Программа Fake News телеканала «Дождь» как источник медиакритического контента

--

Автор: студентка Кристина Бербасова (медиакритика в издании)

Медиакритика — важная часть в процессе развития и формирования критического мышления массовой аудитории по отношению к СМИ. Также медиакритика действует как механизм самоконтроля для журналистов, способствует критической оценке их собственной деятельности.

В России медиакритика появилась сравнительно недавно, но уже получила широкое развитие. Медиакритичекий контент появляется повсюду: и на страницах газет, и на радио, и на телевидении, и в социальных сетях, а также на интернет-порталах.

Например, YouTube-программу Fake News от телеканала «Дождь» можно считать ярким источником медиакритического контента. В настоящее время ведущими передачи являются Илья Шепелин, Мария Борзунова и Алексей Коростелев.

Итак, немного о ведущих программы.

Илья Шепелин.

33-летний Илья Шепелин родился и жил в Омске, где и отучился на историка. Затем Илья решил кардинально изменить свою жизнь и переехал в Москву, где начал карьеру журналиста. Какое-то время он работал корреспондентом в Газете.Ru, РБК, «Коммерсанте» и «Слоне». Затем Илья Шепелин попал на телеканал «Дождь» и там стал работать спецкорром, а после и вовсе обосновался как ведущий еженедельной программы «Fake News».

26-летняя Мария Борзунова родилась в Москве, но большую часть своей жизни провела в Подольске. В 2016 году закончила факультет «Коммуникаций, медиа и дизайна» в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Мария Борзунова.

Работать на телеканале «Дождь» девушка начала ещё студенткой в 2014 году. Сначала Мария сидела на ресепшене, отвечала на звонки и объясняла, как подписаться на «Дождь». Спустя некоторое время девушка стала корреспондентом и занялась серьёзной журналистской работой. Также Мария стала ведущей таких программ, как Fake News и «Будь что будет с Машей Борзуновой». Ещё она являлась автором программ: «Бремя новостей», «Репортаж Дождя», «И так далее с Михаилом Фишманом», «Здесь и сейчас. Вечернее шоу».

Алексей Коростелев.

Алексей Коростелев — корреспондент телеканала «Дождь». Автор таких программ, как Fake News, «Бремя новостей», «Репортаж Дождя», «Здесь и сейчас. Вечернее шоу». Также является ведущим в передачах «Здесь и сейчас», Fake News, «Здесь и сейчас. Вечернее шоу».

Согласно концепции, создатели проекта поставили перед собой цель — позволять российскому зрителю развивать критическое мышление и не верить всему, что видишь или слышишь.

В этом проекте команда журналистов тщательно изучает повестку новостей, показанных на федеральных каналах, затем проверяет на правдивость и верность информацию в попытке обличить ведущих и выступающих во лжи.

Вообще программа Fake News позиционирует себя как «Удобный путеводитель в мире манипуляции цифрами, словами и видеокадрами. Чтобы зритель не сошёл с ума, переключаясь между федеральными телеканалами».

Аудитория канала составляет 378 тысяч подписчиков, а общая сумма просмотров — 47 490 470 просмотров. В 1 сезоне программы вышло 20 выпусков, а во втором — 108 выпусков программы, а также 6 специальных выпусков.

Медикаритика в программе Fake News создается креативно и с юмором, под стать платформе на которой выходят выпуски. Здесь есть и смешные смонтированные вставки (мемы) из самих ТВ-программ и кино, тут и эффекты, и хорошо подобранная музыка. В общем, монтажеры программы стараются на славу и привлекают зрителя как могут.

Медиакритическая деятельность программы Fake News сосредоточена в жанре обозрения и, в основном, затрагивает широкий спектр тем, но чаще всего политику.

В выпуске «Погибший мальчик на Донбассе: верить ли ТВ? Соловьев Судного Дня. Кто охотится на Дудя. Псы Киселева» градус оценочности очень высок, Алексей Коростелев очень резко критикует историю с ядерными ударами, не забывая добавить парочку эмоциональных эпитетов с негативной оценкой.

«Вот, другое дело! Можем же, когда захотим. Это Михаил Ходарёнок — полковник запаса и консервативный военный эксперт, умеренный настолько, сколько нужно для эфиров Соловьева, — остро и с иронией подмечает ведущий. — Обычно там пена изо рта заполняет студию до подбородка Владимира Рудольфовича».

В выпуске «Соловьев Live — ГОД! Кадыров победил коронавирус, Киселев — королеву, а Путин — карандаш!» Алексей прибегает к использованию риторического вопроса после того, как зрителю была показана вырезка из сюжета программы «Жить здорово!», в котором Елена Малышева говорит об отмене масочного режима в Чечне.

- Вопрос разорвал наше сердце и съемочная группа программы «Здоровье» отправилась в Чечню!

- Елена Васильевна, может не надо? Ведь Грозный известен тем, что там маски пропадают вместе с их носителями.

Затем шуточный диалог с Еленой Малышевой продолжается.

- Чечня встречает нас солнцем, теплом и ни одного человека в маске нет!

- Елена Васильевна, давайте назад! Посмотрели город и хватит. С трапа всё хорошо видно. Эх, неудержимая.

В выпуске «Власти замедляют интернет, Соловьев против Манижи, а биониклы за Путина» Мария Борзунова рассказывает о том, как федеральные СМИ «воюют» с интернетом. Зрителю были представлены сюжеты и статьи о том, как в соцсетях детей призывают к суицидам и протестам.

«И вправду грамотная манипуляция: тревожная музыка, непонятные скриншоты, ну, и конечно ребёнок в наушниках, играющий в видеоигру и не слушающий маму. РЕН ТВ — в своем стиле! И опять и суицид, и протесты у нас одно и то же в принципе», — делится ведущая.

Кстати, в этом же выпуске приводится так называемый «флэшбек» от 13 февраля 2021 года, по которому становится понятно, что в одном из сюжетов на телеканале «РЕН ТВ» была представлена недостоверная информация. В сюжете говорилось о митингующих несовершеннолетних, в то время как люди, заснятые на видео, таковыми не являлись и были порядком старше.

«После выпуска с нами связались так называемые «несовершеннолетние», которых РЕН по закону заблюрил. Ну, нельзя детей показывать в эфире! Вот только выяснилось, что никакие они не дети и Диана, которая как раз есть на эти кадрах, рассказала нам про день акции», — сообщила Мария.

А вот как Илья Шепелин высказывается о том, что передача «Бесогон» Никиты Михалкова возвращается на телеканал «Россию».

«Михалкова в эфир возвращают! Самого заметного антивакцинатора будто бы убирали на антресоль, пока ковидные морозы не закончатся, а теперь можно распаковывать обратно!» риторически восклицает Илья в выпуске «Пропаганда борется с Навальным в тюрьме, а мракобесы возвращаются».

В другом выпуске «Первый» без г**на. Скабеева и Попов хоронят выборы США, Киселев нашел виновных в терактах в Европе» можно вновь заметить тенденцию к переходу от медиакритики к скрытым или открытым оскорблениям в сторону какой-либо персоны или телеканала.

«Вообще ведущий депутат привычный формат для Первого канала, ведь «Время покажет» начинал вести Пётр Толстой, который после избрания в последнюю Думу, Первый канала покинул, и его заменил Михаил Старшинов, — говорит Алексей Коростелев. — Правда, пока даже Стриженова выглядит интереснее на этих шоу, чем Старшинов. Вот только её манера больше подходит для кулинарного шоу, нежели чем для главной мордобойной программы российского телика».

В этом же выпуске программы Алексей обращает внимание на то, какую абсурдную тему освещают журналисты канала «Россия 1». Ведущий рассказывает о том, как Павел Зарубин разглядел смысл и целый «сюжет» из Путинского перекладывания бумажек.

- Ещё в самом начале форума Путин сделал прямо на этой оранжевой папке какие-то важные для себя заметки, — рассказывает Зарубин. — Потом, когда выступил перед участниками форума, он решил убрать текст выступления в эту папку, но затем — это характерная черта Путина — он явно решила сделать так, чтобы записи поверх папки все-таки не были на всеобщем обозрении, а оказались внутри папки. Так их не прочитают. Потому президент вытащил текст выступления, папку вывернул наизнанку и затем снова убрал в нее текст. Опыт работы в спецслужбах сыграл свою роль.

Напомню, что на ВГТРК государство выделило 25 миллиардов рублей из наших с вами налогов только в этом году, зато теперь вы знаете, зачем Путин переворачивал бумажки. Нам доступ к кормушке не светит, зато в распоряжение Fake News попала та самая скрижаль с каракулями президента, сейчас я вам ее покажу! — подчеркивает в экспрессивном ключе, используя сарказм и иронию, Алексей Коростелев.

Программа Fake News хоть и отстаивает в некотором роде соблюдение этических норм и нравственных принципов, её ведущие зачастую прибегают к излишней категоричности и даже явным оскорблениям.

В выпуске «Катя Андреева взбунтовалась и устроила восстание машин на ТВ» Илья Шепелин не только сравнивает журналистов федеральных каналов с роботами, но и рассказывает о том, что Екатерина Андреевна не верит в коронавирус. Ведущие прибегает вот к таким фразам:

«На минувшей неделе мы узнали, что в Екатерины Андреевой есть кое-что человеческое, и я не про плохое чувство вкуса или любовь к дорогим шмоткам, ну про это мы уже давно знали. Диктор по чтению самого махрового официоза оказалась ковид-диссиденткой».

На неверие журналистки в коронавирусную инфекцию ведущий восклицает:

«Примитивно дурят народ? Екатерина, это вы о ком? О себе или о тех, кто пишет вам тексты, которые вы покорно зачитываете в стиле суфлера».

«Вот Екатерина Андреева, она вела новости на Первом канале ещё до прихода Путина и с тех пор продолжает вести вечерние выпуски новостей, и будто бы совсем не изменилась! — подмечает Илья Шепелин. — Что и говорить, качественная сборка аппарата по зачитыванию текста с суфлера. Впрочем, большинство телеведущих выглядят точно также — бездушные машины, которые воспроизводят буквы написанные редактором. Будто и не ведущие говорят, а из их чрева кто-то вещает. Правда у других роботов срок службы покороче, чем у Кати Андреевой, некоторые аппараты сходят с ума так, что к ним техслужба боится подойти».

В концепцию телеканала «Дождь», который является полной противоположностью федеральных каналов, медиакритические материалы программы Fake News вписываются идеально и удовлетворяют желания зрителей , но с точки профессиональной этики в этом всем явно есть промахи.

Конечно, в программе занимаются анализом и интерпретацией материалов СМИ, также дается и оценка влияния материалов на аудиторию. Однако отмечу, что ведущие зачастую очень категоричны и негативны в сторону «промахнувшихся» СМИ и журналистов.

--

--