Becoming a Tallinner

Olga Shatokha
Там, где мы есть
3 min readSep 16, 2015

Когда переезжаешь в новую среду, то каждый день происходит столько открытий, что когда садишься писать, не знаешь, за что хвататься. Поэтому в этот раз просто продолжу писать о том, с чем я столкнулась за 3 недели пребывания здесь.

E-stonia

У эстонцев все происходит онлайн, включая выборы президента. А еще у каждого жителя Эстонии есть ID карта с чипом. Она не только является паспортом, с помощью нее на портале eesti.ee еще и подписывают документы, регистрируют права, место жительства, членов семьи, собирают рецепты, выписанные врачом. Карта распознается через считыватель или mobile ID (услуга активируется через мобильного оператора).

Eco

В Эстонии меня сразу подкупило отношение к природе и умение эстонцев жить в гармонии с ней. Мусора на улицах практически нет, выхлопов машин тоже. Кроме сортировки мусора, за него еще можно получать деньги — пластиковая и стеклянная тара сдается в специальные автоматы, за каждую бутылку автомат начисляет 10 евроцентов (аналогичные системы есть почти по всей Европе). Принимаются почти все тары, кроме бутылок из под вина и крепкого алкоголя и небольших пластиковых бутылок, например от кефира. Классификация тары есть здесь.

Friendly

Вежливость и дружелюбие эстонцев я заметила в нескольких проявлениях.

Вождение. Здесь равные права и у велосипедиста, и у мотоциклиста, и у водителя автомобиля, а главное — у пешехода. И, что немаловажно — вне зависимости от пола. О том, что на “бабу за рулем” надо реагировать, как на красную тряпку, местные мужчины не в курсе.

Безопасность. Говорят, по уровню преступности Эстония — одна из самых безопасных стран в мире. Мне нравится скандинавский менталитет — никто не пытается проникнуть в твое личное пространство. Для сравнения — Грузия прекрасная и приветливая страна, но радушие грузинов в моем мире часто является навязчивым.

Конечно, тут алкаши и бомжи тоже встречаются (кстати, те кого слышала — русскоязычные, почему я не удивлена?). Ведут себя неагрессивно. Проходили по улице мимо такого товарища, который шел зигзагами — смущенно сказал “Извините, я немного пьяненький”.

Мультикультурность. Языковое разграничение происходит примерно так: 99% эстонцев знают эстонский, 70% знает русский(в основном старшее поколение). 75% эстонцев говорит на эстонском в повседневной жизни между собой, остальные 25% — на русском. Английский знают наверное 99%.

Благодаря этому легко ассимилироваться, сложно чувствовать себя иностранцем. Ни разу не было такого, чтобы человек отказался со мной говорить из-за того, что я не говорю по-эстонски, всегда находили общий язык.

И, да, эстонский — сложный. 14 падежей, стремные звуки, смысл слова меняется от интонации. Планирую выучить хотя бы на элементарном уровне, но пока не могу заставить себя.

Климат

Если вы любитель жары, то вам в Таллинне наверное не понравится. Лично я же устала от перепадов в Украине от -35 зимой до +40 летом. Поэтому лето, где средняя температура до +25, и зима до -10 мне подходят.

Сейчас тут +14 и иногда небольшой дождь, такой, в который можно, например, ездить на велике. На выходных было +19 и солнце.

А что, если?..

Закончу этот пост размышлениями типичного человека, который “заводит трактор”, которые одолевали меня, пока я не переехала. Потому что наверняка они тоже кого-то прямо сейчас одолевают. И вообще в такой практичный пост хочется добавить чего-то эдакого.

Да, возможно со временем я разочаруюсь в Эстонии. Да, возможно мне не понравится работа, или я не пройду испытательный срок. Да, возможно я вернусь в Украину в “никуда”. Да, возможно в итоге окажется все зря. Все возможно. Но пока я понимаю — игра стоит свеч. Не потому, что классная страна, работа, еще что-то. Просто - авантюра, приключение, это и есть жизнь. И если у вас появляется возможность попробовать что-то новое — дерзайте, пока возможность есть, пока вы молоды, а впрочем, даже если совсем не молоды, ведь это не важно.

Короче, life begins at the end of your comfort zone, пацаны.

--

--

Olga Shatokha
Там, где мы есть

I’m Ukrainian, currently living in Estonia. I work as HR in IT. Sometimes I write here about my life in Tallinn.