Подача на постоянный вид на жительство в Варшаве (UPD)

lililoveme
Польша
Published in
11 min readSep 22, 2016

и другие, волнующие многих вопросы

Привет! В этот раз пишет Дима, муж Натали и поляк по отцовской линии ). Как вы знаете, мы с Натали переезжаем Варшаву. У меня есть карта поляка, у Натали — нет. В этом посте я поделюсь опытом оформления некоторых документов и подачи на постоянный вид на жительство (karta stałego pobytu). Таких постов уже достаточно в интернете, например тут (о подаче в Белостоке), тут (о подаче в Люблине), и тут (среди кучи мусора можно отыскать о разных городах). Мой пост отличается тем, что это свежачок (сентябрь, 2016) и подача происходит в Варшаве, об очередях в которой ходят легенды :). Я постараюсь рассказать во всех мелочах и деталях, которые только помню, и которые меня беспокоили, но уверенного ответа на которые найти мне не удалось.

Изменения в закон о карте поляка

Со 2 сентября 2016 года вступили изменения в закон о карте поляка. Меня в них интересовало пока одно изменение, о том, что платить за подачу на постоянный вид на жительство не нужно. А на сайте Мазовецкого воеводства вы можете прочитать целый FAQ об этих изменениях. Больше об этом я ничего писать не буду.

Запись на подачу

Во всех воеводствах процедура записи на подачу документов ведется по-разному. Во Вроцлаве можно записаться на сайте ужонда (или посмотреть свободные даты, на которые можно записаться 😉), в Белостоке и Люблине все по живой очереди), а в Варшаве — нужно записаться по телефону или электронной почте. В конце июня, в воскресенье, когда мы были во Вроцлаве на вебинаре Google: Womens in Digital, я написал письмо на wniosek@mazowieckie.pl.

Dzień dobry szanowni Państwo.

Nazywam się Dmitry Buko. Chciałbym się umówić w sprawie wydania zezwolenia na pobyt stały. Jestem obywatelem Białorusi i posiadam ważną Kartę Polaka. Oczywiście, mam dokumenty potwierdzające zamiar pozostania w Polsce na stałe. Chciałbym zapisać się na datę w okresie 10.09.2016–01.10.2016, bo będę w Warszawie w tym czasie. Dane potrzebne do zapisu:

Imię i nazwisko: DMITRY BUKO

Nr dokumentu podróży: ***(paszport)

Data zakończenia legalnego pobytu w Polsce: *** (na podstawie ważnej wizy)

Mój numer telefonu: ***. Proszę zadzwonić w poniedziałek lub we wtorek (27–06–28–06).

Z poważaniem, Dmitry Buko.

Мне перезвонили утром в понедельник и спросили, подойдет ли мне 20 сентября для подачи. Я подтвердил и попросил выслать мне адрес и время на почту. Через полчаса я получил письмо:

Został Pan zapisany na 20.09.2016 r., godz. 10:40, lista nr 1. Ul. Marszałkowska 3/5, parter, pok. 10–11.

На форумах ходят легенды об огромных очередях на запись. Об этих очередях я ничего не знаю, т.к. записался заранее, за 2 с половиной месяца до подачи в желаемый диапазон. Сейчас, насколько мне известно, запись также идёт на 2–3 месяца вперёд, но лучше никому не верить и выяснять самому 💀. Во Вроцлаве тоже говорили об очередях, но на сайте были свободные места “прямо сейчас”.

Документы, необходимые для подачи

Список документов, необходимых для подачи в Варшаве, находится здесь. В моем случае это:

1) 3 заполненные анкеты,

2) 2 копии паспорта (само собой, оригинал иметь при подаче),

3) копия карты поляка (с оригиналом при подаче),

4) 4 фотографии 45х35,

5) и абстрактные «документы, подтверждающие намерения остаться в Польше».

Я пройдусь по всем пунктам, по-порядку, чтобы не забыть о мелочах.

3 заполненные анкеты

На этой странице, внизу, есть шаблон анкеты, которую нужно заполнить. Вот здесь, есть образец заполнения из одной из статей. Скажем спасибо, её автору 👍. Почему-то, я нигде не встречал ссылок на этот прекрасный сервис, где можно заполнить анкету онлайн, сервис генерит анкету и не нужно мучаться с клеточками в ворде 😈.

В этой анкете ничего особенного, кроме…

  1. Пребывание вне территории Польши за последние пять лет

В пункте до этого, вы укажете свои поездки в Польшу с номерами виз, по которым ездили. Здесь же вы должны указать когда вы не были в Польше. Однодневные поездки в Вильнюс, трансферы и т.д., т.е. всё, что можно проверить, придется здесь расшифровать по штампам в паспорте или вспомнить. Не могу сказать, что я прямо очень много ездил за последние пять лет, но на восстановление истории своих поездок у меня ушел почти целый день, а отведенную под это графу пришлось увеличить вдвое.

2. Документ, на основании которого вы сейчас въехали в Польшу

Наверное, 90% въезжают по национальной визе и ни у кого не возникает вопроса. У меня же был вопрос, т.к. виза другая. В интернете можно найти информацию, что тип визы в данном случае не имеет никакого значения, важно только, чтобы вы легально въезжали. Это так, у меня сейчас годовая шенгенская виза типа C на 90 дней пребывания, выданная визовым центром Литвы. Т.к. карту поляка я получил недавно. Вопросов из-за этого при подаче не возникло.

3. Мотивация

Это, конечно, индивидуальное дело. Думаю, что имеет смысл писать здесь то, чем вы действительно собираетесь заниматься в Польше :). Я писал, что имею карту поляка, снял квартиру на год и прописался в этой квартире, записан на курсы польского языка и начинаю учиться с октября и имею средства на жизнь. Само собой, каждое предложение из мотивации должны подтверждать какие-то документы.

Posiadam ważną Kartę Polaka (wydana Konsulem RP w Mińsku, ważną do *** roku). Mam polskie pochodzenie po linii ojca. Zamierzam osiedlić się na stałe. Mam już wynajęty lokal mieszkalny (umowa najmu na 1 rok, do ***) w którym zameldował się na pobyt czasowy do ***. Również został przyjęty na stacjonarny kurs języka polskiego realizowany przez placówkę kształcenia ustawicznego Polski Instytut Językowy (zarejestrowaną w ewidencji szkół i placówek niepublicznych prowadzonej przez Fundację Rozwoju “Oprócz Granic”). Rozpoczynam zajęcia z dnia *** roku. Mam konto w banku *** i posiadam środki finansowe na pokrycie kosztów życia.

Анкету я распечатал в 3-х экземплярах. 15 страниц каждый, в итоге получается нормальный диплом по объему 💪💪💪.

2 копии паспорта

Здесь ничего такого :). Я сделал две полных копии паспорта, вместе с пустыми страницами. По два разворота на лист. Как делать правильно, понятия не имею. Эти копии пронумеровала девушка, принимающая документы, написала количество листов и поставила печать. Таня, когда-то посоветовала нам фирму с дешевой круглосуточной ксерокопией в Варшаве, которую открыли студенты. Эту фирму я советую и вам. Хотя в Варшаве нет проблем с распечаткой 😂, это скорее для очень организованных гиков.

Копия карты и фотографии

Понятное дело, что карту нужно отксерить с двух сторон. А фотографии такие же, как при подаче на визу. Требования к фотографиям описаны здесь. Недавно, Натали фоткалась на визу и её попросили показать уши 👂👂👂. Она спросила “Чтооо?”. А ей еще раз: “Покажите уши. Это требуют в польском посольстве.” Т.е. речь шла о распущенных волосах, которые нужно было убрать с ушей :). Не знаю, есть ли действительно такое требование, но мы нормально поржали 😂.

Документы, подтверждающие намерения

Мы сняли квартиру, договор заключили на один год. Копия этого договора — первый документ, подтверждающий наши намерения.

Я временно прописался (zameldował sie) в этой квартире и взял подтверждение прописки (оно платное и стоит 17 zl). О ней чуть позже. Это второй документ.

Я не устраивался на работу в Польше и не открывал здесь фирму или ИП. Если вы планируете сделать что-то из этого, то соответсвующие справки будут вашими документами.

Учеба тоже подойдет. Мы с Натали записались на курсы польского здесь. Стоимость 600 zl за триместр. Здесь у меня был небольшой факап при подаче. Я записался и оплатил только первый триместр, который закончится в декабре. В документах, конечно же, была эта дата. Когда смотрели мои документы мне сразу сказали, что документов будет недостаточно, т.к. срок рассмотрения моей заявки до 13.01.2017. Т.е. я по документам уже закончу учиться до этой даты и неясно, что я собираюсь делать дальше. Я планировал учиться и дальше, но оплатил только первый триместр, поэтому предложил оплатить второй и принести документы об этом. Тогда мне предложили записаться на подачу недостающих документов (это уже можно сделать просто на сайте) либо принести сегодня же до 15:00. Я принес сегодня же, в очереди не стоял и просто оставил документы той же девушке, которая принимала у меня пакет. По учебе я прикладывал свидетельство о принятии на курс (zaświadczenie…), договор на обучение и чеки, подтверждающие оплату курса.

Как вы могли понять из написанного, вряд ли получится податься вообще без каких-либо документов о том, что вы будете делать, либо, например, просто с договором на аренду квартиры. Скажут, что мало и попросят донести. Хотя мало ли, наверное, смотря, что вы напишите в своей мотивации :).

Также я прикладывал выписку из банка о наличии денежных средств на счету. Этого нет в требованиях, это я так вот решил, что нужно приложить.

Прописка

Натали уже писала в прошлом посте о том, что чтобы сделать прописку нужно просто с договором на аренду квартиры прийти в районный ужонд. В нашем случае это ужонд на Мокотове. Для того, чтобы прописаться не нужно присутствие хозяина, нужен только паспорт и договор аренды. Хозяин нужен в том случае, если договора аренды у вас нет и он вас пропишет просто так :). Прописывают либо на срок действия визы, либо на срок договора аренды, на тот, который у вас дольше. Процедура простая и быстрая, бесплатная. 17 zl стоит свидетельство, о том, что вас прописали.

На этой простой и быстрой процедуре у нас был нормальный замес ). Я заполнил анкету, взял билетик, все шло хорошо ) Сначала при подаче документов выяснилось, что в договоре вместо срока аренды с 2016 до 2017 была опечатка и стоял срок аренды 2016–2016. Т.е. фигня это, а не договор ). Спросив, поможет ли приезд хозяина, я позвонил хозяину (вернее его представителю). Повезло, он как раз был недалеко и приехал минут через 30 🏎🏎. Вместе с ним мы взяли билетик и нас развернули, потому что у него не было доверенности с собой ). Он сгонял за доверенностью 🏎🏎 и через полчаса я получил это заветное свидетельство. Прописавшись, я начал получать PESEL.

Получение PESEL

Из всех инструкций и сайта ужонда предполагалось, что для получения номера нужны только паспорт, копия паспорта и визы и заполненная анкета. Шаблон можно скачать здесь. Для получения номера нужно быть прописанным. С 2015 года в анкете есть обязательное поле “Podstawa prawna”, которое вызывает определенные вопросы. Я использовал вариант с ePuap, т.е. писал:

Paragraf 4 ust. 4, pagaraf 8 ust. 1 — rozporządzenie ministra administracji i cyfryzacji z dnia 5 czerwca 2014 r. W sprawie zasad potwierdzania, przedłużania ważności, unieważniania oraz wykorzystania profilu zaufanego elektronicznej platformy usług administracji publicznej.

Само собой, предварительно зарегистрировавшись на сайте epuap.gov.pl. В справке ужонда улыбнулись, прочитав этот абзац и сказали, что все хорошо, но вот только для подачи необходимо иметь еще свидетельство о рождении, переведенное присяжным переводчиком на польский язык. Этого нет ни на сайтах, ни в рекомендациях, но меня никто не стал слушать, заявив, что без этого документы не возьмут.

UPD. Через несколько месяцев мы делали PESEL для Натали, и писали уже другую причину. С ней было меньше вопросов при подаче, но PESEL не выдали и пришлось делать снова, как описано выше.

Art. 16 ustawy z dnia 24 wrzesnia 2010 r o ewidencji ludnosci.

Перевод свидетельства о рождении присяжным переводчиком стоил 40 zl. Обзвонив десяток переводчиков с русского языка на польский я узнал, что:

  1. цены у всех разные,
  2. сроки у всех от одного дня. Т.е. максимальная скорость перевода — на следующий день. И при этом могут попросить двойную ставку за эту скорость :).
  3. в Варшаве дофига присяжных переводчиков из Украины ).

Я попросил себе сделать два оригинала перевода, ещё пригодится в будущем. На цену это не повлияло. Скрытую рекламу присяжного переводчика смотрите на следующей фотке 😂.

Прийдя в ужонд с переводом, сделав его копию и подав документы на проверку прямо в окно справки, девушка опять улыбнулась, читая поле podstawa и позвала коллегу, которая принимала документы. Та, попросила оригинал перевода вместо копии, скривила недовольную мину, прочитав заветное поле и сказала оставлять документы. Мне предложили забрать номер лично или прислать почтой. Еще его можно на электронную почту попросить прислать. Я попросил почтой. Я подавался в среду, а в следующий вторник мне уже пришло подтверждение письмом о выдаче номера. При подаче на вид, у меня ещё не было номера и в анкете я ставил прочерк. Необязательно иметь PESEL для подачи.

UPD, 28 сентября

Я обратился в ужонд с вопросом, необходимо ли подавать им свидетельство о присвоении PESEL после того, как я уже подал документы на вид. Ответ: необязательно, только при желании, чтобы PESEL был указан в будущей карте.

Процесс подачи документов

Прийдя в ужонд за полчаса до назначенного времени, я обратился в инфодеск на входе. Меня просто послали рукой в 10–11 кабинет, на это не стоило тратить время 😀. Прийдя к 10 кабинету я увидел комнату с прозрачной стеной, на которой висели списки (listy) с номерами. В каждом списке было примерно по 10 человек, привязанных ко времени и обозначено время перерыва. Порадовал также дизайн этих списков (это я не шучу )). Своего списка Nr. 1, в котором говорилось в письме я на стенах не нашел и спросил “Как так?” у первой вышедшей из кабинета девушки, вызывавшей кого-то по фамилии. Она мне сказала просто посмотреть на стене следующего кабинета ).

“Опоздал на 10 минут? Пока-пока!” (вольный перевод надписи на двери)

Там я был ). Я провел 20 минут в компании с ребятами из Китая, чернокожим парнем и какими-то ребятами без явных признаков национальной принадлежности 👦👦🏿👳🏽👶. В кабинете сидит несколько сотрудников, каждый из которых ведет свой список. Девушка, которая вела мой список выбивалась из графика и выпустила предыдущих ребят на 20 минут позже, чем планировалось.

Далее она начала рассматривать по-порядку мои документы, начиная с паспорта, нумеруя все страницы и визируя печатью, что копия верна. Такую процедуру она сделала со всеми документами, копии которых подавались.

Далее она изучила визу, по которой я въехал и посчитала количество дней, которые были уже использованы по этой визе.

Изучив все документы и дойдя до свидетельства о курсах, она позвонила кому-то по телефону и спросила, можно ли подавать такой комплект (речь шла о том, что курс заканчивается раньше, чем дата выдача решении по виду на жительство). Поговорив по телефону, она сказала, что этого будет недостаточно. Проблему, на которую она указала, я уже описывал выше. Я предложил донести документы на следующий семестр сегодня же. Она сказала ОК.

У меня была открыта национальная польская виза D “в стык” после моей шенгенской, т.е. по визе я мог находится в Польше еще больше года. Поэтому она предложила мне не ставить штамп о подаче документов на вид. Я попросил поставить, она поставила и ушла на обед. А я ушел в школу оплачивать второй семестр курсов и получать об этом документы. Через час я донёс документы, не ожидая в очереди 😎.

Услуги по доставке почты

Получив первое извещение с почты о том, что мне пришла przesyłka polecona, я узнал об услуге, которая заключается в том, что если никого не было дома, то отправление бросят в почтовый ящик (если оно, конечно, влазит :) и пришлют нотификейшн на мейл или смску. Эта услуга оформляется на сайте почты. Я оформил, но ничего еще не получал, поэтому пока это всё, что могу рассказать :).

UPD. Услуга работает хорошо. Когда тебе приходит отправление, его просто засовывают в ящик и присылают смс-ку. Если в ящик не влезло, то тоже присылают смс-ку.

Вот и все. Возможно, читая этот пост у вас возникла мысль: “О! Спрошу-ка я у Димы совета, как мне быть и что делать, ведь у меня тоже 🤔…”. Лучше спросите у кого-нибудь компетентного, написал всё, что знаю 😀😇.

UPD. Прошло три месяца и на сайте изменился изменился статус. Появилась надпись, что решение принято. Ещё через несколько дней я получил смс-ку о том, куда и когда приходить её забирать. За выдачу карты нужно было оплатить 50 zl, затем расписаться в нескольких бумагах и забрать карту вместе с решением. Итого, из часто-задаваемых вопросов: никто не приходит, ничего не проверяет, на почту ничего не приходит.

--

--

lililoveme
Польша

Шок, вкусняхи, гламурьё, скандалы