Я устала до тебя лететь

Фильм “Аритмия”: почему все проблемы — это ошибка коммуникации

Я посмотрела фильм “Аритмия”, почитала критиков, и у меня ощущение, что никто ничего не понял. Пишут про любовь, которая побеждает всё, про борьбу с эффективным менеджментом, про абсурд, творящийся в стране — не в этом дело.

Фильм ясно показывает, что всё дело в этой нашей душевной немоте, в эмоциональной глухоте, неспособности посмотреть на себя со стороны — и объяснить. Эта немота — специфика культуры, и калечит жизни целым поколениям.

Одну сцену описываю: врачи скорой приезжают на вызов и видят, что нужна срочная госпитализация. А дочь умирающей — двинутая сектантка и не даёт унести мать в машину. Врач общается с ней сначала резко, потом грубо, потом отталкивает и грозит дать в табло. Зрители в этот момент целиком на стороне героя и готовы сами ей вмазать, если дёрнется.

В следующей сцене врач скорой отчитывается перед начальником: двинутая накатала на бригаду жалобу, полную вранья, преувеличений и оскорблённых чувств верующих. Мы знаем, как было на самом деле, и ждём, что герой всё объяснит и справедливость будет восстановлена. Но единственное его объяснение звучит вот как: “Так… надо было”.

Даже такую ясную ситуацию герой сам решить не может — а ему ещё общаться с начальником и пациентами, ему ещё удерживать жену от развода. Он простой парень, как миллионы других, он не обучен ораторским трюкам, в отличие от политиков и эффективных менеджеров.

Многовековой культурный багаж говорит герою: если прав, то молчи и терпи, всё образуется.

Проблема этой установки даже не в том, образуется всё или нет. Она в том, что когда мы отказываемся обдумывать и обсуждать свои чувства и намерения, они умирают, как ампутированные конечности. Отличие человека от животного в способности дать вещам имя: а значит, освоить и контролировать. Отказываясь давать имена тому, что происходит внутри нас и наших близких, мы теряем куски собственной души.

“Ты — далёкая галактика, и я устала до тебя лететь” — говорит жена главному герою. Даже будучи привязан к ней до боли прочно, он не имеет ни малейшего понятия о том, что жена думает и чувствует, что её ранит, — и делает это без перерыва. Если бы он мог молча любить, к нему бы не было никаких вопросов — но в немоте и любить-то не получается.

Не получается никого сделать счастливым без непрерывного мыслительного процесса, наблюдения, рефлексии, без достаточного опыта попыток понять и принять другого, его мышление.

Не получится ничего хорошего, если ты эмоционально глух, нем, туп и сознательно игнорируешь “бабьи разговоры” о непрактичных вещах.

Мне не интересна коммуникация как список приемчиков и фразочек для успешной жизни. Коммуникация — это в первую очередь огромная душевная работа, она требует непрерывного развития, непрерывного поиска новых инструментов. Это, если хотите, служение, это бесконечное путешествие в космос, чтобы добраться наконец до чужих галактик — и насколько надо запастись любовью, терпением и живым, деятельным стремлением к правде, чтобы всё это перенести.

Больше контента — в телеграм-канале “Ошибки коммуникации”

--

--

Любовь Тимофеева
Ошибки коммуникации

УГАХА и Миланский Политех. Дизайн, бренды, культура, стратегии, коммуникации. Блог на английском: https://medium.com/@adddramabutton