным удержанием равновесия треккинговыми палками.

Седловина Армянского перевала

Трудность заключалась лишь в том, чтобы не дать ноге провалиться в снег и закрепиться там. Иначе, под действием огромной инерции от скатывающегося тела с нагруженным рюкзаком можно неплохо растянуть связки, а то и сломать кости.

Впереди уже виднелся и ждал меня приют Фишт. Пара домиков, практически полностью занесённые, — лишь крыши виднеются из под снега.

Чуть левее центра, в долине, посреди снега, два тёмных пятна. Это и есть приют Фишт.

На приюте меня ждали горячий ужин и уютный спальник. Уснул не так уж и рано — около девяти вечера, заболтался с девушкой из группы, что сегодняшним утром заставила меня паниковать своим костром.

Сон ожидался не длинным — планировался ранний подъём. Мне предстояло превращение в нелегального мигранта.

Продолжение истории здесь:

--

--