Как “Газпром” брал интервью у “Газпрома”

Автор: студент Илья Алёшин (реплика)

17 мая на телеканале «Матч Премьер» в эфир вышел очередной выпуск программы «Инсайдеры» — авторского проекта журналиста Нобеля Арустамяна. В этот раз героем передачи стал главный тренер футбольного «Зенита» Сергей Семак. Спонсором «Зенита», как известно, является «Газпром». В тоже время «Матч ТВ» принадлежит аффилированной компании «национального достояния» — «Газпром-Медиа». Параллели очевидны, тем более во главе обеих компаний, по сути, стоит один и тот же человек — Алексей Миллер.

Каким же получится диалог двух протеже влиятельной энергетической компании? Спойлер — смертельно скучным.

Среди отечественных любителей футбола давно ходит слух о том, что для работников «Матч ТВ» установлены жёсткие правила по освещению событий, связанных с «Зенитом». В частности, многие журналисты и блогеры утверждают, что на канале нельзя критиковать питерцев. Верить этому или нет — выбор каждого. Однако тот факт, что “Зенит” использует административный ресурс для защиты своих интересов, кажется неоспоримым.

И вот две стороны одной медали встретились в передаче «Инсайдеры». Эта программа в жанре интервью, где известный российский журналист Нобель Арустамян общается с деятелями отечественного спорта. Название передачи отражает её суть: в течение разговора интервьюер старается разузнать неизвестные до этого времени факты о внутренней футбольной «кухне». Процесс этот весьма занимательный, Нобель считается лучшим спортивным инсайдером России и кому как не ему уметь вытягивать эксклюзивную информацию из спортивных функционеров.

Заставка программы намекает на эксклюзивность дальнейшей информации

Первая особенность, которая бросилась в глаза, — это выбор места интервью. Если в большинстве выпусков выбирается нейтральная просторная студия, то в этот раз журналист приехал на территорию респондента. Диалог проходил в самом сердце футбольного клуба — на его тренировочной базе. Понятно, почему так сделано. “Зенит” одержал очередную победу в «Тинькофф Российской Премьер-Лиге», поэтому тренер-победитель и даёт интервью у себя дома, напротив стены с трофеями. Однако с другой стороны такой выбор локации обозначил превосходство одной стороны диалога над другой. Журналист приехал к «Зениту», чтобы взять интервью о победе «Зенита», напротив трофеев «Зенита». Казалось, что и самому Нобелю было некомфортно в этом антураже. Журналист сидел в закрытой позе, положив руки на колени. Ноги поджаты под себя, что является попыткой занять как можно меньше пространства. Интервьюер часто трогал лицо, а жестикуляция была скованной и невыразительной. Сергей Семак же напротив, был у себя «дома» и сидел на стуле в развалку, вытянув ноги. «Царь во дворце» — как бы сказал известный персонаж Саши Барона Коэна.

Разница поз интервьюера и интервьюируемого

Уровень диалога был под стать односторонней атмосфере выпуска. Вопросы о чемпионстве «Зенита» были похожи на вопросы с типичной пресс-конференции после матча: «Что получалось?», «Что не получалось», «Что было сложно?». Апофеозом этого блока был вопрос о командах, которые могли навязать конкуренцию «Зениту» в чемпионской гонке. Ответ — «Спартак», «ЦСКА» и «Локомотив». Удивительно! Странно, что не «Ротор» с «Тамбовом».

После обязательных вопросов гегемону стало интереснее. Конечно, мало кого интересовало очередное чемпионство питерцев. Всех волновал вопрос — почему российские клубы, в том числе и богатый «Зенит» год от года проваливают евровесну и стабильно занимают последнее место в групповом этапе Лиги Чемпионов. Нобель задал несколько вопросов с претензией на «остроту», на что получил абсолютно стандартные ответы: качество российского футбола падает, европейские клубы богаче, не повезло с травмами и прочие банальные фразы. Интервьюер добивать тренера не стал, ограничившись парой тройкой вопросов.

По итогу мы стали свидетелями скучнейшего интервью с пресными вопросам, тривиальными ответами и никаких тайн и скандалов, заявленных в заставке программы. Этот выпуск выделяется некой невнятностью и осторожностью. Снято — потому что надо, а не потому что интересно. Надеюсь, таких историй больше не будет в интересном авторском проекте Нобеля.

--

--