Самое бесполезное место для получения знаний — ваш университет

Artem Golovin
42willdo
Published in
4 min readJun 17, 2016

Ну вот, я получил степень бакалавра. У меня в руках европейский диплом, он круто переливается на свету и приятен на ощупь. Но я совершенно не понимаю, для чего же мне он нужен? Во всех проектах, в которых я участвовал, у меня ни разу не попросили этот самый магический диплом. Более того, всем моим работодателям даже не было интересно, где я учился и учился ли я где-то вообще.

За пять лет у меня всего один попросили предъявить диплом, и это была до жути забюрократизированная иммиграционная служба в Голландии. Они думали два месяца, а потом отказали мне в рабочей визе, потому что решили, что я недостаточно квалифицирован для cвоей позиции, раз у меня нет диплома. По каким еще критериям меня оценивала иммиграционная служба и как они пришли к этому выводу даже не поинтересовавшись моей должностью — для меня до сих пор загадка.

Все. Больше смысла в существовании диплома я не нашел.

Университет — мой, ваш, любой — крайне бесполезен для получения нужных вам знаний. Пожалуй, это последнее, что там можно делать. Не поймите меня неправильно, я учился в прекрасном месте, одним из лучших в Финляндии в плане подготовки IT-специалистов. В качестве подтверждения моих слов могу сказать, что почти все мои одногруппники уже нашли работу со средним окладом в 3000–4000 евро (220–300 тысяч рублей по курсу на 16 Июня 2016) в месяц.

Я узнал множество вещей, например, я могу с закрытыми глазами настраивать Cisco’вское оборудование стоимостью во много тысяч долларов, я прошел полный курс “продвинутой инженерной математики”, и я знаю чем отличаются поинтеры от фактических значений в языке С. И еще тысячу и одну вещь. Но как часто я это использовал в реальной жизни? В работе?

За пределами лаборатории я даже близко не видел Cisco’вские маршрутизаторы, я ни разу в реальной жизни не нашел применения теореме Фурьера, и, к счастью, даже Apple уже изобрела новый язык, в котором больше не используются поинтеры. Полученные в университете знания ценны для человечества в целом и ценны в каких-то определенных сферах (заметьте, каждые определенные знания в каждой определенной сфере, а не все знания сразу), но конкретно в моей жизни для этих знаний нет никакого применения. Эти знания очень быстро устаревают и еще быстрее забываются. Эти знания слишком поверхностны, чтобы их можно было использовать в настоящей работе, поэтому вам все равно придется изучать их заново.

Более того, давайте вспомним уроки экономики в школе. А именно, понятие Альтернативной стоимости. Это наилучшая стоимость из упущенных в результате выбора конкретного альтернативного варианта, при производстве может быть определено как количество другого товара, которым приходится жертвовать (уменьшать его производство) для увеличения производства данного товара.

Иначе говоря, если бы вы вместо изучения всех этих предметов углубились в одну конкретную сферу, вы бы за это время стали бы мировым специалистом в выбранной вами сфере. Или вы бы успели объездить весь мир, или вы бы успели заработать ну как минимум €150 000 (работая разработчиком на среднем по Европе окладе). Помните, в Универе вы просидели от четырех до восьми лет своей жизни.

Апофеозом этого маразма является его величество “Тезис”. На него гробится 500 часов моего времени, 50 часов времени моих супервайзеров и тонна кофе. И все для того, чтобы в библиотеке университета остались 60 страниц текста. Текста, который уже через два года устареет, и текста, который за все время прочитает всего два человека — мой технический супервайзер и мой супервайзер по оформлению.

Возможно, если посмотреть на лежащую передо мною бумажку формата А4 с гордой надписью “Degree Certificate” и соотнести её со всеми потраченными на неë временем, деньгами и нервами, гораздо эффективнее было бы последние пять лет просто сидеть на одном месте и ничего не делать.

Именно поэтому я не считаю, что есть смысл ходить в университет за знаниями. Однако, я всё еще считаю, что я не зря провел там время. Почему? Потому что я туда шел не за знаниями.

Так что же я получил в итоге? Я получил не диплом, я получил:

  1. “Общее развитие”. Да, знания не актуальны и не нужны в жизни. Но согласитесь, приятно осознавать себя человеком, знающим несколько больше среднестатистического хомо сапиенса. Я могу поддержать почти любую беседу, а в свободное время могу спаять себе что-нибудь эдакое. Потому что уже умею.
  2. Друзья. Я познакомился с кучей прекрасных людей со всего мира. Я знаю ребят из Финляндии, Голландии, Америки, Австралии и еще из кучи мест. Моих лучших друзей я встретил именно благодаря университету, и я безгранично счастлив, что их узнал.
  3. Я просто хорошо провел время. Если бы я не поступил в университет, я никогда бы не съел ЛСД в одном маленьком городишке, я бы никогда не намотал 1 000 километров на велосипеде по Амстердаму, я бы никогда не решился потратить неделю на пайку своего собственного радио по макетам 20-х годов прошлого века.

Поэтому если вы решили идти в университет, не идите туда за конкретными знаниями. Идите туда за друзьями и весельем. Идите на ту специальность, которая вам интересна. И постарайтесь выбрать университет в другой стране, чтобы еще и попутешествовать.

И если вы уже ходите в университет, но вам там ничего не нравится, найдите в себе силы забрать оттуда документы и поступить куда-нибудь еще. Или вообще никуда не поступать, нет смысла зря тратить ваше драгоценное время.

P. S. Пойду ли я на Мастера? Да, пойду. Но не за знаниями, а потому что взрослая жизнь скучна и однообразна. Я уже начинаю скучать по общежитиям, студенческим вечеринкам и паяльнику в лаборатории.

P. P. S. На следующие 2–3 месяца уезжаю путешествовать. Отмечу окончание. ;-)

--

--