Випассана — как она есть

Zhassulan Abishev
Путешествие в Мьянму
11 min readApr 21, 2015

--

Личный опыт. Часть 3

Заключение

Почему випассана?

Впервые о випассане я услышал год назад, когда начал практиковать самадхи (медитацию сосредоточения). Я самостоятельно начал искать информацию в интернете и изучил теоретическую базу учения Будды и технологии которые применяются в данной практике. Меня привлекло то, что в основе випассаны заложены рационально-логические методы и инструменты (причинно-следственная связь; эмпирический опыт; работа с реальными человеческими процессами и объектами, такие как, дыхание и ощущение, никакой визуализации и вербализации).

Само учение Будды, так как его трактует випассана, практически не содержит в себе элементов слепого поклонения, совершения ненужных обрядов и ритуалов (за исключением некоторых деталей, читайте ниже в разделе “Критика”). Учение имеет твёрдую логическую основу и с помощью научных методов объясняет устройства ума и его естественные процессы. Всё вышеперечисленное стало причиной выбора данной техники.

Каковы были ожидания и что получил в итоге?

Что я ожидал от випассаны:

  • випассана работоспособная и эффективная техника.
  • в ней не используется мистические и религиозно-культовые обряды.
  • развивает более продолжительную концентрацию.
  • способствует погружению на более глубокий уровень ума.
  • даёт возможность пережить на опыте истинную реальность (можно это назвать просветление) в рамках своего тела (я был в предвкушении, так как не испытывал этого ранее и не до конца понимал что это такое).
  • указывает на причины страданий.
  • очищает тело и ум от загрязнений.
  • соединяет с истинным Я.
  • способствует достижению состояния чистого бытия и соприкосновению с Источником-Богом.

Результаты которые я получил в итоге:

  • на данный момент, могу сказать, что техника работает, а результаты превзошли ожидания.
  • практикуя анапана-сати (осознанное дыхание), моя концентрация стала более продолжительнее.
  • за счёт продолжительной концентрации, я стал больше пребывать в осознанном состоянии (что означает находиться в настоящем моменте).
  • вторую половину курса мой ум стал очень чувствительным и настолько острым, что почти всё время был в осознанном состоянии (за исключением последних ночей, когда я спал по два-три часа, в это время ум был в минимальном сознательном состоянии).
  • пребывая наедине с собой в осознанном состоянии, я обнаружил, что не наблюдаю какой-либо активности эго.
  • из-за появившейся бессонницы, я научился осознанно отдыхать (когда тело спит, а ум наблюдает).
  • я действительно смог опуститься на очень глубокие уровни ума, пережить и ощутить тончайшие образования и вибрации, о которых знал только в теории.
  • сидячая поза адхитхана (не шевелясь) очень быстро позволяет достичь состояния упекха (невозмутимости). Ранее практикуя самадхи мне было очень сложно достичь этого состояния.
  • я осознал, что реагирование ума на ощущения приводит к последствиям. Пример: ощущая грубые и плотные образования в области спины, я испытывал к ним отвращение, после чего боль в этой области усиливалась (реагируя отвращением на эти образования, они умножались).
  • я обнаружил и осознал наличие старого поведения ума. Это поведение, по умолчанию, реагирует на возникающие ощущения, в следствии чего порождает обусловленности, в виде влечения и отвращения.
  • новый шаблон поведения ума позволяет видеть и чувствовать мир на тонком уровне (сознание расширяется, органы чувств обостряются, чуткое ощущение связи с внешним миром).
  • работа внутреннего наблюдателя привела к чёткому разотождествлению ума и тела, старого поведения ума и возникающего нового, процессов ума которые имеют восприятия объектов внешнего мира и реагирование на них.
  • осознание того, что дуальность приводит к единству (посредством разотождествления, обретается освобождение от влияния иллюзорной жизни, и выхода за пределы дуального ума к Чистому Сознанию).
  • всё вышеперечисленное и есть переживание истинной реальности и природы бытия (в рамках физиологического тела)
  • я ощутил всю пользу раннего подъема, лёгкой вегетарианской пищи и обета благородного молчания.
  • полное соединение с настоящим Я.
  • благодаря диете и режиму дня, организм очистился, более того, после курса я до сих пор не ем мясо — не хочется. Насколько ум очистился покажет время, но уже чувствую в себе изменения.
  • практикуя метта медитацию, я чувствую как радость и любовь, которые я генерирую, идут из глубин настоящего Я.

Критика:

  1. Випассана одна из техник, где меньше всего проявляются элементы религиозного культа и мистицизма, но кое-что я засвидетельствовал. В основном это буддистские формальности:
  • принятие прибежища Три-Ратна “тройной драгоценности” (Будды, Дхаммы, Сангхи) — важный буддистский ритуал. Это принятие должно полностью осознаваться студентом на индивидуальном уровне, с пониманием сути. Вместо того, чтобы разъяснять студентам смысл этой процедуры, С.Н.Гоенка проводит ритуал в виде распевания на языке пали (больше похоже на низко-частотное гудение).
  • также проходит ритуал в виде распевания обета, просьбы обучить технике медитации. Гоенка объясняет это тем, что у языка пали “хорошие вибрации”. В начале это кажется необычным и вызывает дискомфорт, но с каждой сессией это гудение становится привычным и превращается в ритуал.
  • ритуальное пение Садху Садху Садху в конце почти каждой медитации.
  • поклонение учителю перед каждой сессией, образам Будды и монахам. В основном это делают местные бирманцы, (последователи буддизма Тхеревада), но соблюдая ситуационный этикет, иностранцы тоже выполняют этот обряд.
образы Будды на территории центра

2. Випассана преподносится, как истинный путь к освобождению, которая способна изменить слои подсознания. Все остальные практики и философии описываются, как неполные игры ума. Благодаря особенному значению невозмутимого наблюдения за телесными ощущениями другие техники рассматриваются, как способные затронуть лишь верхние слои сознания.

3. Любая физическая активность, помимо простых прогулок, не рекомендуется. Объясняется это тем, что на территории нет подходящих условий. Хотя на самом деле центр располагает минимальными условиями для занятий йогой, зарядкой и даже пробежкой.

4. С точки зрения психологии, випассана использует методы диссоциации, механизмы психологической защиты, когда медитирующий становится независимым наблюдателем феномена, а не вовлечённой в процесс стороной. Иногда попытки стать сторонним наблюдателем в повседневной жизни могут понизить способности человека реагировать на события внешнего мира. Это может также привести к временному отключению от реальности и диссоциативным расстройствам. Полная диссоциация, это не осознанность, а расстройство психики — изменённое состояние сознания, когда тело воспринимается отделённым от ума. Поэтому важно сохранять адекватную осознанность и придерживаться серединного пути, не впадая в крайности.

“В психоанализе вы пытаетесь вновь вызвать в сознание прошлые события, оказавшие сильное влияние в обусловливании ума. С другой стороны, випассана приведет медитирующего к глубочайшему уровню ума, где в действительности начинается обусловливание. В каждом случае, который мы могли бы пытаться припомнить, применяя психоанализ, также было зарегистрировано какое-то ощущение на физическом уровне. Наблюдая с невозмутимостью физические ощущения во всем теле, медитирующий не мешает возникать и пропадать бесчисленным слоям обусловленности. Он имеет дело с обусловленностью в самих ее корнях и может легко и быстро освободиться от нее.”

С.Н.Гоенка

Что говорят о випассане другие участники?

Денис Диоп, Германия

В первую очередь я очень рад что прошел этот курс. Я приехал сюда без каких-либо ожиданий, поэтому я и не разочарован. Хотелось отвлечься и передохнуть от суеты повседневной жизни, научиться концентрации и технике осознанного дыхания. Конечно, было не легко сидеть часами напролёт в одной позе, но в любом случае, я был вознагражден за свои старания и получил в некотором смысле направление, куда мне стоит двигаться дальше.”

Мью Анг, Мьянма

“В общей сложности я прошел 10 курсов медитации випассана. Это второй раз как я прохожу випассану тут. Прежде чем приехать сюда я постоянно испытывал жажду влечения, но сейчас я чувствую себя более свободным. Уровень влечения становится всё меньше и меньше, чувствую себя всё свободнее и свободнее, но не до конца, возможно на одну треть или на одну четвертую часть. Во время медитации я наблюдал за многими вещами и принял тот факт, что всё непостоянно и не имеет никакого значения. Реально лишь возрастающие мир и спокойствие в уме, но это еще не финиш!”

Карэн Барнетт, Нью-Йорк

“Это было как на американских горках, вверх, вниз. Первое время было сложно сфокусировать внимание. Главным достижением на курсе было то, что я обнаружила “плохую медитацию”, которую я практиковала до курса, и “хорошую”, которую я начала отрабатывать тут, и наличие связи между ними. Если хороший опыт медитации привел к осознанию наличия “плохой медитации”, значит это ведёт к хорошему опыту, что является правильным направлением. Опыт был очень полезным. В повседневной жизни нам приходится сталкиваться с разными трудностями, и осознавание своих действий приведёт к положительным изменениям. Сейчас я чувствую себя как-будто я под воздействием наркотиков и мне очень хорошо!”

Ту Сейда, Мьянма

“Я начала искать Истину с раннего возраста, так как всё моё окружение, культура и традиции способствовали этому. Меня отдали в монастырь, где достопочтенные учителя монахи обучали меня буддизму традиции Тхеревада, но в данный момент я являюсь монахиней при монастыре “Атрибуты Истины”, где основой учения является Восьмеричный Благородный Путь. Весь мой прошлый опыт привёл меня к этому моменту, когда объединяются теория и практика и даёт результат моего прогресса в целом. Я считаю, что в этом есть преимущество. Освобождение от страданий очень сложная работа. На самом деле настоящий экзамен человек проходит, сталкиваясь с трудностями в обычной жизни, тут же созданы идеальные условия для очищения. Во время медитации мои старые санкары всплывают на поверхность в виде растения, в то же время возникшая интуитивная мудрость замечает это и осознаёт. Таким образом у растения нет шансов выжить. Нам необходимо учиться жить в осознанном моменте, где мы сможем в корне предотвращать возникновение причин страданий.”

Питер Бос, Голландия

“Я ехал сюда без ожиданий, но однозначно в випассане что-то есть. Первые два дня было сложно сконцентрироваться, ум постоянно блуждал. Но в середине курса всё, о чем они говорят, действительно происходило со мной: все эти ощущения, наблюдения за ними. Это однозначно был хороший опыт, пока сложно сказать насколько это повлияло на меня, время покажет.”

Нан Нуэ, Мьянма

“Я прохожу курс уже 17-й раз, с каждым разом убеждаюсь в том, что освободиться от страданий до конца невозможно, так как очищение это процесс. Загрязнения появляются в нас постоянно, мы можем только очищать себя путем регулярной практики. В этот раз программа была очень интенсивной и полезной, было больше медитаций. Сейчас я чувствую себя счастливым и очищенным.”

Фрэнк Ломбос, Шотландия

“Я прохожу курс во второй раз, но этот курс был интенсивней и намного серьезней. Больше дисциплины как в армии. Бирманцы говорят, что этот центр самый лучший и эффективный. Первые три дня я успокаивал ум и работал над концентрацией. В последние дни, сканируя тело, я наблюдал за тонкими ощущениями и грубыми образованиями, развивая невозмутимость. На предыдущем курсе мы комбинировали пассивную работу с телом с активной: практиковали медитацию при ходьбе. Тут мы на 10-й день практиковали новую технику мета-бхавана, применяли вербализацию и распевание, медитируя на позитивизм и теплые чувства. В любом случае два курса были для меня полезны, хотя тут он более полноценный. Всё это я делаю для того, чтобы лучше познать себя, расти духовно, стать человеком и прожить более качественную жизнь.”

Йе Лин Тут, Янгон, Мьянма

“Очень сложно сказать о результатах после посещения 10-ти дневного курса, но точно скажу что посетив один раз, вы ничего не потеряете, а наоборот приобретёте. Я думаю что самое важное что можно унести с собой с курса, это дхамма (учение Будды). В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с эмоциональными проблемами и випассана учит нас как решать их. Десяти дней не достаточно, необходимо практиковать постоянно, дважды в день. Я прошел 25 десятидневных курсов в течении 20-ти лет, но до сих пор мои старые глубокие санкары, привычки всплывают на поверхность во время медитаций. Иногда в обычной жизни я забываю о невозмутимости и реагирую на объекты внешнего мира, поэтому санкары умножаются. Но я продолжаю работать над собой и моя жизнь меняется потихоньку к лучшему. Я рекомендую всем метод С.Н.Гоенки, потому что эту технику могут практиковать не только монахи, но и обычные люди, которые тоже хотят быть счастливыми! Будьте счастливы!”

Постскриптум

Существует мнение, что человек попадает в разные ловушки, практикуя ту или иную технику духовного роста. Одна из них гласит, что все подобные практики на самом деле — бегство от самого себя, некий “духовный” туризм. Другая ловушка заключается в следующем: всё хорошое, что с тобой происходит — это заслуга той практики которую ты используешь, а всё плохое причисляется к неправильному исполнению этой практики.

Настоящее бегство от самого себя — это наша повседневная жизнь, заполненная заботами, суетой, обязательствами и разной активностью в виде хобби и т.п. Когда я остаюсь наедине с собой, то я встречаюсь с собой, стараюсь быть максимально честным, слушать себя и быть в контакте с собой. И это удаётся мне всё больше и больше. Принимая все свои хочу-не хочу, больно-не больно, нравится-не нравится, я осознаю наличие этого всего (не убегаю от принятия себя, такого, какой я есть). Я на своём опыте убедился в том, что при регулярной усердной практике, медитация (я не говорю только о випассане, а в целом) приносит плоды. Осознанное наблюдение (не только во время медитации, но и в повседневной жизни) ощущений, чувств, мыслей, реакций даёт возможность видеть сам процесс и прогресс частоты их возникновения, что развивает своевременную осознанность. Например, вот такое открытие постигло меня буквально вчера: Еду за рулем, меня подрезает чувак на машине, в этот момент я наблюдаю в себе процесс возникновения неприятного ощущения, наблюдаю не реагируя, но и не подавляю, ощущение проходит, я улыбаюсь от того, что наблюдал за этим процессом и продолжаю ехать дальше. Вспоминаю момент из прошлого (неск. мес. назад): еду за рулем, меня подрезает чувак, я злюсь (в области живота возникает нарастающая агрессия), автоматически бью по клаксону, вырывается слово “козёл”, осознаю пост фактум реагирование, тут же извиняюсь перед ним. Сравнивая два этих события происходит открытие: осознанность в прошлом приходила пост фактум, вчера осознание происходящего было своевременным.

Мысли о том, что происходящее — это заслуга данной практики, конечно возникают, но очень редко. После того, как я узнал механизмы данной техники, я начинаю практиковать и проверять её эффективность. Возникающее “плохое” я вообще не причисляю к тому, что я неправильно использую практику. Происходит - ну происходит, принимаю этот факт, будет уроком. Осознаю, что это всего лишь инструмент, как и психотерапия, только там работа с чувствами, а тут с физическими ощущениями, концентрацией и осознанностью.

Изменения происходят постоянно, вверх-вниз, позитив- негатив, медитация даёт возможность эти изменения выпрямить, уравновесить эти прыгания от крайности к крайности, чтобы без резких скачков, а главное это всё осознать. Это и есть серединный путь — к гармонии, внутреннему покою и миру.

Экзамен который мы каждый день проходим в повседневной жизни — это неизбежное сталкивание с реальностью, как есть: с миром материальных вещей, звуками, вкусами, визуальными объектами, запахами, речью. Сталкиваясь со всем этим, необходимо принимать это всё, как есть, без порождений влечения и отвращения. Ведь всё это приходящее и уходящее.

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Ничто не заменит личный опыт и практику! Пробуйте, убеждайтесь, проверяйте сами на своём и только на своём опыте. Всё, что я знал до курса о випассане не сравнимо с тем, что я непосредственно пережил там.

Читайте подробно про моё путешествие по Мьянме в следующих публикациях

--

--

Zhassulan Abishev
Путешествие в Мьянму

Человек. Философ. Майндфулнес супервайзер и старший, сертифицированный преподаватель MBSR, тренер тренеров, автор интервенции MBTSR в Mindful Academy Solterreno