Плач по духовности

Dan Kocherga
Школа АВЙ в Таганроге
4 min readFeb 12, 2017

В начале занятий йогу мне преподнесли как практику с двойным дном: на коврике мы делаем упражнения, но есть и уровень глубже, духовный. Получается, это больше, чем гимнастика или фитнес, но в чем отличие — непонятно, никто толком не объяснял.

Разговоры о духовной части упирались в йога-сутры Патанджали и восемь ветвей. Так я их и запомнил, наполовину: яма, нияма, асана, пранаяма, пратья-пж-трж-что-то-там, САМАДХИ. Отсыл к философии немного успокаивал, дескать, где-то там и есть ответ на твой вопрос. Духовность она где-то среди этих восьми ветвей.

Нравственность

Первые две ветви описывают нравственные нормы, за это я и схватился. С асанами и пранаямой, 3 и 4 ветвями, все понятно, их я делаю на коврике. Ставим две галочки. Пункты с 5 по 8 довольно непонятные, их я оставлю на потом.

Так что яма и нияма — для начала отличные кандидаты на духовную часть практики. Представим подходы к этому вопросу в виде разговора двух Данилов:

  1. Данил нравственный новый. Он держит в руках список пунктов, которым теперь нужно следовать.
  2. Данил прежний, который не совсем понимает, что происходит.

Духовный материализм

Большинство попыток вести себя иначе заканчивались вопросами без ответов. Поэтому, я выдумал несколько правил, и заставил себя им следовать. Подумал, что нужно что-то изменить в своем поведении, чтобы быть более духовным человеком.

Если я занимаюсь йогой, смотрю глубже, чем асаны, то я:

  • Не буду злиться, даже если бесят.
  • Не буду браниться.
  • Не буду есть мясо.
  • Не буду пить алкоголь. Даже с мамой на новый год. Никогда.
  • Буду добрым, что бы это ни значило.
  • Буду слушать музыку с пением мантр и тибетскими чашами.
  • Буду носить майки с надписями на санскрите.

Сейчас я понимаю: в этом была большая проблема. Можно обманывать себя, полагая, что развиваешься, но в действительности только усиливать эгоцентричность.

Вот, что об этом пишет Чогьям Трунгпа:

Неважно, чем именно мы пользуемся — мудростью священных книг, диаграммами или чертежами, математическими вычислениями, эзотерическими формулами, религией, психологией или любым иным механизмом. Всякий раз, когда мы начинаем оценивать, решать, следует нам что-то делать или нет, сделать нам то или другое, мы уже соотносим свою практику или своё знание с определёнными категориями, противопоставляем одно другому. Это и есть духовный материализм, ложная духовность. Каждый раз, когда у нас возникает двойственное представление, например, «я делаю это потому, что хочу достичь особого состояния», мы автоматически отделяем себя от того, чем мы реально являемся.

Если же мы спросим себя, что же плохого в оценке, в том, что мы становимся на ту или иную сторону, — на это можно дать следующий ответ: когда мы выносим суждение «я должен делать это и должен избегать того», мы всё усложняем, и это уводит нас далеко в сторону от фундаментальной простоты нашей природы.

Простота медитации означает, что мы просто переживаем на опыте обезьяний инстинкт эго. Если же мы возлагаем на нашу психологию нечто большее, она становится обременительной, плотной маской, чем-то вроде железных доспехов.

Выводы

Чогьяма Трунгпу спрашивали: как же быть с алчностью, которая возникает, когда мы ввязываемся в какую-нибудь практику. Она затягивает нас и мы страстно пытаемся подражать всему, что видим.

Ответ был такой:

Вы должны дать первому импульсу угаснуть. Ваше первое импульсивное влечение в сторону духовности, возможно, приведёт вас на какую-то особую духовную сцену. Но если вы работаете с этим импульсом, то он постепенно угасает и на определённой стадии становится скучным, однообразным. Это полезная весть.

Понимаете ли, жизненно важно по-настоящему вступить во взаимоотношения с самим собой, с собственным опытом. Если этих взаимоотношений нет, тогда духовный путь становится опасным, превращается во внешнее развлечение и перестаёт быть естественным личным переживанием.

Что же осталось в итоге? Становлюсь ли я более духовным, когда во время практики меня переполняют мысли и эмоции? Когда я не могу с ними справиться и падаю на коврик без сил? Когда я делаю кувырок через руки, слышу хруст в позвоночнике и на меня накатывают слезы? Когда я замечаю, что в обществе людей сжимаюсь в комок? Когда я переживаю гнев, обиду, скуку, радость или страсть. Когда я иду к психологу и пытаюсь во всем этом разобраться?

Я не знаю. Но этот путь кажется мне честным.

«Тик-ток» — кувырок через руки.

Текст: Данил Кочерга

Цитаты из книги Чогьяма Трунгпы «Преодоление духовного материализма»

--

--