Павел Садков. Медиакритика от «учителя»

Автор: Иващенко Екатерина

«…Родился в 1974 году в Багдаде, где работали родители, но “историческую родину” помню смутно, уехал в Москву в двухмесячном возрасте. Закончил педуниверситет и несколько лет мучил детей русским языком и литературой. … Поработав в нескольких изданиях, понял, что лучше “Комсомолки” места нет. Подозрителен, потому что не пью. Открыт, потому что болтлив. Женат, благодаря чему имею сына — Антошку. Весь педагогический пыл, за неимением другого выхода, выплескиваю на наследника…» — вот что написал Павел Садков о себе на сайте «Комсомольской правды». Кратко, емко и в самую точку.

Павел Садков

Говоря о Павле Садкове как о медиакритике, стоит взять на вооружение тот факт, что в своей время Садков закончил педагогический университет. Его медиакритические материалы похожи на проверку домашнего задания нерадивых учеников. Столько им уже говорили, столькому научили, а они все свою линию гнут, слушать не хотят! И, нет, здесь не сердитый педагог отчитывает своих отпрысков. Здесь великий мастер смотрит вниз на своих недорослей и беспристрастно выговаривает то, что скопилось у него на душе. Он не пытается кого-то унизить или же оскорбить (хотя, забегая вперед, скажу, что не всегда получается у маэстро не переступить грань дозволенного … но, об этом позже), он лишь прямым текстом говорит, что ему не понравилось. Неважно, что это может понравиться другому. Не может! Истина одна — и она в публикациях Павла Садкова.

Примерно так себя позиционирует Павел: маститый критик с сединой на голове

Павел Садков — заместитель главного редактора газеты «Комсомольская правда». Филолог по образованию, журналист по профессии… Но Павел известен в кругах средств массовой информации еще и как плодовитый медиакритик. К сожалению или счастью, Павел Садков не часто выпускает медиакритические статьи. Например, с начала года у него вышло всего лишь 5 публикаций на сайте «Комсомольской правды». Это объясняется тем, что, в основном, он относит себя к касте спортивных журналистов — тут с начала года у него вышел ни один десяток материалов (сфера интересов — фигурное катание, футбол).

Если попытаться определить жанровую специализацию Садкова, то со спортивной сферой все очевидно — тут новостные заметки. А вот как быть с медиакритическим контентом? Здесь невозможно ограничиться рамками одного, двух, даже трех жанров. Медиакритика Павла Садкова — это о том, что на душе у автора. Это, если можно так сказать, аналитический очерк душевного состояния журналиста.

Обратимся к конкретным примерам медиакритического творчества Павла Садкова за последний год. 28 марта 2018 года вышла статья «Страна, которая смеется», где автор анализирует российское ТВ на предмет того, как оно реагирует на трагические события, когда таковые случаются в стране. Павел садков заключает, что «траур на ТВ — страшное зрелище». Когда случается какая-то катастрофа, «наше ТВ оказывается беззащитным и беспомощным. Нет ни фильмов, ни программ, которые говорили бы о вечном, о том, что важнее внешней мишуры жизни. Об опыте, накопленном человечеством, о чувствах, о переживаниях, о судьбах людей, поколений, стран… Это неинтересно, когда все хорошо и светит солнце. Но может именно это нужно, когда в голове одна большая, общая беда…».

Почему же так ведут себя «телевизионщики»? Да потому что нет у нас в стране культуры принятия трагедии. ТВ у нас — отдых, развлечение. Там не надо думать… а тут трагедия… и как быть? Неужели что-то осознавать, переживать? Нет, увольте, я же включаю ТВ, чтобы «отключить голову».

Траур и смех — синонимы?

В октябре прошлого года автор делает медиакритический обзор на одну из самых популярных трэвел-передач современности «Орел и решка» — публикация «Взвились решками орлы» от 24.10.18.

Читаешь первые абзацы и складывается впечатление, что автор доволен передачей, что ведущие то молодцы: «Ребята из «Орла и решки» проживают за нас те моменты, о которых потом самим было бы интересно (или противно) и рассказать, и вспомнить. … И все это вместе рассказывает о стране куда больше, чем пять глав из классического путеводителя.»

А потом вдруг говорит, что главные герои передачи «просто ведущие» без научного подхода к передаче, да и диалоги их — это «легкая честная болтовня». Не более.

“Болтовня” о приключениях в самом разгаре

«Годунов: Сага без люда и пламени» — так критически автор назвал материал о тогда новом (публикация от 7.11.18.) сериале, вышедшем на российские телеэкраны. Павла Садкова возмущает, что в России не умеют снимать историческое кино: «Увы, наши исторические сериалы — проклятие ТВ. Или скучно, или глупо… » В сравнении «Годунова» с «Игрой престолов» автор отмечает, что отечественный сериал явно проигрывает: «И никак не понять, почему в целиком выдуманной «Игре престолов» больше правды и жизни, чем в дорогом фильме про реально самые драматические годы нашей истории. Почему про каких-нибудь Борджиа, Тюдоров или Медичи смотреть интересно до дрожи, их преступления и грехи завораживают, а наш «Годунов» по накалу близок к фильмам про ментов и бандитов?»

Проклятие российского ТВ в лице исторических сериалов

Автор и дальше продолжает критику русских сериалов. В материале «Попеняем на зеркало» от 30.11.18. он рассуждает о том, какие существуют типы или даже можно сказать стандарты русского в русских сериалах: «У него обязательно глупое лицо. Он много пьет. Очень много. Он неаккуратен. Он гадит и себе и окружающим. Он необязательный, он всегда испортит все, что делает руками. У него есть какая-нибудь отталкивающая привычка. Он живет в вызывающей бедности, и явно не готов ничего менять. Он знает мало слов, и не собирается знать больше.» Что это? Сатира на пороки или же русский человек действительно такой?

Русский человек с загадочной русской душой…

После сериалов автор переключается на ТВ-программы. Данное утверждение можно проиллюстрировать статьей от 31.12.18. «Иван Ургант и украденный огонек». В данном материале Павел Садков дает субъективную оценку новогоднему выпуску «Вечернего Урганта». Медиакритика удручает тот факт, что сценаристы шоу посягнули на святое — старые голубые огоньки, где было все органично. Даже не просто посягнули, а в открытой форме высмеяли звезд прошлого, многие из которых, как отмечает автор, уже мертвы. Сатира на мертвый юмор? Заманчиво.

Посмеемся, как в старые добрые?

Зимние передачи очень увлекли Павла. 1 января текущего года он публикует материал «Новогодние огоньки: В погоне за молодостью». «Голубые огоньки», как утверждает автор, были всегда. Они — такой же атрибут праздника, как оливье и мандарины, но вот если традиционный салат все года такой же вкусный, а фрукт такой же сладкий, то с «огоньком» дело обстоит иначе. Современные псевдо-огоньки, которые стремятся понравиться молодежи, «чувствовать» тренды, изжили себя по своей же глупости. Нельзя прыгнуть выше потолка, даже если уж очень хочется.

Матрена и Цветочек уже почти 30 лет остаются в тренде. А Вам так слабо?

6 февраля 2019 года на сайте Комсомолки выходит материал под названием «Всем миром против зомби» про шоу «Главная роль», в котором воссоздаются сцены из старого кино. Павлу, хоть и с натяжкой, но понравилась новая передача. Хотя, не то, чтобы понравилась. Она приемлема: «Главная роль» — не идеальный проект. Но он про очень правильное кино».

Ох уж этот Прилучный! И тут, и там его передают!

Статья «Ребятам о зверятах» от 05.03.19. — это полноценный разбор нового шоу на канале ТВ3… нового… относительно. Это шоу — «Последний герой». Что-то знакомое, не так ли? Павел считает, что данная программа — «последний шанс для нашего шоу-бизнеса доказать, что в нем есть что-то настоящее». В данной статье, по моему мнению, автор практически нарушил этический аспект, назвав политиков, олигархов, магнатов … видом: «Конечно, куда интереснее было бы понаблюдать в таких условиях за политиками, например, за олигархами, магнатами. Может, у «Последнего героя» будет продолжение? И тогда все натуралисты страны во главе с Николаем Николаевичем Дроздовым смогут сделать выводы о привычках и повадках данного вида».

“Последний герой” уже не тот?

Павел Садков нерегулярно, но иногда откликается на тот контент, который создает телеиндустрия: от трендовых шоу до сериалов. Основной посыл его публикаций заключается в том, что не ТВ такое плохое, это в нас самих что-то не так, а ТВ лишь реагирует на это «что-то не так».

Павел Садков выступает в роли медиакритика-учителя, отчитывающего провинившегося ученика. И это желание «воспитать, научить» отражается в стиле автора.

Медиакритика Павла Садкова субъективна, но лаконична. Когда читаешь его публикации, во многом соглашаешься с «учителем» — это сближает автора и аудиторию. В его текстах часто можно встретить риторические вопросы, которые, я уверена, заставляют задуматься читателя. Материалы Павла написаны литературным языком. Эмоциональным — да, но очень лаконичным. Его творчество можно описать как записки школьного учителя о своих воспитанниках с примечаниями.

--

--