Ёкаи Японии, часть 3

северный мох
Мифология
Published in
5 min readMar 17, 2019

Улитки, пожирающие людей, коты, пожирающие людей — всё в Японии очень любит человечину. Однако есть и несколько безвредных, а иногда даже полезных ёкаев.

У японцев есть свой вариант мифа о русалках (подозреваю, что не один), которые называются садзаэ-они.

На самом деле под личиной прекрасной женщины, тонущей за бортом корабля или зашедшей в гостиницу поздно ночью, может скрываться довольно кровожадный монстр.

Истинное обличье этого ёкая — огромная улитка-тюрбан. По некоторым поверьям, такая улитка может стать демоном, если доживёт до 30 лет. Другие советуют для создания садзаэ-они бросить в море молодую распутницу. Там она превратится в улитку и через 30 лет станет ёкаем.

Раньше путешествующих в одиночку женщин могли не пустить ночью в гостиницу, поскольку боялись, что она окажется ёкаем и погубит мужчин семьи, соблазнив их. Как именно они умирали, не ясно.

Самая известная легенда о садзаэ-они рассказывает, что тонущую женщину необыкновенной красоты спасли пираты. Естественно, они тут же ее возжелали и ночью по-очереди изнасиловали. Этой же ночью садзаэ-они вошла к каждому из них и отрезала их яички.
Никто не умер и утром пираты обнаружили пропажу важных артибутов своей мужественности. Улитка потребовала в обмен на их мошонки всё золото, что они награбили. На японском языке мошонку называют кин-тама, «золотые шарики». Наверное не случайно.

Иллюстрация Мэтью Мэйера. Садзаэ-они

Мифология — это не всегда «преданье старины глубокой». Иногда мифология творится на наших глазах и у нее есть автор. Например, знаменитый японский мультипликатор, Хаяо Миядзаки, создавший сусуватари.
Большинство знает их как черных чернушек, оригинальное же название этих существ буквально переводится как «странствующая сажа». Впервые они появились в аниме «Мой сосед Тоторо» (Tonari no Totoro) в 1988 году и были представлены как духи заброшенных мест, где давно не жили люди. Сусуватари живут в пустых домах, постепенно покрывая всё вокруг пылью и сажей. Духи очень робкие, их можно спугнуть громкими звуками и светом, что и делают Сацуки с младшей сестрой Мэй. Интересно, что изначально отец девочек называет их маккуро куросуке (буквально «черные чернушки»), принимая их за оптическую иллюзию, которая возникает при быстром переходе из светлого окружения в темное.
Сусуватари можно также увидеть в «Унесенных призраками» (Sen To Chihiro No Kamikakushi), где они работают в купальнях Юбабы, таская уголь в печь. В этом аниме о чернушках рассказывается больше: они превратятся обратно в сажу, если не будут работать, могут переносить груз намного тяжелее их самих, быстро восстанавливаются, если их раздавить и обожают компэйто (японские традиционные карамельные конфеты). Здесь сусуватари уже не призрачные духи, готовые исчезнуть от любого резкого движения — они активно помогают главной героине и живо интересуются происходящим.

кадр из аниме “Унесенные призраками”, сусуватари с компэйто

Присмотритесь внимательней к своей кошке: если ей больше 13 лет, она трёхцветная, у нее длинный хвост или она весит 1 кан (3,75 кг) — возможно ваша кошка уже стала бакэнэко.
С японского их название можно перевести как «кошка-монстр» и связываться с ними опасно для человека. Такие коты способны создавать призрачные огненные шары, ходить на задних лапах, превращаться в людей (обычно в женщин), оживлять мертвецов или даже съесть собственного хозяина, чтобы занять его место.
Также существует поверье, что в бакэнэко может превратиться дух умершей женщины, жаждущий отомстить за свою смерть. В Японии в классическом театре кабуки существует целый класс сюжетов, называемых «кошачьим переполохом», в которых говорится о бакэнэко. В подобных пьесах рассказывается, что кошки могут действовать сообща, стаями, собирая различную информацию и сообщая её своему лидеру. Сборища магических котов часто происходят в заброшенных домах. В конце неугодным людям как правило грозит быть съеденными бакэнэко.
Примечательно, что ёкаи не всегда несут для своих хозяев смерть или неудачи — они могут охранять любимых людей от всяческих невзгод.
Считается, что раз в год, 3–4 февраля, в то время, как люди празднуют Сэцубун (с японского «разделение сезонов», фактически — праздник перехода одного сезона в другой, часто же его празднуют в феврале, как время, когда встречают весну), бакэнэко собираются в горах, где на вершине вулкана Нэкодакэ находится кошачий дворец, и проводят там фестиваль.
В Японии существовал способ отличить обычную кошку от ёкая. Для этого надо было лишь разлить масло из светильника и пустить к нему кошку — если она начинала слизывать масло с земли, то это однозначно была бакэнэко. Проблема была лишь в том, что масло для фонарей в те времена делали из рыбьего жира…

Существует также объяснение тому, что раньше (а может быть и до сих пор, по старинке) многим кошкам купировали хвосты. Дело в том, что бакэнэко с очень длинными хвостами могут стать нэкомата, двухвостыми кошками. Термин «нэкомата» довольно непросто перевести. Кроме стандартного «нэко» — кошка, «мата» может означать как раздвоение, так и снова, вновь. Таким образом, нэкомата можно перевести и как «кошка с раздвоенным хвостом», и как «кошка снова». Эти ёкаи считались однозначно злыми, пожирающими людей, поэтому от греха подальше кошкам в Японии отрезали хвосты. Кстати, вспомнила, что существуют какие-то породы короткохвостых кошек и вот, пожалуйста — японский бобтейл, чисто китайско-японская кошка с коротким (не купированным!) хвостом.

Иллюстрация Мэтью Майера. Бакэнеко

Помните, мы рассказывали о цукумогами — старых вещах, которые по разным причинам могут стать ёкаями? Их огромное количество и у каждого есть свой характер, имя и правила пользования или изгнания.
Наверное самой доброжелательной и приятной для человека является камэоса — столетняя бутылка сакэ.
По всему миру самым дорогим алкоголем считается как можно более старый, напитавшийся всяким и имеющий богатый вкус. В Японии, если вы случайно забыли бутылочку саке, ваши потомки смогут пить его бесконечно — именно так работает камэоса. Эта бутылка со своим столетним юбилеем не только становится одушевленной, отращивая волосатые руки и ноги, а также кривую пьяную лыбу на весь бок, но и является бесконечным источником той жидкости, которую в нее заливают, будь то сакэ, вода или хипстерский мятный латте.

рисунок ansent

--

--