Дорога в Гренландию

--

Москва — Стокгольм — Кангерлуссуак — Маниитсок. Маршрут похода из иллюминатора.

Копенгаген — Кангерлуссуак

В Копенгаген прилетели вечером, сняли крон в АТМ, переночевали на скамейках рядом с 7–11. Мысль, что следующие три недели живем на 400 граммах еды в день заставляла покупать сэндвич за сэндвичем. Впрочем, куриный шашлык там тоже неплох.

Из Копенгагена в Гренландию летит “аэробус”, который садится на единственном пригодном для больших самолетов аэродроме, в Кангерлуссуаке, он же бывшая военна база “Сондстрем”. Там — пересадка на местные Dash–7 и Dash–8, которые разлетаются по всей Гренландии.

Летели днем, поэтому было красиво. Побережье Восточной Гренландии даже в разгар лета все в снегах и льдах.

Хорошо видно, что трещин на ледниковом щите почти нет: вода скапливается в озерах на поверхности.

Впрочем, ближе к краю щита это уже не так.

Кангерлуссуак

Кангерлуссуак (дат. Søndre Strømfjord) — поселение в западной Гренландии в коммунне Кекката. Это главный узел воздушного транспорта Гренландии, является местом крупнейших коммерческих аэропортов Гренландии. Кангерлуссуак происходит от гренландского слова «Большой фьорд». В окрестностях обитают разнообразные дикие животные (как овцебыки, карибу). Сочетание этих двух факторов сделала Кангерлуссуак значительным туристическим центром на протяжении большей части года. Экономика поселения с населением 556 в настоящее время почти полностью зависят от аэропорта и туристической индустрии.

Население — 556 человек.

Приземлились в Кангерлуссуаке. Наша стыковка — 4 часа. Сдали рюкзаки в камеру хранения аэропортов гостиницы (80DKK за две ячейки) и пошли гулять по городу.

Аэропорт Кангерлуссуака

Вот взлетает Dash–8 одного из местных рейсов:

Город — понятие условное, 500 жителей и одна улица, уходящая к озеру Фергюсон, где мы должны заканчивать маршрут.

Дошли по ней до моста через Watson River. На мосту табличка о том, что где–то здесь, сплавляясь по реке, погиб некто Watson. Под мостом как раз порог с каскадом водопадов, немудрено.

Порог под мостом.

Вдоль всей дороги — таблички с предупреждением о зыбучих песках. Здесь каждый год гибнет пара человек, обычно каякеры, которые сели на мель и решили выйти.

Песка много.

Вернувшись к аэропорту, пообедали в столовке и купили на почте лицензии на рыбную ловлю. Почта работает с 9:00 до 11:00, а затем с 13:00 до 15:00. Португальцы с их сиестой обзавидовались бы. Рядом с почтой — супермаркет в стиле “всё для жизни на острове”.

Лицензии на месяц рыбалки по 500DKK + 39DKK какой–то там сбор. На лицензии нарисовано всё, что можно поймать в окрестностях, очень удобно.

Ассортимент местной рыбы.

Эта картинка будет неполной без вот такой эскимосской детской сказки:

Когда молодая эскимосская девушка сказала своему отцу, что хочет выйти замуж за птицу, тот убил её жениха и выбросил дочь за борт каяка в море, но она уцепилась за борт руками. Тогда он отрезал ей пальцы. Девушка, которую звали Седна, ушла в глубину, где стала богиней, а каждый из её отрезанных пальцев превратился в какое–нибудь морское животное, в том числе и в гренландскую полярную акулу. Акуле было поручено отомстить за Седну и однажды, когда отец девушки рыбачил, она опрокинула каяк, а его самого съела. Когда эскимос умирает подобным образом, туземцы говорят, что акулу послала Седна.

Дождались самолета в Маниитсок. При этом предыдущий рейс на Наук отменили и объединили с нашим, поэтому летели на большом Dash–7. Рейс без мест, места у окна зависят от наглости.

Кангерлуссуак — Маниитсок

Самолет летит из Кангерлуссуака в Маниитсок практически вдоль нашего маршрута. Удалось отснять с воздуха очень много участков. Чем дальше летели, тем больше я приходил в ужас. Как пройти это все за три недели, было решительно непонятно. Там, где я ожидал увидеть в целом плоские тундры, громоздились горы, ущелья, обрывы и скальные сбросы.

Вот озеро Фергюсон, под ним — фьорд, мутный от реки Ватсона.

По скалистой тундре разбросаны мелкие озера.

Ниже видно Paradise Valley, заповедник с чистой и относительно спокойной речкой, и еще один мутный поток, с которым она сливается. Мы это все должны обходить выше, ближе к щиту.

А вот и край небольшого щита, отколовшегося от основного. Мы будем обходит его с севера, пересекая вооон то длинное серое озеро. Это озеро Tasersiaq — самое длинное в Гренландии.

А вот и ущелье между основным щитом и отколовшимся. Мы пойдем по его дну, обходя ледопады, валящиеся с двух сторон.

Один из рукавов Eternity Fjord, здесь нам нужно будет спуститься к воде около ледника и начать длинный переход по фьорду.

Перед самым Маниитсоком пролетали рядом с перевалом, который я было включил в исходный, четырехнедельный маршрут. Позже выкинул из–за недостатка времени и непонятной проходимости. Со стороны подъема был виден хороший, пологий путь и я подумал, что перевал можно и пройти. Конечно, к этому моменту я напрочь забыл, что это снизу склон кажется более крутым, чем на деле, а сверху — ровно наоборот.

Перевал — от озера вправо-вверх, через хребет.

А вот эти 15 километров океана, которые мы пересекали на катере:

Маниитсок

Маниитсок (гренл. Maniitsoq) (ранее Суккертоппен, дат. Sukkertoppen) — город и столица одноименного муниципалитета центральной части Западной Гренландии. Граничит с Нууком на юге, Аммассаликом на востоке и Сисимиутом на севере. Площадь 79500 км², население муниципалитета 3489 чел. (2007) из них 2801 чел. в самом городе.

В Матиинсоке нам нужно было пройти около двух километров до магазина ”Arcticwaves”. Там нас должен был ждать Нильс, обещавший на лодке закинуть к началу маршрута. Пока мы в аэропорту раскладывали еду по рюкзакам, Нильс не находил себе места и в итоге приехал на пикапе узнать, где же мы. Отправили рюкзаки с Нильсом, а сами зашагали по дороге вдоль океана. Домики Маниитсока ущемятся по скалистым склонам острова, очень красиво. Под ними на воде покачиваются спидботы.

Нильс довез рюкзаки до магазина и вернулся за нами на другой, более просторной машине. Я был поражен такой расторопностью, начитавшись у Кента про природную лень эскимосов.

Магазин Нильса шикарен — там есть все, чего не было в супермаркете Кангерлуссуака, включая ружья, арбалеты и луки. Я хотел прикупить на поход легкий блочный лук, охотиться на зайцев. Не знаю, что меня больше отпугнула, цена в 800 евро или вес в 2 кило. Расплатились за трансфер (210 евро), забрали рюкзаки и загрузились в катер Нильса.

Вышли из гавани, поскакали по большим океанским волнам. Мы правильно сделали, что не пошли от Маниитсока своим ходом — на лодках это заняло бы пару дней. Вдобавок ко всему Нильс сказал, что это первый спокойный день. До этого все дни дул ураганный ветер с берега.

Подошли к точке высадки по плану “идем перевал”. Нужно было срочно решать, идем или все же нет. Взвесил все за и против, задавил амбиции и решил не идти — слишком многого насмотрелся из самолета. Плюс не было видно, что там на спуск, а спуск явно круче подъема. Сказал Нильсу, мол давай еще несколько километров дальше, обойдем мыс.

И тут Нильс сказал, что нифига, по тому плану который я ему высылал, высадка здесь (черт, я действительно высылал ему самый первый, четырехнедельный план), топливо и время он рассчитывал до сюда. Через пять минут мы уже были на острове, от которого до перевала было 8 км по фьорду, а до обхода — фиговать по океану с разгуливавшейся волной. Ну ладно, значит идем перевал.

Продолжение: Часть 1. Горы и фьорды.

--

--