Германия превыше всего. Палитра мнений российских СМИ о новом клипе группы «Rammstein»

Скандально известная немецкая группа «Rammstein» эпически вернулась в мир музыки. Тилль Линдеманн и компания сняли в качестве клипа историю Германии через отдельные вехи времени, уложившись в 9 минут, и всё это под собственную новую патриотическую песню «Deutschland». Завораживающие картины сожжения людей на костре и вешания узников в концлагерях вызвали много споров в самой Германии — так, немецкие СМИ цитируют слова многих представителей власти, которые называют ролик «непристойным и омерзительным, нарушающим все границы дозволенного». Но это там, в Германии. У нас различные СМИ также писали статьи и освещали на ТВ выход данного клипа, и можно отметить, что какого-то единого мнения относительно видео «Rammstein» не сформировалось, что весьма любопытно.

Основные претензии авторов статей, которые негативно отнеслись к выходу данного клипа, заключаются не только в «бездуховности» и мракобесии, но и в том, что «Rammstein» как бы выдает желаемое за действительное — мол, мы показываем то, через что прошла страна, мы этим гордимся и менять ничего не собираемся.

Телеканал НТВ показал небольшой ролик в эфире вечернего выпуска «Сегодня», подкрепив слова об аморальности, к которой взывают немецкие общественные деятели, цитатой главы департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борухом Гориным: «Обвинять из-за этого клипа группу в каком-то специально нанесенном оскорблении — это все равно что гуляющую женщину обвинять в том, что она не прикрыла колени». Но другого, давайте скажем сразу, от представителя нации, которую так показали в видео, мы и не ожидали.

Сцена в концлагере вызвала много вопросов у общества к режиссерам клипа

Известный защитник духовных ценностей, постоянный автор статей на портале информационного агентства «Regnum» Платон Беседин в своей статье «Коллаборационизм со злом: Rammstein возбуждают и пробуждают бесов» разглядел в видео не просто «красивое унижение собственной страны через мрачные страницы истории», но и отражение всех современных проблем Германии, однако лишь исказив их, не пытаясь предпринять меры для их решений.

«Истинная трагедия — не только немцев, но и всех — заключается не столько в мультикультурности, демографии и толерантности, сколько в том, что мир давно уже пожирает сам себя, точно голодное обезумевшее чудовище. Но Rammstein это вполне устраивает — бороться со злом они не собираются. Нет, для них куда важнее — успеть хорошенько гульнуть на конце света, выдоив из апокалипсиса все возможные дивиденды. Коллаборационизм со злом — характерная черта современного искусства».

В общем, идея Беседина в том, что группа лишь показывает ужасы, но не делает из этого выводов. Что, довольно странно звучит, ведь после таких кадров выводы напрашиваются сами по себе, и не музыкантам их разъяснять. Слишком поверхностное мнение.

Похожий текст появился на сайте «Царьград ТВ» от автора статьи «Германия страшнее всего» Егора Холмогорова. «Любовный гимн «Раммштайна» оказывается как бы обращён к той самой жестокой и кровавой Германии, история которой — смесь ужаса и стыда, альтернативы которой в новейшей толерантной пропаганде в последние десятилетия не имелось. Линдеманн как бы говорит: вы не оставили нам другой идентичности, кроме вины за Гитлера, Холокост и обязанности принимать и размещать беженцев. Что ж — раз так, значит, этим и будем гордиться, мы в конечном счете ещё те извращенцы». То есть автор дает нам понять, что идея видео в том, что смакуя ужасные страницы истории, немцы готовы ими гордиться и выдают их за что-то (по их мнению) хорошее, что это — основа идентичности. Затем автор уходит в проблему толерантности и с радостью выдаёт, что «у нашей истории — здоровое содержание, и стоит только себе позавидовать, что мы не попали в эту калечащую мозг волну приказной толерантности». Может быть и да, но выдавая клип за национальную идею — мы гордимся нашей историей, в которой преобладает жестокость — автор даёт понять, что Германия и сейчас является чуть ли не центром нацизма и всего отвратительного в мире, что в корне неверно.

Гордится ли Тилль Линдеманн тем, что сыграл роль Ульрики Майнхоф — лидера немецкой террористической группировки “Фракция Красной Армии”?

Авторы Шамиль Керашев и Дмитрий Сосновский в статье «Deutschland: группа Rammstein вернулась с шедевром» на сайте «Российской газеты» также обратили свой взор на печальность того, что показали немцы в своём видео, но они видят во всех отсылках очень качественную работу сценарной группы. «Копаться в обильно рассыпанных по многослойному шедевру (а это — бесспорно настоящий opus magnum группы, вне зависимости от того, какой получится грядущая пластинка) отсылках, цитатах, остроумных и мощных, можно бесконечно, что подтвердили многочисленные (особенно, что характерно, — в Рунете) подробные аналитические разборы. Однако иные, кинув поверхностный взгляд, как всегда, обратили внимание лишь на самое очевидное. И, по старой недоброй традиции, начали исступленно клеймить музыкантов самыми неадекватными штампами». По мнению авторов статьи, все идеологические отсылки — это не просто высмеивание современных нравов, но и привет всему тому, во что превратила дискретизация истории страны после Второй мировой войны. «Deutschland» — это пессимизм настоящих бунтарей в эпоху победившей толерантности», заканчивают авторы.

Партийная верхушка ГДР. Отсылка на первого немецкого космонавта Зигмунда Йена, летавшего на “Союзе-29”

«Зло, которое необходимо уничтожить — это идея клипа», говорит Алексей Йесод в статье «Пылающее сердце и другие органы: почему новый клип Rammstein вызвал такой скандал» для «Esquire». И та темнокожая дама, которая появляется из кадра в кадр — это любовь. «Что-то подсказывает, что критики «Дойчланда» либо довольствовались тизером, либо смотрели его на перемотке. Никакой нацистской пропаганды или спекуляции на теме холокоста в нем нет. Есть лишь любовь. Любовь к Родине, пусть и в образе женщины. Причем женщины подчеркнуто неевропейской внешности: тут и троллинг, и легкое издевательство над Германией в облике белокурой и белокожей женщины — так на протяжении двухсот лет ее изображали немецкие националисты». «Rammstein», по мнению Йесода, и не пытаются вычеркнуть все кошмарные события истории, но всё это делается не ради восхваления, а для того, чтоб у слушателя появился дух патриотизма. «Любят свою страну не за, а вопреки — в этом ключ к смыслу песни».

В клипе актриса Берлинского драматического театра Руби Комми сыграла образ Германии в разные исторические эпохи

Автор статьи на «Life», режиссёр и сценарист Антон Коваленко, названием задаётся вопросом: «Пропаганда нацизма или боль немецкого народа?». И в течение всей статьи Коваленко честно отвечает — в этом кроется верность стране — Германии, которая показана в темнокожей девушке. В клипе она постоянно воскресает, восстаёт из пепла. Вот сцена со сжиганием книг великих писателей, а девушка стоит спиной к этому — она против такого насилия над собственной историей. Вот девушка стоит с повязкой на глазу — это отсылка к Клаусу Штауффенбергу, который во имя мира хотел убить Гитлера. Да, Германия тоже имела бойцов, которые были против зла на планете! Вот в будущем у девушки рождаются щенки — это верные псы Германии, которые будут защищать свою страну до последнего. «И вот уже в финале клипа фрау Германия возносится к небесам, очищенная, ангелоподобная, с нимбом над головой. Она очистилась через страдания и предстала всем в новом образе. В ногах её — преданные псы — участники группы Rammstein». Несмотря на аморальность происходящего, это честно показанная история страны, которая не очень приятна, но которая должна быть. «Одна из целей искусства — осмысление истории, нашего бытия, социальных проблем. Скажем так, иногда художник своими порой агрессивными и кричащими образами способен побудить другого человека на реакцию и осмысление своего творения. Так и в случае этого скандального клипа, в котором постановка видеоряда выполнена блестяще».

В целом, российские СМИ продемонстрировали богатый выбор мнений по данному видеоклипу. Радует то, что большая часть авторов усмотрела в творении «Rammstein» те или иные отсылки, а значит, что аналитическая составляющая была продемонстрирована очень хорошо, без качественных аргументов не обошлось. Клип был рассмотрен как со стороны этики, так и со стороны истории, морали и перспектив будущего целой страны. Плюрализм мнений, показанный журналистами, в данной ситуации неудивителен (просто потому, что это эпатаж «Rammstein»), но читатели должны сами выбрать — высокая ли это культура или развратная анархия постмодерна.

--

--