Как пандемия изменила спортивные медиа. Рассказывают эксперты

24 июля должны были начаться Олимпийские игры в Токио. Если бы не пандемия… То же можно сказать и о других спортивных событиях, например, о долгожданном чемпионате Европы по футболу. Спортивным изданиям пришлось непросто без соревнований, их традиционных инфоповодов. Но потребление медиа благодаря карантину стало расти, нужно было оперативно предлагать аудитории интересный контент. Но какой? Вот как они справились с ситуацией.

--

Спорт-Экспресс

Sostav.ru сообщал, что в спортивных медиа стали пользоваться спросом следующие темы:

  • Исторические: как жили советские спортсмены, знаменитые голы футболистов, которые уже давно на пенсии, самые красивые спортсменки прошлого и др.
  • ЗОЖ, тренировки дома, полезные советы.
  • Интервью с русскими спортсменами, которые переживают карантин за границей.
  • Флешмобы, в которых участвовали известные спортсмены.

«Спорт Mail.ru» в период пандемии тоже экспериментировал с разными видами контента: выходили материалы о фитнесе, здоровом образе жизни и поддержании себя в форме в условиях карантина. Пользователи смогли посмотреть лучшие исторические футбольные матчи (например, марафон записей легендарного противостояния мадридского «Реала» и «Барселоны» разных лет).

Помимо этого, на проекте освещались киберспортивные турниры с участием реальных спортсменов, которые, как и простые смертные, скучали в карантине. Нельзя сказать, что все новые и непривычные для пользователей темы «зашли» одинаково успешно, но это позволило редакции провести множество экспериментов и лучше узнать, что интересует читателей. Среди читателей «Спорта Mail.ru» не потеряли популярности галереи и материалы о прекрасных спортсменках, на которых наверняка было приятно посмотреть после очередной порции новостей о коронавирусе.

«Спортивным изданиям пришлось переориентироваться на исторические материалы и фотогалереи красивых спортсменок, — говорит Ирина Чернуха, главный редактор медиапроектов Mail.ru. — В общем-то, ни первый, ни второй тип контента — не что-то новое. Ностальгические фото «Спартака» у нас на «Спорте» с завидной регулярностью собирали неплохой трафик задолго до пандемии. А «Нетфликс» выпустил «Последний танец» о легендарных «Чикаго Буллз» в идеальное время: к концу апреля даже безнадежные оптимисты истосковались по движу, и ностальгический мини-сериал о классной команде из 90-х оказался в топе инфоповодов на пару недель. Ностальгия — одна из самых надежных эмоций, позволяющих «зацепить» аудиторию».

Причины & Прогнозы

«Новые направления издания стали нащупывать именно из-за нехватки старых, привычных, а не из-за неожиданного спроса на историю спорта, например, — поясняет медиаконсультант Александр Амзин. — ЗОЖ, опять же, до пандемии был отдельной вертикалью, переход на него — это позволяющий выжить фокус. Я очень надеюсь, что спортивные СМИ доживут до ситуации, когда у них и со спортом будет все хорошо, и новые горизонты открывать придется».

Пожалуй, самое интересное — что будет с этими темами, когда в нашу жизнь вернутся важные матчи, соревнования, турниры, крупные трансферы? Амзин считает, что контент «старого образца» все ждут с нетерпением, даже если новый «заходит» хорошо.

«Аудитория и СМИ жадно набросятся на спортивный контент, когда он появится, — прогнозирует он. — Хорошо, если исторические материалы и контент про ЗОЖ дадут начало новым медиапродуктам, но я не думаю, что это произойдет в массовом порядке».

Василий Эсманов, консультант по продуктам и коммуникациям, видит ситуацию иначе. Он считает, что пандемия заострила внимание на людях, за которыми, в конечном счете, и идут читатели.

«По сути, спортивный мир — один большой бесконечный сериал вроде «Игры престолов». Можно предположить, что с пандемией начался какой-то особенно драматический эпизод, и люди его активно смотрят. Одна драма сменилась другой, знакомые персонажи теперь побеждают, но живут не на футбольном поле или на карте, а просто живут, как все мы. У людей появилось больше времени, а в любой момент, когда освобождается время, потребление медиа растет. Спорт оказался важной темой, потому что люди давно установили отношения с этими персонажами и героями, читают о них любую информацию, которую могут найти. Как говорил Уильям Херст, людям интересно читать про людей. А в пандемию, в такой странный, но общий для всех период 2020 года, когда роботы могут взять на себя всю рутинную работу по публикации и статистике, у журналистов и блогеров появилось время, чтобы писать для своей аудитории про людей».

«Весной внимание в новостях сместилось с полей и кортов на инстаграм, — вспоминает Ирина Чернуха. — Новости о том, какой футболист экстравагантно постригся, какая теннисистка выложила фото с собачкой и какой хоккеист опубликовал видео с детьми, позволяли хоть как-то заполнять ленты. Кто кого лайкнул, кто от кого отписался — чтобы добыть информацию и инфоповоды, на стадионы ходить необязательно (в прежних объемах это нельзя делать до сих пор).

В мае все ждали старта Бундеслиги, возвращение спорта в прямой эфир началось именно с Германии. Интересно и грустно одновременно, что для аудитории Рунета это все равно не стало событием: все оживились только к возобновлению РФПЛ. Но в это время исторический контент и новости о том, кто заболел коронавирусом, разбавились сообщениями о командах, оказавшихся в карантине во время подготовки к старту чемпионата.

Резюмируя, я бы формулировала вопрос даже не «как пандемия изменила спортивные медиа», а «как пандемия изменила спорт». Ведущие лиги адаптировались под новые условия и коронавирусные требования: УЕФА решила завершить отыгрыши Лиги чемпионов и Лиги Европы, вместив все события в август; НХЛ проводит Кубок Стэнли, который по интенсивности в текущем формате розыгрыша сравним с футбольным ЧМ. Остановить все невозможно и бессмысленно. Ведь спорт — правда самый крутой сериал с самым высоким бюджетом на продакшн. Старые герои умирают, новые появляются, повороты сюжета не предсказать. За это и любим :)».

--

--