О тренерах “как бы чего не вышло”

Valentina Nochka
Sep 5, 2018 · 6 min read

В соответствии со строго научной классификацией тренеры делятся на две категории: хорошие и плохие. Хорошие — это те, кто на основе знаний биомеханики, анатомии и принципов тренировки помогают клиенту планомерно и продуктивно двигаться к некой условной цели. При этом они наращивают результат, отслеживают прогресс и постоянно корректируют тренировочный процесс, благодаря хорошей обратной связи с подопечными. Плохие тренеры ни в чём таком не разбираются, прогресс их не волнует, а обратная связь зачастую выражается в диктате, неумении отвечать на простые вопросы и попытках давить на клиента авторитетом. Весьма, впрочем, сомнительным. Вдобавок к этому, властью, данной им дырой в законодательстве, которое никак не регулирует фитнес-сферу, они делают с доверившимися им людьми всё, что вздумается.

Но сегодня мы не будем говорить о горе-кроссфитерах, TRX-садистах и прочих поклонниках испанской инквизиции, родившихся не в своё время. В оптический прицел нашей мухобойки попадут так называемые тренеры-«как бы чего не вышло» — в силу неумелости и непрофессионализма личности нерешительные и в какой-то степени жалкие. Сами себя они гордо величают специалистами по коррекционной тренировке, но на деле просто трусят зваться персональными тренерами. Как только клиент предлагает им повысить нагрузку, разнообразить рутину в случае достижения плато или вообще сменить направленность тренировочного процесса, они откладывают нехилые блинчики в свои спортивные леггинсы и начинают глупо и пошло отмазываться, стараясь сбить подопечного с толку — мол, «вы ещё не готовы», «давайте ещё посидим на тонусе», «смотрите, бабайка!» и прочее в подобном духе.

Бабайка!

Но прежде чем мы продолжим вивисекцию сих особ, давайте немного отвлечёмся и разберём термин «коррекционная тренировка». В самом этом понятии ничего плохого и страшного нет. Никакого отношения к коррекционным группам т.н. альтернативно одарённых людей оно не имеет. По-хорошему это тип тренировок для лиц (и тел) с явными анатомическими и физиологическими нарушениями. Такими, как сколиоз от 3-й степени и выше, ожирение, серьёзный порок сердца, нарушение в работе периферической нервной системы. Словом, всем, что находится в компетенции скорее медицинской, нежели тренерской. Такими людьми занимаются профессионалы по лечебно-восстановительному фитнесу — как правило врачи с соответствующей специализацией. Это очень высокая степень ответственности и квалификации, да и вообще благородное, сложное, но при этом весьма щедро оплачиваемое дело.

Но давайте вернёмся к нашим «специалистам-коррекционщикам». В чём состоит их миссия? На словах — беречь клиента от всего, что может ему навредить, а по сути — разводить его на деньги, впаривая под видом полноценного тренинга пустышку. Жим от груди с розовыми барби-гантельками по 2 кило, приседания и становая тяга с пустым грифом (в лучшем случае с олимпийским), нелепые кранчи и судорожные скручивания-скрючивания, лёжа на полу. По сути всё вышеперечисленное — это не более, чем лёгкая разминка перед нормальной тренировкой, ведь по степени энергетических затрат и суставно-мышечной вовлечённости человек больше упахивается в раздевалке, когда переобувается, чем на таком воркауте. Мы называем это буддистским фитнесом. Тренировка есть, но её как бы нет.

Тренировка фулбади

С тем же успехом можно позаниматься дома — пропылесосить, вымыть пол, посмотреть телевизор, поспать, в конце концов… толку будет больше. Лифтеры-хардкорщики предпочитают ходить на рынок — там тяжёлая картошка и дыни по пять кило! Смех смехом, а залы просто кишат специалистами, которые могут годами водить совершенно здорового клиента за нос, рассказывая ему сказки про конституцию, генетику, неудачный недельный гороскоп и прочее в том же духе. Собственно, факторов отмазки два. Будем немного утрировать, чтобы нагляднее показать их несущественность:

1. Физиологический фактор: у вас ключицы разной высоты, нос кривой и уши холодные — куда вам армейский жим!? Как вы вообще до зала добрались?

2. Психологический фактор: вам категорически нельзя делать становую тягу, потому что в детстве к вам приставал отчим! Не было отчима? Ещё как был! Просто ваша память блокирует специальный участок мозга, отвечающий за воспоминания об отчимах.

На самом деле большинство таких «тренеров» просто боятся нагружать клиента. Разумеется, не ради последнего, а из-за собственного неумения вести себя в ситуации, когда приходит время повышать нагрузку. Ведь тогда придётся наблюдать за подопечным особенно рачительно: постоянно выправлять ему технику, не давать кривить спину и тянуть поясницей, следить за нормальным ходом суставов. Планировать тренировку таким образом, чтобы равномерно нагружать все мышечные группы, грамотно распределять нагрузку в микро- и мезоциклах, не допуская перетрена и дисбаланса в отдельных системах организма. Понимать биомеханику упражнений, чтобы выбирать оптимальное сочетание эффективности и безопасности. Знать физиологию, чтобы рассчитывать период восстановления и роста не от балды, а используя конкретные знания и методики. Планировать рацион. И многое-многое другое.

Всё это, разумеется, не нужно, когда клиент не напрягается.

Да и зачем его напрягать? Ведь можно намотать ему резинки на ноги и отправить в увлекательное путешествие бочком по залу. Можно положить на мат и попросить поподнимать ножки. Отрываться от телефона при этом вовсе не обязательно. Ещё поделать мостик, который с чьей-то лёгкой руки (или скорее попы) прозван ягодичным, хотя ягодицы в нём участвуют примерно как оппозиция в северокорейских выборах — почти никак. Его мы, кстати, разберём и обсмакуем отдельно, в одном из следующих выпусков нашей передачи.

Пока делаешь ягодичный мостик, можно поиграть с ребёнком или почитать соцсети

В итоге картина складывается печальная. Работы на тренировке нет. Роста как следствие тоже. Результаты стоят на месте. Один сплошной пенсионерский тонус. Но, как мы уже писали, с тем же успехом этот тонус можно получить дома и совершенно бесплатно. Горе специалист уверяет, что так и должно быть, что, мол, так и надо. Вместо того чтобы окрылять, дарить (или продавать) радость и позитив, он внушает клиенту комплекс беспомощности, привязывает к себе, как пьяного к фонарному столбу. Параллельно придумывает всякие миллиметровые дисбалансы, микродисфункции и прочую дрянь, чтобы водить человека за нос и при этом неплохо на нём наживаться.

В терминальных стадиях т.н. коррекционной тренировки особо впечатлительный и внушаемый клиент, сам того не осознавая, начинает чувствовать себя больным и несчастным. Ему становится боязно поднимать веса тяжелее тренировочной сумки — ведь могут не выдержать хрустальные суставы или порваться связки-ниточки. При этом он продолжает восхвалять своего чудо-тренера, ведь только тот — родимый и дорогой — не даёт сойти в могилу. Всё это сильно напоминает стокгольмским синдромом, когда заложник начинает оправдывать и сочувствовать своему пленителю. В фитнесе такое тоже случается.

Чтобы помочь запутавшемуся человеку, надо просто напомнить ему, что в любом деле, подразумевающем развитие, на первом месте стоит качественный прогресс. И только он. Исходя из этого, тренировку можно сравнить, например, с изучением английского языка. Только представьте себе, вы учитесь целый год, но ещё даже не освоили алфавит. Преподаватель исправно получает свою денежку, но при этом уверяет вас, что всё идёт по плану, что так и надо, хотя на деле он сам разбирается а английском немногим больше вас. Что обычно делают с таким репетитором? Правильно — дают хорошего пинка под большую ягодичную. А теперь спроецируйте этот простой пример на тренировочный процесс. Поразмышляйте.

Заключение

Как уже было сказано, настоящая коррекционная тренировка — от ЛФК до серьёзных посттравматических нарушений нервной системы — находится в компетенции специально обученных врачей. Простому смертному в это дело соваться точно не стоит. Роль персонального тренера заключается в работе со здоровой и функционально готовой клиентурой, уже не на гарантии, но формально без проблем и видимых нарушений. В этом случае любая тренировка является по сути коррекционной. Но не в медицинском смысле, а исключительно в бытовом. Ведь прогрессивная нагрузка, скажем, в приседе или жиме от груди требует постоянной поправки на технику, обратной связи с клиентом, а также визуального, а если потребуется, и тактильного сопровождения. Меняется ли вес, направленность, циклирование — всё это должно отслеживаться и корректироваться по умолчанию, без лишнего надрыва и пафоса. Попытки делать из этого отдельную фитнес-нишу выглядят так же надуманно и нелепо, как например, попытки выделить в отдельную строительную дисциплину забивание гвоздей или ковыряние в носу, если речь идёт о естественной физиологии. Это, согласитесь, глупо.

Так что, уважаемые читатели, будьте бдительны. В фитнесе, как и в любой другой сфере полно шарлатанов. Избегайте их, даже если они обаятельны и безумно красивы — требуйте сертификат и спрашивайте про квалификацию. Ответ в духе «я сам спортом занимался и выжил» не канает. Почему? Читайте статью «Спортик высоких достижений» Она где-то здесь. Выше.

N.S.

В ближайшем будущем мы обязательно напишем о культуре выбора персонального тренера. Так что тему не закрываем.

Спасибо за внимание, дорогие физкультурники. Всем физкультпока!

    Valentina Nochka

    Written by

    Физкультура и джаз

    Блог о здоровом образе жизни для тех, кто любит читать

    Welcome to a place where words matter. On Medium, smart voices and original ideas take center stage - with no ads in sight. Watch
    Follow all the topics you care about, and we’ll deliver the best stories for you to your homepage and inbox. Explore
    Get unlimited access to the best stories on Medium — and support writers while you’re at it. Just $5/month. Upgrade