«Место встречи» изменить нельзя, да и надо ли это делать?

Автор: студента Кристина Бербасова (рецензия)

Общественно-политическое ток-шоу «Место встречи» уже пять лет является неотъемлемой частью телеканала НТВ. Программа предназначена для обсуждения острых, актуальных и непростых тем. Телепрограмма прекрасно вписывается в формат канала, где преобладают программы информационно-политические, криминальные, а также журналистские расследования и научные фильмы.

В прямом эфире ток-шоу «Место встречи» ведущие вместе с гостями выпуска всестороннее раскрывают определенную тему, обсуждают её, показывают «главных героев» — людей, которые относятся к этой теме, говорят о существующих проблемах.

В первую очередь, зрителю анонсируют тему, о которой пойдет речь в выпуске, и прежде чем перейти к дискуссионному блоку, в структуре выпуска есть информационный блок, который представлен репортажем об обсуждаемой проблеме.

Главной темой обсуждений в выпуске от 19 мая 2021 года «Давно назрело?!» является безнаказанность лихачей на дорогах. Ведущие Иван Трушкин и Андрей Норкин выясняют, почему блогер Эдвард Билл, устроивший массовое ДТП в Москве, может отделаться только порицанием и не пора ли звездных беспредельщиков сажать далеко и надолго.

Вопрос компенсирования ущерба пострадавшим в ДТП, мировое соглашение соответствующее законодательным нормам и избежание уголовной ответственности раскрывает зрителю адвокат Виолетта Волкова.

Разница между знаменитостями и простыми людьми, которые нарушают ПДД, подчёркивается в программе неоднократно. Так, Иван Трушкин прямо высказывает мнение о том, что обычные люди, если и нарушают, то оплачивают свои штрафы, а вот звёзды выносят это на публичное обозрение и хвастаются. Он также говорит, что в обоих случаях должно работать порицание таких личностей, однако ответственность медиаперсон должна быть серьезнее и ни в коем случае не может являться способом заработать больше.

Свое несогласие с этой точкой зрений высказывает один из экспертов, после чего в привычной манере ведения ток-шоу Андрей Норкин сводит к шутке разгорающуюся конфликтную ситуации, подшучивает над экспертами и гостями.

- Слесарь просто напьётся и…

- Так, не надо слесарей обежать. Я, между прочим, по первой профессии слесарь, я могу обидеться *выдерживаемая пауза и серьёзное лицо* Я шучу, хотя я слесарь действительно, но я не обижусь.

На общее настроение ведущих и гостей в студии влияет и цветовое оформление. Например, стены и пол выполнены в нейтральных и даже успокаивающих цветах: синий, зелёный, белый. По своей форме студия напоминает круг, где с разных сторон установлены небольшие постаменты с местами для гостей. В такой студии, где нет ни углов, ни резких линий, ни пестреющих оттенков людям, кажется, общаться проще.

Гостями студии, в основном, становятся политики, общественные деятели и простые люди со своими историями. В выпуске о лихачах приняли участие: Михаил Маркелов (советник руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ), Максим Юсин (международный обозреватель издательского дома «Коммерсантъ», Виктор Олевич (политолог, ведущий эксперт центра актуальной политики), Дмитрий Санников (автоблогер), Юрий Шаркович (член общественного совета при ГУ МВД по России по городу Москва).

Ведущие весь выпуск проводят стоя, чтобы было проще модерировать диалог и общаться с людьми.

Ведущий ток-шоу Андрей Норкин непосредственно занимается подогревом аудитории и в ходе программы, поднимает провокационные и важные вопросы, призывает участников к диалогу и затем направляет его к дискуссии.

Очень часто телеведущие устанавливают контакт с гостями в студии с помощью таких слов как «смотрите», «слушайте», «давайте». Например, используется слово «погодите»: «Погодите, погодите. Правила то он нарушал умышленно». Или слово «извините», когда ведущий перебивает речь эксперта для уточнения «Извините. Поскольку он постоянно попадал в разные истории, ездил без прав и на украденных номерах […]».

Ток-шоу идёт в прямом эфире, поэтому зритель следит за живым общением, происходящим в студии. Здесь нет возможности перезаписать неудачно сказанную фразу, поэтому в речи ведущих и гостей часто встречаются разговорная, просторечная и жаргонная лексика.

При этом дискуссия в выпуске сопровождается фото- и видеоматериалами, фрагментами других передач, цитатами из других изданий, информационных агентств и многим другим. В выпуске «Давно назрело?!» используется большое количество источников информации: цитаты из интервью для “Комсомольской правды”, видео с YouTube-канала «С видом на жизнь», видео из Instagram, кадры, снятые телеканалом «Москва 24», журнал «Автовзгляд», телеканал 360.

Отметим, что как раз-таки для ток-шоу характерно совмещение черт теледебатов и интервью, также здесь есть и дополнение в виде вспомогательных сюжетов, которые используются для зрелищности и всестороннего охвата проблемы.

В выпуске приводится сюжет, в котором рассказывается о списке законодательных инициатив, касающихся ужесточения мер для злостных нарушителей ПДД. Так, стало известно, что ЛДПР предложили лишать прав, автомобиля, высылать на несколько лет с места жительства. Зрителю предоставили кадры с заседаний Госдумы, выступления Жириновского, а также скриншоты с официальных страниц главы фракции в Telegram и Twitter. Другой вариант законодательных инициатив предложил руководитель федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией Виталий Бородин. Он говорит о том, что за систематическое нарушение правил ПДД необходимо автоматически лишать прав пожизненно.

Однако при внешней форме свободной дискуссии информация чаще всего подается зрителям таким образом, что становится очевидна только одна позиция, чаще всего, позиция ведущих.

Иван Трушкин твёрдо настаивает на том, что если человек нарушил правила дорожного движения 400 раз, то ему не следует давать новых шансов на исправление, как это предлагает один из экспертов.

«Человек уже показал, как он водит. Он является общественно опасным в этот момент. Этот человек на дороге находиться не должен. Всё! Точка!».

Именно в этом конкретном выпуске отсутствует явный речевой конфликт, говорящие не обвиняют друг друга, а лишь приводят собственные точки зрения и факты в их поддержку. Конечно, нельзя обойтись без несогласных, но на этом и строится сюжет программы, чтобы рассмотреть широкий круг мнений, детально изучить проблему и представить на суд зрителю цельную картину.

Поддерживать определенный уровень конфликтности помогают ведущие, которые прибегают к использованию провокационных вопросов сразу после нейтральных реплик или в защиту «героев».

Например, Ян Хайцеэр — вице-президент Национального Автомобильного Союза появляется в студии уже в середине обсуждений и высказывает мнение, что нужно больше инспекторов на дорогах, так как камеры в этом вопросе не помогают. В доказательство своих слов мужчина говорит о том, что только рейды помогли выявить автомобили с подложными номерами. Чтобы втянуть эксперта в бурную дискуссию Иван Трушкин спрашивает: «До Эдварда Биля эти камеры не работали или на эту систему просто внимания не обращали?».

В целом, манера поведения ведущих в кадре в этом выпуске зрителям импонирует, так как Иван Трушкин и Андрей Норкин в целом держатся серьезно, подогревают публику своими рассуждениями, вопросами и дают ей пищу для размышлений.

Однако нельзя не упомянуть громкие скандалы с участием Андрея Норкина, которые происходили во время ток-шоу «Место встречи». Обычно развязное и нахальное поведение ведущего проявлялось в выпусках, касающихся политики. Иногда даже доходило до драк. Поведение Андрея Норкина выходило за рамки этики журналиста в тех случаях, когда эксперты или приглашенные гости открыто и неприязненно высказывались о России или нагло перевирали факты.

И в этом случае зрителю должно повезти, либо он столкнется с хорошим журналистским материалом и не захочет менять «Место встречи», либо увидит во всей красе как уважаемые люди лаются, как рыночные бабы.

--

--