«Про уродов и людей». Тема насилия в «Мужском/ Женском»

Автор: Мария Стройнова (рецензия)

Людей в силу их природы привлекают новости о происшествиях, преступлениях, событиях криминального мира. Отсюда такие передачи, как «Следствие вели», «Криминальная Россия», отсюда документальные фильмы про различные теракты, отсюда — обсуждение преступлений в телепрограммах. Особенно в ток-шоу типа «Прямой эфир», «Пусть говорят», «Мужское/ Женское». Остановим свой взгляд на одном из выпусков последнего шоу — «Маньяк из Кожемяк». Ведь помимо разбора семейных, соседских драм и неординарных личностей, «Мужское/ Женское» затрагивает и социальные проблемы общества, и ужасные преступления.

Передача вышла в эфир 7 декабря 2020 года. В превью на сайте Первого канала дано следующее описание:

«Вечеринка по случаю дня рождения в деревне Старые Кожемяки Брянской области закончилась изнасилованием и убийством. В разгар празднования именинник Владимир Захаренок избил и изнасиловал свою соседку, 18-летнюю Ирину Трофимову. Девушку в тяжелом состоянии родители доставили в больницу, где от полученных ран она скончалась. В теле девушки врачи нашли металлические болты, гвозди и шурупы. А сразу после случившегося выяснилось, что за год до этого Владимир зверски изнасиловал старшую сестру Ирины — Екатерину, которая и привела погибшую девушку на ту вечеринку. В студии программы «Мужское / Женское» — все подробности этой трагедии и страшные тайны семьи, которые раньше они не рассказывали никому».

Вот краткий пересказ того, о чем пойдет речь в выпуске. Одна из задач этой программы — не просто рассказать о преступлении, но и помочь следствию найти и наказать виновного. Выполнена ли она в полной мере?

Изнасилование — одна из самых тяжелых тем и для рассказа об этом, и для восприятия. Особенно когда совершено оно со зверской жестокостью. Но по этическим соображениям рассказ идет без подробностей, заменяют их выражения, которые позволяют понять, что именно происходило: «там обнаружены шурупы, трубка», «этот ирод издевался, как хотел», «люди видели рот разорванный, зашитый». Такая тема на ток-шоу не может произноситься без оценочности, критики, поэтому в речи участников всегда есть эмоции, даже в грубой форме: «чмо болотное», «ирод», «таких людей надо … убивать и закапывать». А порой в лексике героев проскальзывает и мат, который, конечно, на федеральном канале «запикивают». Тут же виден контраст — ведущие и эксперты с их безупречным внешним видом и безбранной речью и герои из неблагополучных семей и низких социальных слоев с порой несвязной речью, в которой присутствует мат.

Плавно от истории изнасилования программа переходит к истории семьи погибшей, истории предполагаемого преступника с целью выяснить множество вопросов: «Почему это произошло?», «Повлияла ли на эти события семейная ситуация?», «Сколько еще жертв?», «Виноват ли только насильник?». Беседы с жителями поселка, где произошло преступление, может пролить свет на ситуацию, хотя ведущий Александр Гордон предостерегает: «Эта история обросла уже таким количеством слухов и сплетен, что надо быть поосторожнее с этим». И правда, каждый опрошенный добавляет новые детали, которые могут даже противоречить друг другу, и ведущие, хоть и пытаются найти истину, все же теряются в этом массиве информации, делая акцент скорее на эмоциональный фон (восклицания, вздохи, прикрывание рта от ужаса). История о неблагополучной семье жертвы выдвигается как одна из причин произошедшего (недоглядели плохие родители за дочерью), но нам же рассказали и о других девушках, над которыми «обвиняемый» тоже надругался, возможно, степень вины семьи не так высока, какой ее делают в передаче.

Как следствие: фокус программы смещается уже на семью погибшей девушки. На ужасные жилищные условия, на аморальное поведение членов семьи, на взаимоотношения внутри нее. А после всплывают и другие жертвы обвиняемого, о которых нельзя умолчать. Постепенно на нить повествования нанизываются новые детали, новые факты, которые рисуют нам картину социальных проблем, существующих в наших реалиях.

Другой аспект, затронутый в передаче, — личность предполагаемого преступника. Его имя было озвучено не раз, и по его следам пустилась программа в надежде найти и представить перед судом. Стоит отметить, что здесь шоу, хоть и потерпело крах в поисках, все же продвинулось в своей работе — обнаружили «крышу» в полиции, во что и ткнули носом правоохранительные органы. А попытка поговорить с «прикрывающим» участковым добавляет вес. Стоит отметить, что в плане работы с бюджетными учреждениями, службами с целью докопаться до истины, достучаться до государства, корреспонденты «Мужского/ Женского» бывают очень настырными и это, несомненно, плюс (особенно бывает «бойня» с органами опеками).

Старинная истина гласит: «публика жаждет хлеба и зрелищ». Ток-шоу никогда от нее не уступают. В этом выпуске ставка делается на саму суть преступления, акцентируя на подробностях и повторяя их; на эмоциональную составляющую, которая подкрепляется и музыкой, и вздохами, и слезами, и криками; на занавесы, которые приоткрываются в личной жизни героев (матери погибшей, сестры и ее сожителя, сама погибшая, подозреваемый). Но нужно ли копать до самого конца корзины с грязным бельем, чтобы найти истину, или же это делается скорее для вау-эффекта, для зрелищности, ведь люди очень любят перемывать косточки окружающим, а зрители — тем более.

Ведущие — Юлия Барановская и Александр Гордон — собственно, как и в каждом выпуске, предстают здесь образцами чувственного и рационального соответственно. Барановская тяготеет к открытому сопереживанию, она сидит рядом с матерью погибшей, сочувствует потерпевшим и разражается гневными тирадами при обнаружении вопиющих подробностей. Ее стиль — чувствительность, воодушевленность. Гордон же в исключительных случаях прибегает к эмоциональному взрыву, в этом выпуске он старается судить объективно (чего нельзя сказать о других передачах), не позволяя эмоциям затуманить разум, его вопросы больше позволяют прояснить дело. Его лозунг — «держи голову в холоде». В этом выпуске ведущим нужно было лишь направлять историю в нужное русло, с чем они, конечно, не с блеском, но частично справились. И, конечно, высказать свое субъективное мнение, которое порой переходит границу журналистской этики, ведь может содержать уничижительный или оскорбительный характер («Вы не мужчина, вы тряпка»). Отчитывать людей в грубой форме — оставьте это дело их родителям. Но порой их бурная реакция оправдывается (вопрос Гордона сестре погибшей «А какого хрена вы сейчас делаете с этим уродом?» о ее сожителе, который фактически продал ее насильнику, вполне закономерен).

В своем формате ток-шоу выпуск сделан безупречно: проблема шокирующая и ужасающая, скелеты в шкафах героев найдены, ссоры и крики присутствуют (обошлись, правда, без драк), слезы у части аудитории вызваны точно. А вот с точки зрения журналистской миссии вышло не совсем удачно: история-то рассказана, но достигнута цель на 100% — вряд ли. Да, про злостного преступника рассказали, про произошедшее тоже, про семью не забыли упомянуть и их жизненные условия — а что дальше? В чем мораль? Виноват преступник или мать, которая не уследила? Версии-то выдвинули, а вот с аргументами для каждой вышло негусто. Получается, что воздействие на зрителя шло только через эмоции, а целью словно был поиск грязи. Недоработали. Но в одном «Мужское/ Женское» преуспело точно — жители поселка, в котором все и случилось, очень хотели продвинуть историю в СМИ, чтобы все узнали о преступнике, — получилось. Пусть в жанре шоу, но история об изнасиловании, таком зверском, рассказана.

--

--