Чайттийо — Золотой Камень

Самая необычная святыня в Мьянме

В хостеле я встретил Еву из Мадрида - студентку, которая проходила со мной курс випассаны. Оказалось, что она собиралась ехать вечерним автобусом в Чайттийо. Долго не думая, я присоеденился к её путешествию. До отъезда оставался час и мы отправились поужинать.

Горы мусора на улицах Янгона — привычное дело

В 9 вечера мы выехали на автобусе из Янгона. Чтобы добраться до пагоды Чайттийо, которая находится в горах на высоте 1100 м, необходимо сначала доехать до деревни Кинпун. Обычно 190 км пути можно проехать за 6 часов, но нам повезло с водителем, который оказался “гонщиком”. Мы сэкономили 1 час и добрались до места к двум часам ночи. Билет Янгон-Кинпун-Янгон обошёлся мне в 10000 кьят (10$).

30 марта. 4:00 утра. Уже два часа, как мы находимся на местном вокзале Кинпуна и ждём 6-ти часового утреннего грузовика, который отвезёт нас на гору Чайттийо. На вокзале пока малолюдно, всего несколько семей ожидают утреннего рейса вместе с нами.

С маленьким стеснительным монахом

Из-за тряски в автобусе спал всего пару часов, поэтому чувствую себя разбитым и уставшим. Попытки уснуть окзались тщетными. Я взял дневник и начал писать путевые заметки. В это время я ощутил на себе чей-то взгляд, это был маленький монах, которому было всё очень любопытно. Языковой барьер не позволил нам пообщаться, но зато мы сфотографировались. Меня очень поражает искренность, добродушие и простота бирманцев. Не избалованные туристами, они с радостью наслаждаются экзотикой — иностранцами. Они всегда открыты сердцем и готовы помочь в любую минуту. Я сразу вспомнил западные страны, где люди поглощены своими заботами и постоянно куда-то спешат, не замечая мира вокруг.

Утренняя часовая медитация восстановила мои силы, я почувствовал себя свежо и легко.

Дорога до “Золотого Камня” занимает 45 минут вверх в горы по узкому серпантину.

Людей на вокзале стало значительно больше. Нескончаемый поток паломников, в основном бирманцы, ожидали своей посадки. После часовой подготовки наш грузовик наконец выехал. Уже стало светло, поэтому встретить рассвет на горе у нас уже не получится.

Грузовики свободно вмещают 40–50 человек. Стоимость в один конец 3000 кьят (3$)

Дорога в горы пролегала через неописуемые красоты местной природы. Прохладный утренний ветер бил в лицо, солнце вставало. Добравшись до самого верха, открылись красивейшие пейзажи.

От площадки, где мы высадились, до вершины идет пешеходная дорога длиной 3 км, по традиции, её необходимо пройти босиком. Мы попали в самый разгар посещения Чайттийо паломниками — последний месяц бирманского года Табанг (март). Пробираясь через толпы паломников, я натолкнулся на вереницу монахов, которые собирали пожертвования и еду.

Котелок для сбора подаяний называется Патта. Верхняя часть для сбора денег, внутрення для еды, как правило риса.
Мне показалось, что у этого монаха лицо было грустное, а вид опустошённый.

Этот монах стоял на дороге и привлекал внимание людей тем, что периодически бил молоточком по гонгу. Люди проходившие рядом, клали в его корзины подаяния. Его вид натолкнул меня на мысль: счастливы ли монахи?

Пиндабатта — древнейшая буддийская традиция сбора подаяний, основана на буддийском каноне Типитака. Миряне, желающие получить благословение, зная что монахи будут проходить рядом, заранее готовят “пайки” для них. Голодать монахам не приходится, более того, собранной еды бывает слишком много. В таком случае, они раздают её нищим и нуждающимся. По традиции, монахи посвящают свою жизнь учению Будды, полностью отрекаясь от мирской. Мирянам же следует стремиться очистить свою карму в этой жизни, и если повезёт, то в следующей они смогут стать монахами и освободиться от колеса сансары. По факту, я вижу некий дисбаланс: монахи ни в чём не нуждаются благодаря установившимся традициям, в то время, как миряне живут очень бедно. Они слепо верят устоям и готовы отдать последнюю копейку на пожертвования. На это влияют много факторов: образование, государство, сангха и конечно же сами люди, которые выбирают лёгкий путь вместо правильного. Власть имущим такое положение вещей выгодно и удобно. Не смотря на всё это, люди потихоньку начинают меняются .

Мы проголодались и решили позавтракать в ближайшем кафе. Кафе пустовало и только одинокий монах в углу считал собранные пожертвования и хотел расплатиться с официанткой за чай. Та, в свою очередь, ему поклонилась и не приняла от монаха денег. Устроившись возле окна, мы наслаждались утренним пейзажем.

Кофе по-бирмански в горном кафе

Как и во всех святых местах паломничества, нас встретили стражи — леогрифы. Вход на территорию платный 6000 кьят, но наш пропуск опять сработал, и мы зашли бесплатно ☺

Местные носильщики

Пагода Чайттийо окружена всевозможными религиозными сооружениями и местами для ночлега для паломников. Раньше иностранцам было запрещено оставаться на ночь, но с недавних пор новые построенные отели на территории стали принимать иностранных туристов с радостью. Отношение местных к иностранцам очень радует, многие подходят, общаются, стараются чем-то помочь, даже если помощь совсем не нужна☺ Улыбки не слезают с их лиц.

Некоторые подходят и просят с нами сфотографироваться, но на фотографиях их улыбки куда-то исчезают ☺

Главная достопримечательность — пагода Чайттийо или Золотой Камень высотой 5.5 метров находится на вершине гранитного камня, балансирующего на уступе скалы. По легенде, его туда установили два бирманских духа — ната, хотя изначально каменная глыба висела в воздухе, но из-за упадка человеческой морали опустилась. Позже камень обнаружил одинокий монах, хранитель волоса Будды. Он построил пагоду и замуровал там волос, который не даёт камню соскользнуть с уступа.

Говорят, что камень могут раскачать два человека и под раскачиваемым камнем можно протащить верёвку.

Места для поклонения и медитации для мужчин и отдельно для женщин

Воздух наполнен благовониями и парящими частичками сусального золота. Звон колокольчиков и гонг колоколов переплетается с гудением мантр медитирующих. Вокруг предприимчивые бирманцы торгуют религиозной атрибутикой и пластинами золота. Оклеить святое место золотом — верный способ очистить свою карму.

Старая традиционная религия в натов — духов (анимизм) передавалась из поколения в поколение из уст в уста. Культурный код глубоко оседал в подсознании людей не только на индивидуальном уровне, но и на коллективном. Соблюдение ритуалов стало важнейшей и первостепенной традицией. Эти многочисленные ритуалы анимистов направлены на задабривание духов, ведь в противном случае те могут всячески навредить как отдельному человеку, так и всей деревне. Религиозные обряды полностью взяли верх над людьми, посещающих подобные “святые” места. Это очень сильно повлияло на традиционный буддизм, который со временем оброс ненужной ритуальной шелухой. Не видя разницу, люди задабривают не только духов, но и статуи Будды, поклоняются им, просят его защиты и даже поливают статуи водой, дабы спасти его от жары!

Ко многим святыням женщины не допускаются. Чтобы подойти к камню необходимо оставить все свои вещи на пропускном пункте
Пейзажи с вершины Чайттийо
Миряне и монах

В 11:00 утра в Кинпуне нас ждал обратный автобус до Янгона, поэтому мы поспешили назад. В деревне мы пообедали и отправились искать наш автобус.

В Кинпуне монахи оккупировали местную торговую лавку
На всю деревню слышно как монах с раннего утра и до поздней ночи читает какие-то тексты с Типитаки. Процесс резки льда, интересно для чего этот лёд используется?

По дороге назад, в городе Баго, моя спутница Ева вышла и наши пути разошлись. Путешествие в компании весёлой испанки завершилось. Всегда приятно встречать на пути добрых, отзывчивых и интересных людей. Надеюсь, мы когда-нибудь ещё встретимся☺

54 метровый лежащий Будда Шветальяун в храме Баго, установленный королём Мигадепой в 994 году.
Шветальяун второй по величине Будда в мире, после 74 м лежащего Будды в городе Давэй

Проезжая деревни и города я наблюдаю, как храмы, пагоды и всяческие “святые места” утопают в золоте, а условия жизни в быту равны нищите, не говоря уже об образовании, которое стоит больших денег. Дома в деревнях находятся в полуразрушенном состоянии. Везде грязь, мусор и антисанитария. Люди спят прямо на улице. Нет самых необходимых условий: электричества и воды. Тем не менее, сами люди кажутся счастливыми. Может им все эти условия не нужны?

Моё путешествие продолжается, вечером меня в Янгоне ждёт ночной автобус до Багана — древней столицы одноименного бирманского государства.

Zhassulan Abishev
Путешествие в Мьянму

Человек. Философ. Майндфулнес супервайзер и старший, сертифицированный преподаватель MBSR, тренер тренеров, автор интервенции MBTSR в Mindful Academy Solterreno