Часть 4. Вперед и вверх

--

Где мы окончательно покидаем океанские фьорды, поднимаемся в высокие тундры и наконец-то встречаем овцебыков.

День девятый, 02.08

До сих пор мы бродили по краю континента, в основном на уровне моря, около фьордов. Настало время уйти вглубь материка, поднявшись до 1200м, и спускаться оттуда уже к Кангерлуссуаку по рекам. Первое дело — залезть от фьорда в высокие тундры.

Пройденный путь.

Для этого нужно было пройти вверх по сухой части фьорда Вечности, обходя ледопады, спускающиеся с двух ледовых щитов, которые она разделяет. Та еще щель, ее было видно с самолёта в самом начале.

В 1983 году здесь ходили датчане, но они дошли только до места, где ледопад упирается в озеро, перекрывающее ущелье. Пришлось вернуться — пакрафтов у них не было.

Утром от облаков не осталось и следа.

Первые лучи солнца круто подсветили влажные скалы — хоть хватай ледоруб и иди добывать самородки.

Дул дичайший ветер с берега (тот самый, со вчерашнего дня). Нам очень повезло, что его не было те два дня, что мы шли по фьорду. Могли бы подзависнуть на камешках в одной из бухт. Недели на две.

Еще вчера мы поняли, что не там поставили лагерь — между двух рукавов реки. Чтобы оказаться на нужном нам орографически левом берегу, пришлось по–быстрому надуть пакрафты и обплыть основное русло по фьорду. Ветер норовил унести вдаль.

Подниматься по долине можно было или вдоль реки, или по террасе правого берега (опять выше спутал право и лево) — с этой террасы начинается хвост “динозавра” на фото выше.

Река шла в подозрительном конгломератном каньоне, поэтому сразу полезли на террасу.

С террасы просматривалась вся долина. Горы в ее конце — это не горы, это на самом деле верх плато. Нам туда.

С противоположной стенки стекает первый ледопад.

Всего их по дороге будет четыре.

Бросили прощальный взгляд на фьорд — больше в этом походе мы океана не увидим.

Вскоре показался второй ледопад.

Этот ледопад был уже с озером.

Водопады тоже попадались.

Чтобы обойти конгломератную помойку перед ледопадом, залезли повыше и совершенно случайно нашли райское место для обеда. Вот примерно такие озера отлично заменяют в походе душ.

Обошли озеро под вторым ледопадом.

В воду периодически валились куски льда, заставляя нас отбегать от волн.

На привале приходилось выставлять наблюдателя, чтобы при очередной волне он мог громко закричать.

Впрочем, на привалах, когда мы сидели с камерами наизготовку, лед и не думал обваливаться.

Затем мы попали в ольховый прижим. Берег настолько плотно зарос карликовой ольхой, что пройти было невозможно. Пришлось спуститься к воде и попрыгать по торчащим из реки камням.

Наконец, добрались до озера, остановившего датчан.

За озером, над следующим ледопадом, разбивался в радугу водопад. Водопад над ледопадом, ну и дела.

С 1983 года ледники сильно отступили. Да что там с 1983 — на снимке гугла этот ледник еще заходит в озеро, а у нас уже не доходил до воды. Тем не менее, решили надуть пакрафты. Идти по узкой полоске скал между ледопадом и озером было опасно.

К этому моменту мы уже придумали два способа погрузки в пакрафты. Первый, с загидриванием и балансировкой груза по нескольким гермам — для фьордов и сплава. Примерно 45–60 минут на переключение пешка/вода. Второй — рюкзак в чехле на нос, сел и поехал. Это для пересечения мелких водоемов. Занимает минут 15–20, но не стоит отходить далеко от берега. Озеро пересекали в “быстром” режиме.

Вот так эти озеро с ледником выглядели в целом:

Пофигачили дальше, к четвертому ледопаду.

Вот он, и заодно еще раз водопад с другого ракурса.

Уже вечерело, и надо было искать место под лагерь. Около реки было ровно, но вода — исключительно мутная. В следующий раз буду брать фильтр.

Судя по космоснимку, под углом к долине на верх плато уходила прямая щель — не знаю, как образуется такая форма рельефа, может при землетрясении. Узкое, постепенно расширяющееся ущелье. Залезли в него и нашли там ручей. Заночевали.

День десятый, 03.08

Утром нашли еще и грибы.

Спускаемся из щели обратно в долину и продолжаем подниматься вдоль реки.

Местами попадаются прижимы, обходим как получится.

Нашли первый череп оленя. Дальше будет много.

Дошли практически до конца.

Дальше долина уходит в каньоны, а здесь нам на выбор три ложбины–ущелья для подъема на плато.

Вот два самых перспективных:

Пошли наверх по среднему, из которого вытекает река. Потому что самое левое идет не в ту сторону, а через эту реку хрен перепрыгнешь. Простой выбор.

Уже некоторое время шли по скотским тропам — скорее всего, овцебыки. Их самих пока не видно. Периодически скотские тропы заводили вот в такие места:

Привал на камне–корабле.

Бугор на леднике напротив. Хорошо, что нам туда было не надо. Хотя наверняка получилось бы много веселых баек.

Ну и цветочки заодно.

Дошли до разлива, где удалось перейти реку.

Втопили на небольшую седловинку — и вот мы на плато.

Высоту не помню, около 500–600м наверное. На фотографии ниже Саша все так же добр и весел, просто сосредоточен и устал.

“ОК, Гугл, как бы нам по лучше его пересечь?” спросили мы и посмотрели на космоснимок. Там было видно длинное изумрудное озеро на самом верху плато. Решили дойти до туда, переплыть его и чуть приспуститься до озера Tasersiaq.

На горизонтальной части плато куча скал и озер между ними. Ориентироваться кроме как по космоснимку сложно, но идти довольно приятно.

Попадались цветочки и олени.

А вот длинное изумрудное озеро все никак не попадалось, хотя все время было “вон за тем холмом”. Я уже почти было убрал GPS и достал компас, как мы выперлись на очередной холм с видом.

Там, где должно было быть изумрудное озеро, проглядывал водопад.

Заинтригованные, мы подошли туда и увидели, что

на месте замечательного изумрудного озера, старательно нарисованного гуглом, находится Гранд Каньон:

Каньон был грандиозен. Интересные горизонтальные полосы на стенках — я такие видел на гранитных каньонах от выработки, а тут как–то само вышло.

Тем не менее, это означало, что нам и дальше фигачить пешком.

Живности стало попадаться гораздо больше.

Наконец–то увидели овцебыков, которые нам протропили пол–маршрута.

Овцебык, или мускусный бык (лат. Ovibos moschatus) — единственный современный представитель рода овцебыков (Ovibos) из семейства полорогих.

Дальние предки современных овцебыков жили в конце миоцена в высокогорьях Центральной Азии. Около 3,5 млн лет назад, когда климат стал заметно холоднее, предки овцебыков спустились с Гималаев и распространились по территории Сибири и остальной северной Евразии. Во время иллинойсского оледенения овцебыки по Берингову перешейку проникли в Северную Америку, а оттуда в Гренландию. В поздний плейстоцен началось резкое сокращение популяций овцебыков, связанное с потеплением климата. Овцебыки и северные олени это единственные копытные млекопитающие Арктики, которые пережили поздний плейстоцен.

Они прикольные — стоит такая туша размером с бизона, смотрит на тебя исподлобья, медлееенно и значительно поворачивается и ОЧЕНЬ БЫСТРО УБЕГАЕТ.

Вышли в ровную высокогорную тундру.

Высота около 700м, сверху постоянно виден ледовый щит.

Подошли к озеру Tasersiaq, самому длинному пресноводному озеру Гренландии. Гренландцы собираются вкрячить здесь ГРЭС, но пока не добрались.

Ширина озера — чуть больше километра, вода крайне мутная. Нужно было его переплыть и найти место под лагерь с чистой водой.

Как обычно, виды отличные.

В конце разогнало приличную волну, стал подумывать что может стоило и загидриться. Эта мысль при пересечении километровых озер приходит в голову довольно часто.

Нашли уютную бухту с чистым ручьем. Красота.

--

--