Выученная успешность

Есть такая штука — выученная беспомощность. Это когда человек даже перестает пытаться что-то изменить, потому что бесполезно. Потому что не получится. Потому что ты можешь быть наказан за попытку сделать иначе. В шведской школе я столкнулась с примером абсолютно противоположным.

Natalia Munina
Там, где мы есть
3 min readMay 29, 2018

--

Немного предыстории

В сентябре ребенок рассказал, что они “делают цирк”. Они — это объединенная продленка второго и третьего классов. Они решили сделать большой годовой проект, и на всеобщем голосовании было выбрано цирковое представление.

Дети разбились на группы по интересам: акробаты, танцоры, клоуны, жонглеры, оформители, бутафоры, работники сцены итд.

С сентября по апрель они клеили коробочки для попкорна, рисовали билеты, делали костюмы, репетировали номера и провели несколько генеральных репетиций.

Изменить время, когда я забираю ребенка из школы, с учетом генеральных репетиций, было единственным усилием с моей стороны. Если, конечно, не считать бесконечные выслушивания восторгов, предвкушений, ожиданий и страхов ребенка перед выступлением.

В день Х ребенка не надо было забирать из школы, а надо было подойти вечером к назначенному времени, купить билет, выпить кофе с булочкой (за отдельные деньги). Оплату можно было произвести наличкой или свишем (приложение в телефоне для перевода денег). Все делали дети, учителя скорее страховали.

Потом мы прошли в зал и началось выступление.

Самое представление не отличалось ни чем выдающимся. В том плане, что “синхронность действий”, попадание в ноты, сложные движения — все то, что было положено продемонстрировать на отчетном концерте в российском садике — ниже всякой критики. Никто из учителей не продемонстрировал оперное сопрано, никто из занимающихся танцами не выдал шоу, достойное проф сцены, костюмы тоже не отличались особой красотой, а трюки фокусников были прозрачны.

Это было очень искренне и очень слабо.

Потом был антракт. Снова сок, кофе, булочки, лотерея. И вторая часть.

Где-то во время антракта, я поняла, что это же не отчетный концерт. Это просто выступление мальчиков и девочек 8–9 лет. То есть вдруг я поняла, что учителя не ставили задачей, чтобы дети продемонстрировали, чем они научились за год. Это что-то другое, о чем я раньше не знала.

А спустя две недели началось самое интересное

Нет, ребенок вскользь рассказывал, что они строят наполеоновские планы на заработанные деньги. Потом говорил что-то про поехать на море ловить крабов…

В итоге… да. На заработанные деньги у них не получится поехать в Испанию, по крайней мере в этом году, но они действительно поедут на море ловить крабов.

Заработали они около 5000 крон, что выливается либо в билеты на автобус туда-и-обратно, либо, если родители смогут их оттуда забрать, то на билет туда и на мороженое. Причем я поняла это из бумажки, в которой меня спросили могу ли я забрать своего ребенка и еще пару-тройку детей? не против ли я, чтобы мой ребенок ехал в другой машине? или ребенок останется дома?

В этот момент картинка сложилась. Сложилась вся логическая цепочка.

Проект реализован не тогда, когда ты “выступил”, а когда ты получил свою награду. Потому что если ты хорошо отработал, выложился, то ты должен получить вознаграждение.

Как дети ловят крабов в Швеции.

Вот она — выученная успешность

  • Работа, которая приносит удовольствие во время самой работы
  • Работа, которая приносит удовольствие, когда ты отдаешь ее заказчику
  • Работа, которая приносит деньги
  • Деньги, которые приносит работа, тратятся на впечатления и познание нового. Да, мой ребенок ни разу не ловил крабов!

Не может не радовать и уровень доверия всех ко всем.

  • Это не незаконное предпринимательство. Не “поборы”, хотя никаких кассовых аппаратов, естественно не было.
  • Учителя полностью взяли на себя организацию. Возможно родительский комитет пек булочки на продажу, но это не точно.
  • Это был сюрприз для родителей. Никаких “почему вы второй год подряд в костюме пчелки, если ваш ребенок должен быть осой!”
  • Организованная группа детей едет черт знает куда на общественном транспорте.
  • Я доверяю моего ребенка случайному родителю. К кому влезет в машину, к тому и хорошо.

В качестве бонуса — проект в смешанных группах длинною в год. И в качестве огромного бонуса, желание делать следующий проект прямо сейчас. То есть они “выходят” из годовой работы с ощущением “хочу еще”, а не “больше никогда!”, как половина моих коллег, занимающихся организацией мероприятий.

--

--

Natalia Munina
Там, где мы есть

Born in St. Petersburg, Russia. Now living i Kungälv, Sweden. I’m tutor, event manager, wife and mom.