Конкуренция и кооперация. На переходе к обществу знания.

Кто и как учит кооперации?

Mikhail Zabelin
Метаверситет
12 min readSep 13, 2019

--

Очень озадачивает факт: практически нет материалов про“обучение сотрудничеству” и “обучение кооперации”. Как будто это либо что-то не значимое, либо что-то, что развивается само собой.
Между тем, сотрудничество — сложная компетенция, которая присутствует так или иначе во всех списках “компетенций XXI века”. Она включает в себя:

  • Понимание своих интересов, не сводимых к “заработать много денег” (это лишь средство достижения интересов) или “получить медаль или диплом с отличием”(это свидетельство выигранных социальных соревнований, но тоже точно не ваши настоящие потребности и интересы).
  • Понимание интересов другого.
  • Готовность доверять и адекватно разрешать ситуацию, если вас пытаются обмануть, не впадая в крайности.
  • Способность видеть целое и участвовать в управлении деятельностью.

По данным статистики, кооперация сейчас чаще всего в России встречается среди сельхоз произовдителей — там очень понятные общие интересы. На втором месте — потребительская кооперация. При этом образование человека, получение интересной и нужной профессии требует сложной кооперации разных акторов.

Почему же она так редка, если так много может дать своим участникам? Почему мы снимаем с себя ответственность и отдаем организациям право решать, каким нам быть?
Ведь от этого, возможно, больше чем от чего бы то ни было другого, зависит наша жизнь?

Сейчас мы стоим на пороге общества знаний.

Общество знания (общество знаний) — концепция современного этапа общественного развития, характеризующего переход к новой форме постиндустриального общества, где доминирующей ценностью, экономической и ресурсной, становится «знание» как таковое.

Для общества знания характерно следующее:

  • Широкое осознание роли знания как условия успеха в любой сфере деятельности;
  • Наличие (у социальных субъектов разного уровня) постоянной потребности в новых знаниях, необходимых для решения новых задач, создания новых видов продукции и услуг;
  • Эффективное функционирование систем производства знаний и передачи знаний;
  • Взаимное стимулирование предложения знаний и спроса на знания (предложение стремится удовлетворять имеющийся спрос на знания и формировать спрос);
  • Эффективное взаимодействие в рамках организаций и общества в целом систем/подсистем, производящих знание, с системами/подсистемами, производящими материальный продукт.В “обществе знаний” меняется представление о собственности и пользе. А значит, меняются и способы конкуренции и кооперации. Как образование сейчас может готовить людей к этой новой ситуации, где полезным оказывается мыслить на 20 лет вперед и учитывать чужие интересы?

(взял из Википедии, в целом верно. Оказалось, что далеко не все в курсе)

В 1910 году французский художник так изобразил жизнь в 2000 году. Возможно, и мы не точны в своих оценках общества знаний, но все же…

В “обществе знаний” меняется представление о собственности и пользе. Похоже, сейчас вообще меняются многие “незыблемые” представления. А значит, меняются и способы конкуренции и кооперации.

Как образование сейчас может готовить людей к этой новой ситуации, где полезным оказывается мыслить на 20 лет вперед и учитывать чужие интересы?

Спойлер: Нужно организовываться в кооперативы для того, чтобы создавать образ жизни — действовать ради решения своих задач. Отвечать своим сообществом на вопрос «зачем здесь жить и зачем здесь умирать». Отношение к кооперации напрямую зависит от отношению к «игре в долгую», а это напрямую зависит от отношения к собственной смертности.
Необходимо изменить жизненное самоощущение «После нас хоть потоп», а для этого нужно построить отношения со своей смертью.

Разберемся с терминами

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке.

Когда некто конкурирует с другим, у каждого в центре внимание собственные потребности, собственное “Я”. Как правило, есть некоторый ограниченный ресурс, за который идет борьба. Есть варианты: соревноваться по неким принятым правилам за право получить большую долю. Или распределить — по справедливости или как-то еще, в согласии. В этом случае конкуренция как будто исчезает, но при этом все получают меньше чем хочется, и если продолжают держать в фокусе именно свои потребности, остаются в некотором сожалении, а возможно, зависти. Отсюда знаменитое “лишь бы лучше чем у соседей” как реакция на вечную неудовлетворенность и при этом неготовность бороться или прямо конфликтовать.

Возможен также прямой конфликт, столкновение, борьба или война, если другие способы не дают результата, а ситуация становится невыносимой — как высшее проявление конкуренции. На какие ставки и какими средствами идет война — бывает по-разному, но очень часто наступает эскалация вплоть до предельных ставок, разрушения ценностей, истребления людей. Затем все стороны как правило договариваются, но уже на других условиях.

Поэтому прямой конфликт, соревнования и согласование по принципу компромисса мы относим к формам конкуренции.

Кооперация (лат. cooperatio) — форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует, либо в одном и том же их общем трудовом, производственном процессе, или же в различных, но связанных между собой процессах труда/производства.

Кооперация в природе встречается в так же часто, как конкуренция. И в обществе в принципе тоже, если в целом. Но все же различим сознательную и бессознательную кооперацию. Бессознательная кооперация выражается в спонтанной взаимопомощи, основанной на сочувствии, на “добром сердце”. Она очень важна для нормальной жизни общества.

Сознательная кооперация — часть целенаправленного поведения, часть стратегии. Выделим в качестве форм кооперации симбиоз (“Мне вершки, тебе корешки”), использование того, что другому не нужно, пищевые и производственные цепочки. Коалиция и ассоциация — стремимся к общим целям, оставаясь при этом независимыми. И кооператив — совместное участие в деле, управление им и совместное владение.

Кооперация проявляется ярко, когда

  • Мы не можем в силу различных причин действовать как одиночки, например задача очень сложная для каждого из нас в отдельности.
  • Если все получится, будет большой “выхлоп”, как при больших загонных охотах.
  • То есть мы делим наличный ограниченный ресурс. Мы можем получить больше, если будем действовать вместе!

Вообще, теория игр описывает поведение людей, как будто они стремятся к чему-то определенному. Они вводят понятие игры с нулевой суммой (сколько одни выиграли, столько другие проиграли) и с не нулевая суммой. Их результаты отлично описывают дела, такие как война, быт, производство.

  • Кто помоет посуду?
  • Кто будет платить за реформы?
  • Чьи леса будут вырубать?
  • В каких регионах фермы будут процветать?
  • и так далее.

В конце прошлого века прошел чемпионат среди ботов, которые играли в циклическую дилемму заключенного. Победил “имитатор” — бот, который первый раз доверяет, а во всех последующих играх поступает так, как с ним поступил этот партнер в прошлый раз. Задумайтесь об этом.

Чуть ближе к человеческим, понятным вещам. В играх живого действия есть некоторое количество базовых сюжетных моторов. Один из них «Борьба за наследство» — наследство может достаться только одному из игроков, в результате игра всех против всех. Другой сюжетный движок «Выйти из комнаты» — выиграть можно только вместе. Так вот, ни одна из этих схем по отдельности не приводит к интересной игре! Интересно только когда в одной игре присутствует оба мотива. Есть осмысленные основания и для конкуренции, и для кооперации. Появляется осмысленный выбор, он может быть прагматическим или этическим, тут уж как пойдет.

— Просто космос какой то! А нельзя попроще? — Нет, к сожалению.

Будет в ситуации кооперация на самом деле больше всего зависит от:

  • Доверия — верю ли я в честные намерения другого? Тут важна хорошая коммуникация, и моя готовность поверить.
  • Один раз или долгие отношения? Если долгие отношения, то шансов на кооперацию гораздо больше. Если один раз — то “хватай и беги”
  • Компетентность — способен ли каждый из нас сделать то, что хотел и то на что мы договорились.

Если что-то из этого не работает, кооперация тоже не работает.

Оно само или нас научили?

Как учат конкурировать? Вот, например, олимпиада. Х лучших получат приз. Остальные — только впечатления. Так работают любые соревнования, больше одиночные. Командные соревнования учат кооперироваться с командой против всех остальных.

Взрослых учат конкурировать за гранты, рабочие места, конкурсы чего угодно.

Общее место:

  • Приз предоставляет организатор. Он — единственный взрослый в этой песочнице, он все решает.
  • Риски и ответственность лежит на организаторе. Самоуправление не встречается, но и не требует сил и времени.
  • Можно «схватить и убежать».

А как учат кооперации?

Коллективная деятельность — например идем в горный поход. Все зависят от каждого: у нас есть разные роли. Штурман, завхоз, ремонтник.. руководитель ни в коем случае не берет все на себя кроме ситуаций ЧП.

«Совет дела» — пример того, как учить самоуправлению. А оно требует осознания своих интересов, ценностей, задач, принятия самостоятельных решений. Но при этом командная работа чаще всего связана с тем, что мы конкурируем с другими командами, но кооперируемся между собой.

В итоге получается хороший тандем: участвуя командой в какого-то типа соревновании, мы учимся кооперироваться между собой в команде, при этом конкурировать с другими. Если команды перемешиваются, граница “свой-чужой” становится гибкой, и в итоге люди могут ради дела кооперироваться со своими вчерашними оппонентами.

К сожалению, такой опыт сейчас получают очень мало кто. Клубы развалились, остались в основном кружки без опыта самоуправления и работы деятельной командой.

За чей счет играем?

ИЭто планета Земля. Мы летим на ней через пустынный космос. На ней не так много осталось не тронутого нами. Температура на борту выросла на градус. Когда такое случается на орбитальных станциях, Центр Управления Полетами начинает беспокоиться.

Итак, мы выяснили, что во всех соревнованиях кто-то организует призы и несет ответственность за риски. В начале для детей это их родители. Для них подобные игры организует бизнес и государство. Это оказывается возможным, потому что промышленная система в целом создает соревнование между государствами, и они стремятся преуспеть. За чей счет это происходит?

Человечество в целом стало достаточно могущественным, чтобы стать самой мощной геологической силой на планете (об этом писал еще Вернадский). Так что мы продолжаем “гулять за счет” совокупного ресурса прошлого нашей планеты — ископаемое топливо составляет основу нашей планеты.

Мы выпускаем мертвых, пролежавших в земле сотни миллионов лет. Буквально выпускаем их в атмосферу.

Индустриализация в 20е годы опиралась на массовое строительство электростанций. Новая экономика — новая энергетика. Изменения в обществе — способ производства — способ получения энергии — вот три кита. Мы не можем позволить себе роскошь не думать об энергии, потому что энергия это и есть жизнь. И пока то, откуда поступает энергия остается неизменным, конструкция мира остается неизменной. Пока не будет распределенной генерации, не будет и настоящего сетевого самоорганизованного общества.
Вспомните: крестьянские кооперативы, которые для своего сообщества, включавшего миллионы, победили нищету и начали внедрять образование, опирались на то, что эти крестьяне фактически не зависели ни от чего привозного. У них была земля, солнце, свой местный лес, которым они обогревали жилища. И поэтому они смогли.

Поэтому даже если ты далек от технической стороны, живешь в городе — то пора задуматься.

Ладно, еще раз про общество знаний

На «цифровую экономику» приходится примерно десятая часть глобального потребления энергии, но эта доля возрастает. Например, пару лет назад майнинг криптовалют был уделом гиков, а сейчас это направление в глобальном масштабе потребляет больше энергии, чем многие страны. Например, майнинг Bitcoin «съедает» за год 14,6 ТВт*ч, а потребление Таджикистана pа год составляет всего лишь 13 ТВт*ч, по данным DigiEconomist, а ведь есть еще и другие криптовалюты, например, на майнинг Ethereum за год уходит около 5 ТВт*ч[1].

Информацию можно легко копировать. Это значит, что основной производительный фактор, знания, теперь можно гораздо легче тиражировать. В промышленности это приводит к тому, что если появляется технология, то через год она уже есть у всех. Ее не возможно или очень сложно скрыть, это видно по смартфонам очень наглядно. Разные производители идут “ноздря в ноздрю”, используя технологии друг друга, через патенты или через промышленный шпионаж.

Но усвоение знаний трудоемко. Специалисты стоят очень дорого, и поэтому говорят о том, что “знание существует в виде человека”. Говорят о человеческом капитале, вложении в самого себя. Образование становится обязанностью человека, развитием самого себя. Никто не знает кроме тебя самого, кем ты можешь стать и чему нужно научиться. Но и риски твои. Получится — будешь работать в той стране, где захочешь. Не получится — извини.

Мир стал VUCA:

  • Volatility (изменчивость, нестабильность, неустойчивость, волатильность) — ситуация меняется быстро и непредсказуемо, на основе данных изменений нельзя предсказывать будущую ситуацию или планировать действия.
  • Uncertainty (неопределенность) — то «место», где основные разрушительные изменения случаются. И прошлое в данном месте не является предсказателем будущего: определение того, что грядет, является крайне затруднительным.
  • Complexity (сложность) — «место», где множество сложных для понимания фактов, причин и факторов складываются в проблемы.
  • Ambiguity (неоднозначность, неясность, двусмысленность, неопределенность) — «место», где сложно ответить на вопросы «кто, что, когда и почему».

В нем невозможно просто что-то предсказать, или как еще говорят, “наванговать”. Нужно договариваться и делать. А это можно только опираясь на очень мощную долгосрочную кооперацию сильных игроков. Только правила изменились: кто сейчас плнирует в долгую , на 20–50 лет— тот и есть сильный игрок. А ресурсы дело наживное. Главное — чтобы было длинное намерение, подтвержденное делом. На заре этой эпохи Стив Джобс стал заниматься компьютерами, у него было намерении — свергнуть IBM. Ему это удалось, хотя ничто не предвещало.

А еще мы живем в “полном мире” теперь: вы можете попасть в любую точку земли на десяток часов, и там скорее всего недавно кто-то был, или прямо сейчас есть множество людей. Вид Homo Sapiens живет повсюду, и повсюду следы его технологической деятельности. Фаза присвоения планеты заканчивается. Теперь надо понять, как нам вместе на ней хозяйствовать.

Это понятно, да?

Про безверье. Если 100 лет назад был общий для сообщества ответ на вопрос “Кто мы? Зачем мы живем и умираем?”, и его давала церковь, а потом государство, то сейчас этого ответа нет. Нет большого символа веры, к которому мы бы как страна или как человечества присоединялись. А это значит что смысл становится делом коллективов. Просто потому что совсем личным делом он быть не может — он есть “способ присоединения к большему целому и оправдание существования”. То есть для индивида нужно большее целое, хотя бы коллектив. Но коллективу тоже тогда к кому-то присоединяться. И всякий раз это что-то явленное (люди, деятельность, движение), и что-то неявленное — идеи, ценности, убеждения. Одно без другого не работает.

Кооперативы

Организация, построенная на преобладающем принципе кооперации, называется кооператив. Определение Всемирного кооперативного конгресса, состоявшегося в г. Манчестере (Великобритания) в 1995 г:

Кооператив — это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов.

Все слова важны. Обратите внимание:

Пример. Конец XIX — расцвет сельских кооперативов в России.

Проблема: перешли на рыночные отношения. Крестьяне конкурируют друг с другом, перекупщики роняют закупочную цену на зерно. При этом на экспорт зерно идет по очень хорошей цене. Решение: крестьянские кооперативы, которые напрямую торгуют на экспорт. Сейчас так работают фермеры с экопродукцией для городов. Ассоциации и свои магазины, интернет-магазины

Другой пример. Начало XXI века. Люди уехали из города создавать экопоселения.

Проблема: сельские школы готовят людей к эмиграции в город. Рефреном идет мысль «Закончить школу и уехать в город». При этом важно, чтобы молодежь осталась, любила и понимала, зачем жить на земле. Решение: свои школы, которые принадлежат поселению. Свои программы. Качественное по содержанию образование, совершенно иной культурный код. Совершенно иное воспитание.

В итоге, если мы говорим о коллективном действии, в нем балансируется кооперации и конкуренция, и обязательно присутствут ведение (лидирование) и следование. Роли в деле сочетают в себе то и другое.

И тогда в центре оказывается позиция социального предпринимателя: ему необходимо уметь кооперироваться с теми, ради кого он трудится и с теми, кто тоже им помогает. Ему необходимо создавать конкурентоспособный продукт. Он лидер своей команды, но она не велика, поэтому он и участник большего движения. Он может смещаться по этой диаграмме, может быть любым.

Что делать

Говорю из своей позиции человека, который ищет способ жить по-своему, вместе с людьми, не залезая на вершины социальной лестницы:

Нужно создавать кооперативы для того, чтобы создавать образ жизни — действовать ради решения своих задач, и отвечать своим сообществом на вопрос «зачем здесь жить и зачем здесь умирать».
Отношение к кооперации напрямую зависит от отношению к «игре в долгую», а это напрямую зависит от отношения к собственной смертности.
Необходимо изменить жизненное самоощущение «После нас хоть потоп», а для этого нужно построить отношения со своей смертью.

А в начале я просто хотел, чтобы партнеры марафона Склад Ума кооперировались друг с другом…

Почитать

  • КООПЕРАЦИЯ В РОССИИ — НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ ОПЫТ — Кандидат исторических наук О. ЕЛЮТИН. ссылка
  • Кооперация как фактор повышения инновационной активности в машиностроении А. В. Макаров, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента УрГЭУ, В. А. Трапезников, аспирант, доцент кафедры менеджмента УрГЭУ ссылка
  • ПРОБЛЕМЫ КООПЕРАЦИИ ВНУТРИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ ВО ФРАНЦИИ ссылка
  • Теория игр, мышиная возня и спущенная шина ссылка
  • Дилемма Заключенного. Эволюция доверия ссылка
  • The Evolution of Cooperation: Revised Edition ссылка
  • о кооперативном движении и кооперативах ссылка
  • Интеграции и кооперации образовательных учреждений и организаций социально-культурной сферыТ. В. Абанкина Институт развития образования НИУ ВШЭ ссылка
  • Механизм кооперации образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия по проекту региональной инновационной площадки «Сетевое взаимодействие в профильном обучении» (краткое описание;содержание транслируется в ДПП «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ» ссылка
  • Сюжет для ролевой игры. Статья. ссылка
  • Л.Ионин Социология в обществе знания.
  • Мир VUCA и подходы выживания в нем ссылка

--

--

Mikhail Zabelin
Метаверситет

Игропрактик, сценарист объясняющих роликов, навигатор в Метаверситете. Исследую практики soft skills на базе театрального тренинга и парадоксальных задач.