Дальше действовать будем мы

Метаверситет — команда социотехников и социопрактиков — помогает другим командам и сообществам развиваться. В статье рассказываем о том, что такое социопрактика, чем она отличается от социотехники и для чего нужна.

Kate Doil
Метаверситет
7 min readMay 14, 2020

--

Социотехник и социопрактик — достаточно новые и редкие профессии. Социотехник исследует и описывает закономерности поведения групп и методы влияния на групповые процессы, создаёт отчуждаемые технологии воздействия на группы. Социопрактик помогает конкретным группам осознать и изменить своё привычное поведение, внедрить новые совместные практики, в каждом случае применяя индивидуальный подход.

Люди всё время объединяются в группы: чтобы работать, чтобы учиться, чтобы развлекаться, чтобы растить и воспитывать детей. Если удаётся наладить жизнь внутри группы, то между участниками растёт взаимопонимание, улучшаются отношения, и групповая деятельность становится в разы эффективней. Но не всегда понятно, как это сделать и чем вызваны текущие трудности. Почему в этом отделе производительность труда всегда низкая, даже если мы переводим сюда первоклассных специалистов? Что нужно сделать, чтобы студенты перестали распускать сплетни про преподавателей? Почему компании друзей разваливаются, когда начинают совместное дело, и как нам это предотвратить?

Кажется, что в решении подобных проблем могут помочь такие области знаний, как психология и социология. Но они не дают исчерпывающих ответов на эти вопросы. Притом их взгляд на человека и общество тоже достаточно новый: эти науки возникли относительно недавно, бурно развивались в XX веке, и только-только стали частью общего бэкграунда. За сто с лишним лет психология, которая изучает человека и личные отношения, завоевала популярность: каждый второй западноевропейский горожанин проходил хотя бы один психологический тест, пользуется какой-нибудь психологической типологией и знает мемчики о Зигмунде Фрейде. Социология, которая даёт нам обобщённое представление о типах устройства общества, о массовом сознании и способах влиять на него, о типах социальных отношений и общностей — тоже поверхностно знакома большинству: почти каждый человек, встреченный вами на улице, скорее всего, сможет вам рассказать, чем демократия отличается от монархии, что лично он предпочитает, почему всё устроено неправильно, и кто в этом виноват. А время от времени можно даже встретить на улицах студентов, раздающих анкеты и умоляющих вас заполнить очередной социологический опрос.

Психология занимается отдельными людьми и их взаимоотношениями, социология — массами, толпами и социальными структурами. Группы же значимо отличаются по своему устройству, и, чтобы эффективно с ними работать, необходимо рассматривать их как отдельное явление. Поэтому на стыке психологии и социологии появляется новая дисциплина, изучающая поведение группы, её жизненный цикл и закономерности протекания групповых процессов — социотехника. И социопрактикам очень важно знать основы социотехники, чтобы целенаправленно влиять на группы.

Если у группы стоит задача вместе меняться или брать более сложные вызовы, ей зачастую бывают нужны квалифицированная помощь, консультации, сопровождение, новые форматы деятельности. Такого рода помощь оказывают специалисты-социотехники и социопрактики.

Чем отличаются социотехника и социопрактика?

Можно сказать, что социотехника — это методология, а социопрактика — это творчество.

Социотехника фокусируется на технологиях работы с группой. Технология требует понимания граничных условий её применения и следования инструкции. Если вы правильно применили технологию, вы гарантированно получите результат. А практика требует постоянного длительного усилия, и результат этого усилия отложен.

Практика — это постепенный процесс изменения, не гарантирующий вам определённого результата. Технология — это конкретный приём, влияющий ограниченно.

Социотехника и социопрактика идут рука об руку.

Какую бы продвинутую технологию коллективной работы вы ни использовали, достичь устойчивых изменений в жизни группы невозможно без длительных усилий. Это касается любых трансформаций: на предприятии, в вузе, в департаменте, в классе. Даже если вы пройдёте недельный трансформационный тренинг от лучших специалистов на Земле, всё может остаться так же, как было. И вовсе не потому, что специалисты плохие или тренинги не работают. Всё работает. Но рано или поздно эксперты уезжают, и вам нужно быть готовым поддерживать изменения самостоятельно, способствовать внедрению и развитию новых практик коммуникации, производства, обмена ресурсами и опытом и т.д. Для этого вам придётся многое менять и в собственной практике: в вашем отношении к людям, к процессам, к вашему опыту.

Представьте, что у вас есть поле, а у ваших соседей есть новый, улучшенный сорт семян. Вы просите их продать вам немного семян. Они говорят: «Ну, чтобы семена проросли, надо поле вспахать особым образом». Приезжают к вам, вспахивают ваше поле, засеивают семена и показывают вам, что дальше нужно делать, чтобы получить урожай. Вы киваете, записываете все их советы, а потом… Делаете всё так же, как раньше привыкли делать. А когда урожай не всходит, обвиняете в этом соседей.

Люди из раза в раз возвращаются к привычному образу действия, к привычным способам думать и говорить. А качественные изменения зачастую начинаются с простых, но непривычных действий. Нужна большая мотивация, чтобы перестроить своё поведение: начать ложиться в другое время, мыть мусор и разделять его, ходить с прямой спиной, сохранять эмоциональное равновесие в конфликте. Групповые привычки менять ещё сложнее: порой попытка это сделать воспринимается как посягательство на традиции, на идентичность группы. Но даже если все в один голос утверждают, что с завтрашнего дня начнут жить по-другому, получается далеко не сразу, поскольку нужно перестроить поведение не одного человека, а целого коллектива, при том что обычно люди, возвращаясь в групповую ситуацию, по инерции возвращаются и к привычным способам действия. Зато если большая часть действительно начала жить по-другому, остальным гораздо легче последовать их примеру. Так работают групповые эффекты.

Получается, социотехника — это язык и технологии работы с группой, закономерности и базовые модели группового поведения, классификации групп. По сути, социотехника даёт коллективам отчуждаемые технологии для решения различных трудностей и проблем.

Социопрактика — это эксперимент, аккумуляция опыта, поиск нетривиального решения в каждой конкретной ситуации, усиление осознанности группы и передача группе возможности влиять на саму себя.

Чем отличаются социотехника и социопрактика?

Команда Метаверситета сначала экспериментирует на себе, на собственных группах, проверяя гипотезы и делая выводы, собирает свой и чужой опыт. И только после этого предлагает те или иные практики кому-то другому. Метаверситет работает в гуманистическом подходе, поэтому для них важно действовать совместно с группой, отталкиваясь от её целей, а не пытаться воздействовать на неё для решения собственных задач. Именно из гуманистического подхода следует такой взгляд на социотехнику и социопрактику.

Существует и противоположный взгляд на человека и группы. Например, в психологии есть направления вроде бихевиоризма, который рассматривает человека лишь как механизм, социальное животное, работающее по определённым алгоритмам. Душевную жизнь, ценности, сознательный выбор и прочие «явления, не поддающиеся прямому наблюдению» они оставляют за скобками. Многие приверженцы подобного рассмотрения ищут способы программировать людей, чтобы они делали то, чего хочет «программист»: например, купить этот продукт, выбрать этот банк или примкнуть к этой секте.

А гуманистический подход постулирует, что человек — субъект, наделённый свободной волей. Соответственно, можно изучать человека, узнавать закономерности развития и устройства психики для того, чтобы помогать ему развиваться. Задача этого подхода — не научить человека влиять на свои механизмы, управлять собой всё теми же методами программирования и давления на психологические «кнопки», а помогать ему быть чем-то большим, чем инстинкты и автоматизмы: усиливать субъектность, авторство, свободу вне закономерностей. Да, можно долго спорить, есть ли в человеке что-то помимо того, что он впитал из общества; насколько человек — это лишь воплощение природных и социальных программ, а насколько — сознательное существо, способное выбирать, обладающее ценностями, которые могут быть сильнее потребностей. Команда Метаверситета считает, что человек обладает ценностями и намерениями, что человек — это сложное целое, не сводимое к сумме его частей, и что всё то же самое можно сказать и в отношении группы людей.

И Метаверситет стремится не повелевать и манипулировать кем-то, а помогать группам с помощью известных команде практик и технологий осознавать себя, формировать язык для обсуждения групповых процессов, сознательно менять традиции и паттерны поведения, чтобы групповая жизнь становилась приятнее и насыщеннее, а деятельность — интереснее и эффективнее.

С одной стороны, коллектив Метаверситета использует проверенные концепции и технологии в собственных командах, группах и сообществах и для помощи другим командам, группам и сообществам. Анализирует и систематизирует опыт различных экспертов в этой области.

С другой стороны, Метаверситет не боится выходить «в чистое поле» и пробовать новое, внедрять практики, которые ещё не стали (а может, никогда и не станут) технологиями, например, социократию.

Основные области, в которых Метаверситет работает в качестве социопрактиков:

1) Рефлексия — совместное видение и осмысление реальности и нашего образа действий. Например, курсы по динамике группы (https://metaversum.ru/dg и https://metaversum.ru/power), позволяющие участникам заметить и осознать происходящее в групповых процессах, а потом применять это знание на практике.

2) Игра — прототипирование способов управления, методов решения задач, новых социальных практик и структур. Здесь можно почитать про социотехнические игры Метаверситета: https://metaversum.ru/igry

3) Совместное принятие решений, совместное мышление, командная работа, распределение задач. Коллективное мышление (на самом деле рефлексия тоже) происходит на школах ЭШЭР (http://esher.su/chto-takoe-shkola-esher): участники решают интеллектуальные задачи в группах. Также Метаверситет занимается акселерацией проектных команд и, разумеется, развивает и собственную команду.

P.S. Вы, наверное, уже заметили, что про социопрактику мы сказали много, а про социотехнику — совсем чуть-чуть. Это потому, что про социотехнику в целом сказано больше. Вот здесь, например: https://youtu.be/ItiCQRfk_cI — лекция Михаила Кожаринова «Чем занимается социотехника».

Для взыскующих есть ещё такая подборка: https://m.vk.com/wall9424097_2967 — большинство ключевых книг по социотехнике в одном посте. Можно скачивать и читать.

Редакторы статьи: Екатерина Доильницына и Елизавета Шевцова

--

--