Учеба в Канаде: поступление, регистрация на классы, стоимость учебников

Если вы планируете поехать учиться, то найдете много полезного.

Начну с того, что поступления в канадские колледжи как такового нет. По крайней мере, в нашем классическом понимании. Я бы назвала это записью с последующей оплатой. Еще бы, учитывая стоимость учебы, это неудивительно. Про университеты вообще молчу.

Зато во всех колледжах иностранные студенты платят одинаково. Возможно, есть какая-то разница относительно административных затрат (разные там мелкие fees), но классы стоят одинаково. Поэтому нет глобальной разницы, какой именно колледж выбрать. Во всяком случае, с финансовой точки зрения. Это может быть крупный Douglas College в Ванкувере, поменьше Okanagan College в Келоуне или совсем небольшой College of the Rockies в Крэнбруке (я там не была, но очень хотела, потому что люблю маленькие города) — стоимость учебы одна и та же. Это важно. Потому что я слышала, как пытаются выбрать колледж поменьше, мол, там дешевле. Нет и нет.

Расскажу подробнее на примере своего Douglas College.

Для того, чтобы считаться full-time студентом, надо за один семестр брать не менее 3 классов (предметов). Каждый из них представляет собой определенное количество credits. Аналога в русском языке не встречала, буду называть просто “кредиты”. Так вот, один класс обычно весит 3 кредита. Получается, за семестр надо оплатить 3–4 предмета, то есть 9–12 кредитов. А каждый кредит стоит 580 CAD (данные за зимний семестр, периодически все дорожает). Даже если вы плохи в математике (как я, которая, видимо, поэтому и решилась ехать), посчитать все же не сложно.

Примерно вот так может выглядеть счет за один семестр, если у вас будет 4 класса. Это не секретная информация, чтобы получить её, достаточно просто поинтересоваться в любом колледже. Правда, делиться ею немного странно, потому что чувствуешь себя сумасшедшей богачкой (я не такая, конечно).

Что касается разных fees, то их подробно объяснить не могу. Кроме, пожалуй, Student Union — это организация, которая занимается всякими штуками для студентов, типа сбора подписей за более дешевое питание и раздачей ништяков, вроде блокнотов и ручек во время всяких акций на кампусах(это если очень упрощенно). А UPASS BC — это проездной на все виды транспорта на весь семестр. Хорошо, то он есть, потому что транспорт очень дорогой (то есть, очень намного дороже, чем вот этот студенческий вариант). О транспорте я еще напишу отдельно.

Регистрация на классы

На классы обязательно нужно регистрироваться заранее. Например, у меня начало зимнего семестра было 3 января, а приглашение на онлайн-регистрацию пришло в конце октября. Смысл в том, что ты смотришь расписание и записываешься на классы, которые нужны по программе для выпуска+удобны по графику (это если везет и есть несколько групп). А еще очень часто в колледжах есть предметы на выбор, тогда ты тоже выбираешь из списка тот, который хочешь.

Я сама не регистрировалась, тк за нас (иностранных студентов) в первый раз все сделали координаторы. Чтоб мы не сильно натупили, видимо, в непривычной системе координат. Но я, тем не менее, зашла проверить расписание и к моменту регистрации уже знала, какое оно будет . Еще и успела начать донимать координатора, что хочу вот именно так и никак иначе (благо, мои пожелания не разошлись в официальными рекомендациями колледжа в плане моих классов, так что скандала не получилось).

Что касается учебной нагрузки, то она очень небольшая. Тут многие говорят, что должно быть сложно и много самостоятельной работы, но я как-то не оценила. Лекции у меня по вторникам и четвергам с 12.30 до 14.20, и с 18.30 до 21.20. Тем, кто далеко живет, приходится чем-то занимать большой перерыв. Я живу рядом и могу съездить домой. Но в какой-то момент начала работать прямо на кампусе, так что пауза совсем эффективно заполнилась.

Вообще за весь семестр ни разу не пользовалась никакой дополнительной литературой, и вообще чувствую себя достаточно вольготно. После СПбГУ-то, ей-богу!

Первые классы

Прийти на первое занятие (иногда первые несколько) в Канаде очень важно. Там делают перекличку, и если ты не пришел, то есть риск, что снимут с класса (насколько я поняла, без фин.компенсации или только с частичной компенсацией). Риск этот от того, что на многие классы есть waitlists, то если очередь. Например, в группе 35 мест, а зарегистрироваться хотели 38 человек. Тогда последние 3 остаются в списке ожидания на случай, если кто-то “отвалится”.

Такой перебор иногда случается от того, что к какому-то преподавателю больше людей хочет попасть, или от того, что кому-то именно этот класс нужен, чтоб дальше удобно разбросать остальные классы в следующем семестре.

Вообще присутствие проверяют постоянно. Если прогуливаешь больше трех раз, могут завалить класс. Тогда тебя не выгоняют, ничего особенного не происходит, только для выпуска придется брать этот класс еще раз (и платить за него в полном объеме).

Еще интересно то, что нет общего расписания для какой-то одной группы; все учатся, с кем попало. На моих классах есть и студенты постарше со степенями, а есть и 19-летние ребятки, которые еще только вышли из школы и пришли получить базовый двухгодичный диплом. Комплект студентов на суть класса никак не влияет. Лично мне кажется, что это по-дурацки как-то. Как у меня может быть с 19-летними детьми один ритм обучения? Но тут каждый сам отвечает для себя на этот вопрос. Меня не особо напрягает, на самом деле, потому что есть много свободного времени для взрослых занятий. :)

Стоимость учебников

Это, пожалуй, самая болезненная тема любого канадского студента. Учебники стоят дорого. Очень дорого. Например, 150 CAD за один учебник (в зависимости от предмета). Поэтому все любят покупать б/у. С этим пытаются бороться, постоянно издавая новые версии. Но чаще всего все же схема работает. Я купила оба б/у, один за 50CAD, второй за 70CAD. Третий, который на планшете, мне достался в электронной версии в подарок от единственной русской одногруппницы на этом классе (это большое везение).

Справедливости ради надо сказать, что учебники объемные, красивые и познавательные. Но это не сильно успокаивает кого-либо, на самом деле.

Вот такие дела. Все дорого, получается. Но по всяким-разным причинам в этом всем есть смысл. Поэтому если вы подумываете поехать учиться, но сомневаетесь, то я, конечно, рекомендую. Как минимум, интересно со всем этим сталкиваться впервые. Мне кажется, опыт стоит дороже всех этих денег. А возможности, которые этот опыт открывает, тем более.

Если вам еще что-то интересно по этой теме, то пишите в комментариях. Я буду рада, если смогу ответить и помочь. Или можно в почту lifegoeswest@gmail.com

--

--