Илья Шепелин — от новостника Газеты.ру до контрпропагандиста

Илья Шепелин родился в Омске, выучился там на историка, а потом в 2011 году переехал в Москву и стал корреспондентом «Газеты.Ру». За время своего творческого пути Илья также поработал в РБК, «Коммерсанте», на портале Slon.ru, писал для «Таких Дел», «Эха.Москвы», The Moscow Times, «Батенька, да вы трансформер». Еще он был ведущим программы «Fake News» на телеканале «Дождь» (выполняет функции иностранного агента). Сейчас ведет программу «Зомбоящик» на YouTube-канале «Популярная политика», свой YouTube-канал «ШЕПЕЛИН», Telegram-канал «ШЕПЕЛИН» и Twitter «Здесь Шепелин», и называет себя контрпропагандистом.

На YouTube 100 тысяч подписчиков: https://www.youtube.com/@ishepelin/about

В Telegram 55 тысяч подписчиков: https://t.me/ilyashepelin

В Twitter 111 тысяч подписчиков: https://twitter.com/ilya_shepelin

Критикует преимущественно телевизионные программы, но иногда и интернет-СМИ, которые являются государственными. Его критические публикации тематически привязаны к темам, освещаемым на федеральных каналах и в прессе. Такой подход вполне логичен для контрпропагандиста. Медиакритики в его творчестве много, в Telegram-канале она перемежается с политическими новостями, которые он комментирует в своей субъективной манере, анонсами стримов, мемами и фотографиями кота Шпрота.

Илья много внимания уделяет работе пропагандистов, особенно Владимиру Соловьеву и его журналистской этике. Также в принципе тому, что происходит в медиасистеме России и как в его понимании это стыкуется с реальностью. Также он занимается разоблачением фейков. В общем его работу можно охарактеризовать как обзор самых ярких порождений российской пропаганды.

В своих текстах в Telegram-канале Илья много шутит, часто он саркастичен, всегда говорит от своего имени и часто обращается к аудитории: «Посмотрел «Что было дальше» — суперпопулярное шоу с ютюба, которое… теперь эксклюзивно переведено во ВКонтакт… Посмотрел — и вот что вам скажу. Друзья, кто обижался на создателей ЧБД (мол, они мне так нравились, а теперь продались Путину и работают на отключение России связи с зарубежным интернетом) — не серчайте на них раньше времени!».

В целом Шепелин пишет в достаточно свободной и неформальной манере — он часто ставит скобочки, символизирующие улыбку или смеется вместе с читателем. Также он иногда отсылается в своих текстах к массовой культуре:

«Многие отсмеялись по поводу того, что от бесогонщины в студии Соловьева уже завсегдатаи-эксперты в обморок валятся. Мол, скоро даже Соловьев только под капельницей сможет нести свою ахинею так напористо, как привык это делать впредь. А так-то — уже вряд ли будет способен поддерживать прежний уровень жара

Но это ладно — шуточки очевидные

Куда смешнее то, что, когда эксперту Карнееву стало плохо, в студии находился доктор. Ну как доктор — он на эфирах Соловьева называет себя «доктором», к нему так и обращаются) И телеграм-канал у него называется: «доктор Сосновский». Но вообще-то он «доктор нетрадиционной медицины», медицинского образования у него нет))

И когда в студии Соловьева действительно потребовался доктор, d-r Сосновский спокойненько встал за тумбу и продолжил, как ни в чем не бывало, рассуждать о геополитике))

Что-то похожее, кажется, было в сериале «Друзья», когда человеку в ресторане стало плохо, на крик «есть ли здесь доктор?» — откликнулся Росс, который потом был вынужден объяснять, что он-то, конечно, доктор, но доктор палеонтологии)»

Илья Шепелин — либеральный журналист, который не согласен с нынешней политикой руководства Российской Федерации по, без преувеличения, всем аспектам ее деятельности. Свои ценности он транслирует в том числе не только через негатив, но и позитивно отзываясь о некоторых российских медиа, которые выходят на территории страны, как, например, о газете «Собеседник». Красной нитью через все творчество Шепелина и текстовое, и в формате роликов на YouTube, идет критика астрологов, экстрасенсов и шарлатанов, которые буквально поселились в российских медиа, и сами медиа, которые имеют «штатных астрологов» и в которых, похоже, скоро часть журналистов заменит ChatGPT. Свои ценности Илья постоянно транслирует в своем канале.

В творчестве Шепелина много повторяющихся тем, к которым он возвращается. Связано это в целом со спецификой пропаганды, которая сама часто возвращается к одним и тем же вопросам для «закрепления информации». И в целом героями его медиакритики становятся одни и те же завсегдатаи федерального телевидения, но иногда список расширяется, например, в объектив Ильи недавно попал Стас Васильев, который стал работать на Соловьев Live.

Жанры, которые использует Шепелин, зависят от площадки, на которой он вещает. На YouTube это большие обозрения, которые выходят еженедельно, или обозрения высказываний конкретной персоны, которые выходят нерегулярно. В Telegram-канале это как правило небольшие заметки критического характера, обязательно с фрагментом статьи или ТВ-передачи, которую он критикует.

Илья очень категоричен к пропаганде. Иногда в Telegram-канале даже проскакивает обсценная лексика, но в роликах он такого себе не позволяет. Негативной лексики также достаточно много, причем она не обязательно выражается вербально, это возможно в том числе и в иконографическом воплощении. При этом, несмотря на ярко-выраженное негативное отношение к пропаганде, общие принципы журналистской этики он старается соблюдать. Хотя принцип объективности достаточно сложно соблюсти любому медиакритику в своей работе, так как это самая субъективная отрасль журналистики.

Концептуально работы Шепелина вписываются и в YouTube-каналы, с которыми он работал и работает, и, естественно, в его собственные соцсети. Telegram-канал и Twitter обновляются в ежедневном режиме, и почти каждый день это какая-то или медиакритика, или в целом критика происходящего в России. Программа «Зомбоящик» выходит еженедельно.

На разных площадках стилистика и проблематика различаются несильно. Это связано с тем, что Telegram-канал и Twitter дублируют друг друга, а в роликах, снятых по сценарию, он более сдержан и высказывается больше шутливо и саркастично, чем резко и негативно, и не позволяет себе обсценной лексики.

--

--