Тысячи глаз: как беспилотники и смартфоны меняют онлайн-журналистику

Новый класс инструментов в онлайн-журналистике — технологические источники контента.

В этом материале кратко описаны технологические платформы, которые уже доступны редакциям и/или будут доступны в полной мере в обозримом будущем.

ДРОНЫ (DRONE JOURNALISM)

Квадрокоптер Phantom с камерой GoPro, Kevin Baird

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА), оснащенный видеокамерой, позволяет снимать объекты и события под «уникальным» углом.

В России известный блогер Илья Варламов с помощью беспилотника снял разрушенный застройщиком дом Прошиных, образец московского модерна, и инициировал расследование инцидента мэрией. История закончилась наказанием собственника здания.

Это удачный пример «журналистики с беспилотника», который подхватили крупные ресурсы. Например, проект Недвижимость Mail.Ru отснял ряд материалов с нетривиальным взглядом на Москву.

Съемка на октокоптер DJI Spreading Wings S1000, Монумент Победы на Поклонной горе. Москва, 2015, Недвижимость Mail.Ru

За рубежом стрингеры по достоинству оценили технологию: теракты, массовые беспорядки и чрезвычайные происшествия активно освещаются с использованием дронов — журналисту не нужно прорываться через оцепление силовиков.

Занимательный факт: в 1994 году во время своей свадьбы Билл Гейтс, чтобы оградиться от внимания папарацци, снял все номера в отеле и зарезервировал все доступные автомобили и самолеты на гавайском острове Ланаи, где проходило мероприятие. Сегодня ему это вряд ли помогло бы.

Здесь стоит упомянуть законодательные и этические нормы. Статус беспилотников остается неопределенным: местами их использовать можно, местами нет. Ожидается, что регуляция придет с распространением технологии, и есть надежда, что это не будет типичный запрет на все кроме военных, спасательных и правоохранительных целей.

Перерисованный график с сайта DroneJournalism.org

НОСИМЫЕ УСТРОЙСТВА
(WEARABLE JOURNALISM)

Камера GoPro, Amsterdamized

Основа — это мобильный телефон или другое носимое устройство (камеры GoPro и им подобные, вплоть до устройств типа Google Glass — будет же когда-то новая их инкарнация), с помощью которого можно снять фото, видео или просто отправить текстовое сообщение о происшествии.

О значимости мобильных (носимых) средств как технологической платформы свидетельствует приведенный ниже график. На нем изображены продажи фото/видеокамер год от года, а желтым обозначены смартфоны. За последние 10 лет рост феноменальный:

График производства фотокамер в 1933–2014 годах. Источник: http://bit.ly/1FHr8bh

Для редакций это означает следующее: обладатель смартфона становится стрингером, а его профили в соцсетях, видеохостингах или приложениях для стриминга — безбрежными источниками контента.

Монреальский полицейский с камерой GoPro на шлеме во время собрания в память жертв полицейского насилия. Май 2014, blogocram

Так выглядели материалы агрегатора Новости Mail.Ru до активного использования пользовательского контента из соцсетей:

Читателям скучно!

А вот как этот же материал выглядит с «обвесом» — UGC, собранным и подключенным к материалу:

В дополнение к эмбедам из социальных сетей, которые стали уже каноничными в «новых медиа», появились приложения для видеостримингаPeriscope и Meerkat, открывающие широкие возможности для онлайн-трансляций с места событий.

В перспективе, научившись сводить и режиссировать потоки, транслируемые из десятков или сотен смартфонов, можно устраивать трансляции, не уступающие по качеству телевизионным, и даже значительно превосходящие их в оперативности и количестве точек обзора.

Съемка с камеры GoPro, закрепленной на моноподе. Нью-Йорк, 2014, Anthony Quintano

Но вернемся к носимым устройствам.

В январе 2014 года Всеволод Пуля, рассматривая «изменения медийного ландшафта», писал:

1 ноября увидел свет первый коммерческий образец фотокамеры Memoto Narrative. От сотен тысяч моделей других камер ее отличает предполагаемый способ использования: камера должна крепиться к вашей одежде и делать автоматические снимки через каждую минуту. Важный момент: все снимки в обязательном порядке геотегируются, то есть привязываются к местности, так что при желании можно будет восстановить любой маршрут по опорным точкам.

Хотите прожить день актера? День доктора? День водителя? А за знаменитостями журналисты сами будут бегать, предлагая повесить на них камеру всего на один день.

Камера теперь называется Narrative Clip, и в этом году в продаже появится вторая ее версия. Будущее новой репортажной журналистики стало ближе.

Нательные камеры становятся стандартом для полиции США, и в перспективе это может стать мировой практикой для правоохранителей. Подобная инициатива уже предпринята на Украине.

Насколько открытыми для общества и журналиста будут эти данные — пока неясно, но периодические хакерские взломы и последующие «сливы информации» позволяют надеяться, что СМИ все же смогут их использовать.

И не забываем про видеорегистраторы и даже камеры дворового наблюдения: снятые ими кадры могут стать основой для материала или краеугольным кадром журналистского расследования.

Выводы

Объем контента, созданного при помощи перечисленных инструментов, растет с каждым днем: очевидцы событий «вооружены» смартфонами, многие автомобили оснащены видеорегистраторами, ни одно значимое событие не проходит без висящего над головой дрона.

Остается одна проблема — находить действительно полезную информацию среди сонма бессодержательных фото- и видеоматериалов в сети.

Об оперативных способах раздобыть качественный «обвес» мы расскажем в продолжении этого материала.

Больше о медиа, форматах, подаче и распространении контента, инструментах и аналитике — в нашей группе на Facebook.

Подготовили Богдана Серебриян, Сергей Паранько, Мика Стецовский и Оля Сидорова.

--

--